Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Долгосрочный заказ – ключ к технологическому суверенитету

5 мая 2023
Время чтения ~ 2 мин
Магистральный тепловоз 3ТЭ28
Магистральный тепловоз 3ТЭ28. Источник: ТМХ
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 2 мин

Россия: В конце апреля РЖД анонсировали планы представить в 2024 году линейку полностью отечественных локомотивов. Для газеты «Коммерсантъ» мной был предоставлен комментарий с оценкой выполнимости таких сроков, привожу его в полном объеме.

Планы запуска в серию в 2024 году локомотивов с максимизацией российской компонентной базы являются реализуемыми. Стоит учитывать, что благодаря давно введенным РЖД высоким требованиям по локализации уровень импортозамещенности большинства закупаемых локомотивов и так был высок, что не привело к таким проблемам как, например, в автопроме и авиастроении. Сохранявшаяся импортная составляющая была больше вопросом экономической целесообразности.

Разработка недостающей альтернативной компонентной базы ускорилась практически сразу после начала специальной военной операции на Украине и усиления санкционного давления. В среднем конструкторская документация на компоненты разрабатывается в течение 3-6 месяцев, а дальше начинается ряд нюансов. Первый – наличие соответствующего производственного оборудования, он сейчас в основном решается за счет господдержки. Второй – наличие испытательной базы и свободных мощностей у комплектаторов при условии, что сейчас приоритетен кратно возросший заказ со стороны ОПК. Третий – прохождение процедур сертификации, в РС ФЖТ сообщали, что ее ускорили. Четвертый и, наверное, самый главный – технические специалисты и рабочие кадры, за которых на фоне опять же острого запроса со стороны ОПК развернулась очень сильная конкуренция.

Еще один немаловажный фактор – субкомпоненты, закупаемые комплектаторами 1-го уровня. По ним в ряде случаев отсутствует заградительная пошлина на импорт из Китая и других стран, что снижает инвестиционную привлекательность создания таких производств, так как проблематично запускать линию и конкурировать по цене с тем, у кого налажена широкомасштабная серия с поставками в десятки стран.

Все это подчеркивает давно назревшую востребованность долгосрочных заказов на подвижной состав с прописываемыми опционами. Для новых локомотивов – контрактов будущей вещи, когда авансируется создание первых нескольких машин, а далее также открываются опционы. Это позволит производителям нарастить возможности кредитования под НИОКР, развитие испытательных центров, расширение производственных мощностей, а также повысить зарплатное предложение на рынке труда.

Автор: Сергей Белов, основатель и главный редактор ROLLINGSTOCK Agency. Специально для «Коммерсанта» (опубликовано в сокращенной версии 25 апреля).