Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Европа усиливает защиту внутреннего рынка подвижного состава

22 февраля 2023
Время чтения ~ 4 мин
Высокоскоростной поезд в Германии
Высокоскоростной поезд в Германии. Источник: leedeo.es
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин

ЕС: В январе 2023 года в силу вступили изменения в регулировании госзакупок в Евросоюзе. Под контроль на наличие господдержки из внешних стран будут попадать закупки объемом не менее €250 млн и покупки активов с оборотом в ЕС не менее €500 млн. На рынке подвижного состава новые правила в первую очередь скажутся на CRRC. Китайский производитель выстраивал стратегию исходя из государственный поддержки своего предложения, что позволяло ему предлагать существенно меньшие цены относительно европейских конкурентов.

ОБНОВЛЕНО: Уточнены параметры заявок на участие в закупках и приобретение активов, подпадающих под дополнительный контроль в ЕС .

Согласно плану Еврокомиссии, полноценно новое регулирование должно заработать в июле 2023 года. Оно предполагает, что дополнительному анализу будут подвергаться тендеры стоимостью свыше €250 млн, имеющие финансирование из стран за пределами Евросоюза, а также поступающие на них заявки от компаний, которые за последние 3 года получали от внешнего к ЕС государства финансирование на уровне не менее €4 млн. Конкурсы и заявки будут оцениваться на факт ценовой дискриминации, которая может возникать из-за господдержки предложения одного из участников. Еврокомиссия в рамках таких расследований будет проводить «балансирующий тест» и в том числе сможет запрещать присуждение победы участнику, обладающему такой поддержкой.

Также будет усложнен путь на европейский рынок через покупку активов: будут введены проверки и по таким сделкам. На контроль попадут предложения компаний из внешних стран по покупке европейских активов с оборотом в ЕС от €500 млн при условии, что покупающая сторона имела в последние 3 года финансирование из источников вне Евросоюза не менее €50 млн.

Дополнительно Еврокомиссия указывает, что сможет проводить проверки по конкурсам и сделкам меньших объемов как по собственной инициативе, так и при получении уведомления.

На рынке рельсового подвижного состава такие изменения сильнее всего усложнят работу крупнейшему мировому игроку – китайской CRRC. Экспансия производителя на международные рынки строится на значительной государственной поддержке как его собственного предложения, так и китайских строительных компаний, которые осуществляют реализацию инфраструктурных проектов «под ключ».

Ограничения, вводимые против CRRC в разных регионах и странах, уже привели к замедлению темпов получения экспортных заказов и потере ряда из них. По данным Ассоциации железнодорожной промышленности Европе UNIFE, представленным на сайте мониторинга участия третьих стран в еврозакупках Soes-in-Europe, CRRC в 2019-2020 годах проиграла в восьми тендерах в Евросоюзе на общую сумму почти €2,8 млрд, а выиграла в четырех на €236 млн.

Двухэтажный электропоезд CRRC для рынка Евросоюза Двухэтажный электропоезд CRRC для рынка Евросоюза. Источник: CRRC

Крупнейшая победа и поражение CRRC в этот период фиксируются в Румынии. Так, китайский производитель в суде потерял контракт на поставку до 80 электропоездов, при этом его предложение по цене было на 25-28% ниже, чем у Alstom и Siemens. В то же время CRRC получила заказ на 100 трамваев в Бухаресте в за счет создания консорциума с местной Astra. Директивное отстранение CRRC от участия в закупках зафиксировано UNIFE только один раз в 2020 году, в Германии в конкурсе на 45 трамваев: заявка китайского производителя была признана несоответствующей требованиям по локализации производства.

В то же время, согласно информации UNIFE, ранее в 2011-2018 годах CRRC победила во всех 7 конкурсах, в которых принимала участие. Их общая стоимость составляет €227 млн, все включали малые партии техники: грузовых вагонов, локомотивов, трамваев и железнодорожного моторвагонного подвижного состава. Самый значимый из них – стоимостью €190 млн на электропоезда для чешского перевозчика Leo Express, однако он был расторгнут заказчиком в 2022 году.