Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Грузовые железнодорожные перевозки: итоги I полугодия 2024 года

31 июля 2024
Время чтения ~ 36 мин
Грузовые вагоны в России
Грузовые вагоны в России. Источник: iservis.su
Время чтения ~ 36 мин

Россия: Железнодорожные грузовые перевозки были и остаются основой экономического развития промышленности страны. Динамика их изменения отражает реальное состояние экономики страны. ROLLINGSTOCK Agency (RSA) подготовили аналитический доклад со своей оценкой изменения грузовых железнодорожных перевозок в I полугодии 2024 года. Анализ представлен в целом по сети и по основным родам грузов. Аналитическая команда RSA стремилась выявить и показать причины изменения перевозок, а также оценить потенциал их роста во второй половине 2024 года.

Аналитический доклад «Грузовые железнодорожные перевозки: итоги I полугодия 2024 года» (pdf)

1. О рынке грузовых железнодорожных перевозок в I полугодии 2024 года

По итогам I полугодия 2024 года погрузка на сети РЖД составила 600,3 млн тонн, что на 3% ниже аналогичного периода 2023 года. К 2022 году снижение погрузки составило 2,4%. К уровню «досанкционного» 2021 года погрузка сократилась на 5,2%.

Ежемесячная динамика погрузки на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года Ежемесячная динамика погрузки на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

Во все месяцы первого полугодия 2024 года наблюдалось снижение погрузки к уровню 2023 года. Наиболее значительно погрузка сократилась в январе 2024 года на 4,3% к январю 2023 года до 94,8 млн тонн. Отрицательной динамике в первом месяце способствовало значительное снижение погрузки строительных грузов (-21,3%). В марте и апреле 2024 года снижение составило 3,5% и 3,6% к уровню аналогичных месяцев прошлого года.

Наименьшее отставание от уровня 2023 года было зафиксировано в феврале 2024 года, когда погрузка на сети ОАО «РЖД» составила 95,9 млн тонн, что на 1,4% ниже февраля 2023 года. Этому способствовал рост погрузки нефти и нефтепродуктов (+0,6% в феврале 2024 года к уровню февраля 2023 года), черных металлов (+2,0%), удобрений (+12,5%), зерна (+12,0%) и ряда других грузов.

Изменение погрузки помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года Изменение погрузки помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

По итогам I полугодия 2024 года рост погрузки на сети РЖД показали немногочисленные грузы, среди которых зерно, химические и минеральные удобрения. Погрузка удобрений по итогам января-июня 2024 года составила 33,9 млн тонн, что на 9,2% выше аналогичного периода прошлого года (далее – АППГ). Погрузка зерна в рассматриваемый период увеличилась на 5,5%. Наиболее существенно сократилась погрузка строительных грузов (без учета цемента) – в первые шесть месяцев 2024 погружено 57,8 млн тонн, что на 12,8% ниже I полугодия 2023 года.

Объем погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте в I полугодии 2023 и I полугодии 2024 года Объем погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте в I полугодии 2023 и I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

Несмотря на общую негативную динамику погрузки, экспортные отправки грузов железнодорожным транспортом по итогам I полугодия 2024 года увеличились на 3,3% к АППГ. Драйвером роста экспортных отправок стали удобрения (+22,8%) и хлебные грузы (+14,5%). Наиболее существенно экспортные отправки сократились у черных металлов на фоне действующих санкций и ограничений – на 12,1%.

Отправки на экспорт увеличились в направлении Дальнего Востока и Северо-Запада. В январе-июне 2024 года экспортные отправки в направлении Дальнего Востока выросли более чем на 14%. Росту отправок способствовало развитие железнодорожной инфраструктуры, расширение практики применения новых перевозочных технологий и тяжеловесного движения.

Например, в рамках развития практики тяжеловесного движения на Забайкальской железной дороге началось формирование грузовых поездов массой 8,8 тыс. тонн. Всего в январе-июне на Забайкальской дороге провели почти 5,9 тыс. грузовых поездов массой более 6,7 тыс. тонн, что на 8,8% больше АППГ. По данным РЖД, за 6 месяцев 2024 года на Забайкальской дороге было проведено 23,1 тыс. пар поездов по технологии виртуальной сцепки, рост к аналогичному периоду 2023 года превысил 3,5 раза.

Отправки грузов на экспорт в направлении Северо-Запада в I полугодии 2024 года выросли на 2,9% к АППГ. Этому способствовало развитие новых перевозочных технологий, контейнеризация грузопотока и начало работы новых морских линий. При этом экспортные отправки в направлении Юга сократились на 12%.

В целом стоит отметить, что к дополнительным негативными факторам, оказавшим влияние на размер грузовой базы железнодорожного транспорта в I полугодии 2024 года, можно отнести нехватку локомотивов и локомотивных бригад, проведение ремонтных работ и предоставление «окон», замедление работы сети, сложности в согласовании заявок на перевозку.

2. О перевозках каменного угля в I полугодии 2024 года

Погрузка каменного угля на протяжении первых шести месяцев 2024 года показывала негативную динамику. Наибольшее снижение было зафиксировано в марте 2024 года, когда погрузка угля сократилась на 7,4% к марту прошлого года до 29,9 млн тонн. В целом по итогам I полугодия 2024 года на сети РЖД погружено 169,2 млн тонн угля, что на 5,5% ниже АППГ.

Ежемесячная динамика погрузки каменного угля на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года Ежемесячная динамика погрузки каменного угля на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

Изменение погрузки каменного угля помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года Изменение погрузки каменного угля помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

Одной из основных причин снижения погрузки угля было сокращение отправок в направлении терминала ОТЭКО в Тамани в связи с высоким уровнем стоимости перевалки (справочно: «Коммерсантъ»). Отправки угля в направлении Юга сокращались с января 2024 года. Наибольшее снижение было зафиксировано в марте 2024 года – в 4 раза к АППГ. В результате в 1-м квартале 2024 года к 1-му кварталу 2023 года погрузка угля на экспорт через порты Азово-Черноморского бассейна сократилась на 58,3% (справочно: «Коммерсантъ»). Благодаря снижению ставки на перевалку в Тамани, во II квартале экспортные отправки угля в направлении Юга постепенно начали расти. Однако уровень 2023 года так и не был достигнут: в мае 2024 года отправки сократились на 46,3% к АППГ, в июне снижение составило 30,3%.

Стоит отметить, что снижение экспортных цен на российский уголь по основным направлениям поставок на фоне незначительного укрепления рубля к доллару США усилило отрицательный тренд по погрузке угля. Кроме того, в марте-апреле 2024 года действовали экспортные пошлины на уголь, привязанные к курсу рубля, что также негативно отразилось на экономической привлекательности его экспорта.

На фоне сокращения отправок угля на экспорт на Юг, перевозки на Дальний Восток – в наиболее привлекательном для угольной отрасли направлении – увеличивались. По итогам I полугодия экспортные отправки угля на Дальний Восток выросли более чем на 20%. Их рост преимущественно наблюдался через пограничные переходы и некоторые порты. Стоит отметить, что в текущем году был возобновлен экспорт угля через северокорейский порт Раджин. В апреле-мае через порт было отгружено 132 тыс. тонн угля (справочно: «Коммерсантъ»).

Как отмечалось выше, увеличению отправок способствовало развитие технологий тяжеловесного движения и «виртуальной» сцепки.

Необходимо отметить, что по итогам I полугодия 2024 года РЖД вывезли весь объем угольных грузов на экспорт в восточном направлении из Кузбасса, Тывы, Бурятии, Якутии и Иркутской области по соответствующим соглашениям о вывозе грузов. План по Хакасии был частично перераспределен из-за необходимости приоритетной погрузки угля для нужд теплогенерации на 3-й квартал, когда на экспорт будет дополнительно вывезено 0,2 млн тонн. По данным РЖД, экспортные перевозки угля в Восточном направлении в I полугодии 2024 года к АППГ выросли из всех регионов.

В текущем году также наблюдается тренд по снижению импорта и транзита угля из Казахстана: так, импорт в I полугодии 2024 года к АППГ сократился на 10,5%, транзит снизился более чем на 15%.

3. О перевозках нефти и нефтепродуктов в I полугодии 2024 года

Погрузка нефти и нефтепродуктов в I полугодии текущего года показывала разнонаправленную динамику. В январе 2024 года она к АППГ сократилась на 4,9% до 17,6 млн тонн, что стало наибольшим снижением в рассматриваемый период. В феврале наблюдался небольшой рост (+0,6%), в марте и апреле погрузка снизилась на 0,5% и 4,5% соответственно. В мае и июне 2024 года погрузка превысила на 1,2% и 2,5% уровень аналогичных месяцев 2023 года. В целом по итогам января-июня 2024 года на сети РЖД погружено 104,4 млн тонн нефти и нефтепродуктов, что на 1,1% ниже АППГ.

Ежемесячная динамика погрузки нефти и нефтепродуктов на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года Ежемесячная динамика погрузки нефти и нефтепродуктов на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

Изменение погрузки нефти и нефтепродуктов помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года Изменение погрузки нефти и нефтепродуктов помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

В целом снижению погрузки нефти и нефтепродуктов в I полугодии 2024 года способствовало сокращение погрузки с ряда нефтеперерабатывающих заводов по технологическим причинам (неплановые ремонты НПЗ), а также действие временного запрета экспорта нефтепродуктов из России. Запрет на экспорт бензина Правительством России был введен с 1 марта 2024 года. Запрет был направлен на недопущение возникновения дефицита топлива на внутреннем рынке и первоначально должен был действовать до августа 2024 года. Однако с 20 мая 2024 года Правительство России приостановило его действие. Отдельно стоит отметить, что 22 марта 2024 года был снят запрет на экспорт зимнего дизельного топлива.

Из-за наличия регуляторных ограничений (запретов) отправка нефтяных грузов на экспорт сокращалась до апреля 2024 года включительно. Это, естественно, негативно отразилось на железнодорожных перевозках нефти и нефтепродуктов в целом. Например, в апреле 2024 года экспортные отправки нефтяных грузов снизились на 8,2% к апрелю 2023 года, общая погрузка сократилась на 4,5%. В мае и июне наблюдалась обратная ситуация: отправки на экспорт выросли на 5,7% и 14,7%, общая погрузка нефтяных грузов увеличилась на 1,2% и 2,5% соответственно.

В целом по итогам I полугодия 2024 года отправки нефтяных грузов на экспорт сократились на 2,8% к АППГ. Экспортные отправки через Северо-Запад снизились на 8,9%. При этом отправки в направлении Дальнего Востока увеличились на 9,4%. Стоит отметить, что экспорт СУГ в Китай по итогам I полугодия вырос почти на 30% (справочно: «Нефть и Капитал»).

Также стоит отметить, что негативной динамике погрузки нефти и нефтепродуктов на сети РЖД способствовал коммерческий дефицит цистерн, возникший на фоне списания парка, переориентации логистики и замедления работы железнодорожной сети. Это в свою очередь привело к дальнейшему росту ставок на подвижной состав. В 2023 году ставки аренды на нефтебензиновые цистерны и цистерны СУГ в среднем увеличились на 50% и 15%. В I полугодии текущего года рост ставок сохранился.

4. О перевозках черных металлов в I полугодии 2024 года

Погрузка черных металлов на протяжении большинства месяцев I полугодия 2024 года была ниже АППГ. Наибольшее снижение погрузки происходило с марта по май 2024 года, когда она сократилась более чем на 8% к уровню аналогичных месяцев 2023 года В целом в январе-июне 2024 года на сети РЖД погружено 32,2 млн тонн черных металлов, что на 5,1% ниже АППГ.

Ежемесячная динамика погрузки черных металлов на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года Ежемесячная динамика погрузки черных металлов на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

Изменение погрузки черных металлов помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года Изменение погрузки черных металлов помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

Снижение перевозок черных металлов в 2024 году отмечалось во всех видах сообщения. При этом во внутреннем сообщении на фоне высокой загрузки металлоемких производств снижение было минимальным – за I полугодие оно составило только 0,5%.

Отправки на экспорт продолжают показывать негативную динамику. В январе-июне 2024 года экспортные отправки снизились более чем на 10%. Они сокращаются по всем направлениям экспорта. На фоне неблагоприятной конъюнктуры рынка наиболее существенно в I полугодии 2024 года сократились перевозки в направлении Дальнего Востока – снижение превысило 30% к АППГ. В направлении Северо-Запада и Юга снижение составило 15% и 7,8% соответственно.

Негативная динамика экспортных отправок вызвана действием рестрикций и ограничений со стороны недружественных стран, которые ранее были основными потребителями продукции отечественных металлургов, а также развитием и загрузкой собственной металлургической промышленности в дружественных странах-импортерах (справочно: «Монокль»).

На фоне низкого уровня спроса, прежде всего на внешнем рынке, и высокой загрузки складов в 2024 году российские металлурги снижают производство шесть месяцев подряд. В I полугодии выплавка стали снизилась на 3% до 36,7 млн тонн, готового проката – на 2,5% до 32 млн тонн, труб – на 2% до 6,3 млн тонн (справочно: «Ведомости»).

5. О перевозках руды в I полугодии 2024 года

(раздел включает показатели погрузки руды железной и марганцевой, руды цветной и серного сырья)

Погрузка руды на сети РЖД на протяжении всего I полугодия 2024 года была ниже АППГ. Наибольшее снижение было зафиксировано в январе и апреле 2024 года – на 11,8% и 10,4% к АППГ. В целом по итогам шести месяцев 2024 года общая погрузка руды снизилась на 6,0%. При этом погрузка железной и марганцевой руды сократилась на 5,7% до 54,3 млн тонн, погрузка цветной руды и серного сырья снизилась на 7,7%.

Ежемесячная динамика погрузки руды на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года Ежемесячная динамика погрузки руды на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

Изменение погрузки руды помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года Изменение погрузки руды помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

В целом сокращению погрузки способствовало снижение перевозок руды во внутреннем сообщении. Оно обосновано сокращением внешнего спроса на металлургическую продукцию российских предприятий и, как следствие, снижением потребности в сырье у металлургических предприятий.

При этом экспортные отправки руды в I полугодии 2024 года демонстрировали положительную динамику. По итогам января-июня на экспорт было отправлено более 8,5 млн тонн руд, что на 4,4% превысило АППГ.

Дальний Восток – основное направление экспорта руды на фоне высокого уровня спроса со стороны Китая. За 6 месяцев текущего года в этом направлении на экспорт отправлено 4,5 млн тонн руды (+17,4% к АППГ) или более 50% от общего экспорта. Более 60% руды было экспортировано через пограничный переход Забайкальск.

В направлении Юга отправки руды на экспорт в рассматриваемый период увеличились в 2 раза до 2,2 млн тонн. Практически 100% руды экспортировано через Новороссийск. Основными импортерами также являются Китай (67,6% в структуре экспорта) и Турция (26,4%).

Отправки через Северо-Запад сократились на 44,5% до 1,5 млн тонн. При этом основными потребителями российской руды, также как и при экспорте через Юг, были Китай и Турция. Их доля в структуре отправок по данному направлению составила 44,7% и 21,2% соответственно.

6. О перевозках строительных грузов в I полугодии 2024 года

(раздел включает показатели по строительным грузам с учетом цемента)

Во все месяцы I полугодия 2024 года погрузка строительных материалов была ниже уровня прошлого года. В целом в январе-июне 2024 года было погружено 69,4 млн тонн строительных грузов, что на 11,1% ниже АППГ. При этом погрузка цемента снизилась на 2,3% до 11,6 млн тонн. Следует отметить, что погрузка строительных грузов в I полугодии 2024 года была минимальной с 2020 года, то есть она была даже ниже кризисных 2020 и 2022 годов.

Ежемесячная динамика погрузки строительных грузов на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года Ежемесячная динамика погрузки строительных грузов на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

Изменение погрузки строительных грузов помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года Изменение погрузки строительных грузов помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

Наиболее сильное снижение погрузки строительных грузов наблюдалось в I квартале 2024 года. Так, в январе 2024 года оно составило -19,6% к АППГ, в феврале – -15,4%, в марте – -11,7%. В январе-марте 2024 года погрузка сократилась на 15,2% к АППГ до 30,2 млн тонн.

Столь существенное снижение погрузки связано с высоким уровнем грузовой базы 2023 года. В начале 2023 года для реализации масштабных инфраструктурных проектов государственное финансирование на приобретение инертных строительных материалов было выделено раньше (с конца зимы), чем обычно. Это способствовало значительному росту погрузки в начале 2023 года. Например, в 1-м квартале 2023 года погрузка строительных грузов (без учета цемента) увеличилась на 17,5% к АППГ.

В последующие месяцы текущего года наблюдается сокращение темпов отставания погрузки строительных грузов к АППГ. Это связано с постепенным снижением высокой грузовой базы 2023 год (после существенного роста в начале года), что, в свою очередь, объясняется завершением реализации ряда масштабных инфраструктурных проектов.

Негативный тренд в погрузке строительных грузов усиливает переключение клиентов на альтернативные виды транспорта. Этому способствует замедление работы сети, что приводит к существенному росту сроков доставки груза, возникновению дефицита подвижного состава, роста расходов на транспортировку. Кроме того, на погрузке негативно отразились неблагоприятные погодные условия в начале года.

Стоит отметить, что на фоне завершения инфраструктурные проектов и начала реализации новых изменяется география поставки строительных грузов. Например, после завершения строительства трассы М-12 до Казани, в 2024 году сокращаются отправки строительных грузов в Татарстан. Однако в связи с продлением этой трассы до Екатеринбурга увеличиваются поставки строительных грузов в другие регионы, где будет проходить трасса. На фоне роста объема работ отправки строительных материалов в Пермский край в I полугодии 2024 года выросли более чем на 78% к АППГ.

7. О перевозках удобрений в I полугодии 2024 года

Погрузка химических и минеральных удобрений на протяжении последних лет демонстрирует стабильный рост. В 2024 году тенденция сохранилась. Во все месяцы I полугодия 2024 года погрузка удобрений превышала уровень прошлого года. В марте 2024 года было погружено 6,1 млн тонн удобрений, что на 17,3% превысило АППГ – это было максимальное превышение в рассматриваемом периоде.

Всего в январе-июне 2024 года на сети РЖД погружено 33,9 млн тонн удобрений, что на 9,2% превысило уровень 2023 года. Стоит отметить, что погрузка удобрений в I полугодии 2024 года на 4% превысила уровень «досанкционного» 2021 года.

Ежемесячная динамика погрузки удобрений на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года Ежемесячная динамика погрузки удобрений на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

Изменение погрузки удобрений помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года Изменение погрузки удобрений помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

В 2024 году наблюдается рост отправок удобрений во всех видах сообщения. На фоне высокого уровня спроса на внешнем рынке основным драйвером роста снова стали экспортные отправки. В I полугодии 2024 года на экспорт было отправлено 19,1 млн тонн удобрений, что на 22,8% выше АППГ.

В рассматриваемый период перевозки удобрений росли по всем основным направлениям экспорта, кроме Дальнего Востока. По итогам I полугодия 2024 года экспортные отправки в направлении Северо-Запада выросли на 27,2%, в направлении Юга – на 15,8%. Росту отправок удобрений способствует активное развитие портовых мощностей, применение новых перевозочных технологий и увеличение контейнеризации грузопотока. Например, по итогам 2023 года перевалка удобрений на Туапсинском балкерном терминале выросла на 13% к уровню 2022 года (справочно: «Коммерсантъ»). В 2024 году положительная динамика сохраняется. По итогам I полугодия терминал увеличил перевалку удобрений на 19,5%. По словам исполнительного директора терминала Дмитрия Еркова, росту объема перевалки способствовало уменьшение доли «мелкотоннажного» флота и снижение погрузки судов по «прямому» варианту (вагон – судно).

По итогам I полугодия 2024 года экспорт удобрений в контейнерах увеличился более чем в 1,5 раза к АППГ при общем росте экспортных перевозок на 22,8%. При этом более 95% экспортных отправок удобрений в контейнерах осуществлялось в направлении Северо-Запада. Их рост в этом направлении во многом связан с наличием долгосрочных контрактов у «ЕвроХима» и «ФосАгро» с Группой компаний Глобал Портс.

Стоит отметить, что на протяжении последних лет активно увеличиваются отправки удобрений в транзитном сообщении. В I полугодии 2024 года их рост составил 18,4% к АППГ. Около 95% перевозок удобрений в транзитном сообщении отправлялись из Беларуси. В 2024 году наблюдается изменение географии транзитных перевозки белорусских удобрений, а именно растут отправки в направлении Северо-Запада. Если в январе-июне 2023 года доля Северо-Запада в структуре отправок составляла около 55%, то в этом году она превысила 80%. Кроме того, в I полугодии 2024 года также происходит существенная контейнеризация транзитного грузопотока удобрений из Беларуси: если в первые шесть месяцев 2023 года уровень контейнеризации не превышал 30%, то в этом году он превысил 70%.

8. О перевозках зерна в I полугодии 2024 года

Погрузка зерна на сети РЖД растет на протяжении последних лет. В январе-июне 2024 года погрузка зерна достигла 15,9 млн тонн, что на 5,5% выше АППГ. Относительно I полугодия 2022 года она выросла на 51,4%.

Стоит отметить, что в первые пять месяцев 2024 пока погрузка превышала уровень 2023 года. Однако в июне 2024 года к АППГ наметился негативный тренд – погрузка сократилась на 4,3%.

Ежемесячная динамика погрузки зерна на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года Ежемесячная динамика погрузки зерна на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

Изменение погрузки зерна помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года Изменение погрузки зерна помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

В текущем году отправки зерновых грузов увеличивались как во внутреннем сообщении, так и на экспорт. Рост отправок связан с высоким уровнем урожая зерна предыдущих лет и высоким спросом на внешнем рынке.

По итогам шести месяцев 2024 года экспортные перевозки зерна увеличились на 7,8% к АППГ до 11,3 млн тонн. По данным РЖД, через припортовые станции экспортные отправки зерна выросли на 11,4% до 7,4 млн тонн, через пограничные переходы отправки – на 1,7% до почти 4 млн тонн.

Увеличение отправок произошло по всем основным направлениям экспорта. В направлении портов Юга отправки выросли на 4,7% до 6,8 млн тонн, в направлении портов Дальнего Востока – на 29,4%. Наибольший рост наблюдался в направлении портов Северо-Запада – по итогам I полугодия 2024 года отправки выросли в 10 раз к АППГ, указывают в РЖД. При этом общий рост экспортных отправок в направлении Северо-Запада (с учетом пограничных переходов) составил 33,5%. Увеличение отправок на Северо-Запад стимулировало открытие в сентябре 2023 года нового глубоководного терминала в порту Высоцк проектной мощностью 4 млн тонн зерновых в год. В I полугодии 2024 года этот порт стал одним из основных мест поглощения зерновых грузов на Северо-Западе.

Стоит отметить, что увеличению отправок зерновых также способствует их контейнеризация. Согласно данным РЖД, По итогам 2023 года перевозки зерна в контейнерах выросли в 2,6 раза. В I полугодии 2024 года тенденция сохранилась: железнодорожный холдинг отмечает, что перевозки зерна в контейнерах выросли на 20,4% к АППГ.

9. О перевозках лесных грузов в I полугодии 2024 года

Погрузка лесных грузов на сети РЖД в I полугодии 2024 года показывала разнонаправленную динамику. В январе и феврале 2024 года погрузка превысила уровень аналогичных месяцев 2023 года на 4,8% и 4,5% соответственно. В марте и апреле наблюдалась обратная динамика – погрузка сократилась на 3,8% и 4,0%. В мае был рост погрузки на 4,3%, а в июне – опять снижение на 4,5%. В результате по итогам I полугодия погрузка лесных грузов составила 13,9 млн тонн, что на 0,1% ниже АППГ.

Относительно 2021 года погрузка лесных грузов в I полугодии 2024 года сократилась на 35,6%.

Ежемесячная динамика погрузки лесных грузов на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года Ежемесячная динамика погрузки лесных грузов на сети РЖД в 2022–2023 годах и I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

Изменение погрузки лесных грузов помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года Изменение погрузки лесных грузов помесячно в 2023 году и в I полугодии 2024 года, млн тонн (увеличить)

В первые шесть месяцев 2024 года наблюдалось увеличение отправок лесных грузов во внутреннем сообщении при сокращении экспортных отправок, происходящем на фоне проводимой регуляторной политики по ограничению экспорта необработанной древесины, а также действующих рестрикций и ограничений. Общее снижение экспортных отправок в рассматриваемый период составило 5,0%. Экспортные отправки в направлении Дальнего Востока сократились на 6,5%. При этом они в направлении Юга и Северо-Запада выросли на 2,3% и 28,7% соответственно.

Рост отправок в направлении Северо-Запада наблюдается второй год подряд и во многом связан с действием Постановления Правительства РФ от 26 июля 2023 года № 1215. В соответствии с ним было установлено субсидирование перевозок лесопромышленного комплекса на экспорт через порты Северо-Запада. Компенсация должна предоставляться с 1 июля 2023 года по 30 сентября 2024 года. Размер субсидии для предприятий ЛПК составляет не более 80% затрат на логистику и не более 50% стоимости вывезенной на экспорт продукции (справочно: «Ведомости»). Стоит отметить, что в 2023 году после принятия этого решения начали существенно увеличиваться отправки лесных грузов в порты Санкт-Петербурга – с июля по декабрь их рост составил 5,8 раза.

Крупнейшим потребителем российской древесины после ввода рестрикций является Китай. По итогам I полугодия 2024 года его доля в структуре российского экспорта лесных грузов составила 65%. При этом доля Китая при экспортных отправках лесных грузов через Дальний Восток находилась на максимальном уровне – 92,6%. В отправках через Северо-Запад доля страны составила около 50%.

В рассматриваемый период также сохранил положительную динамику импорт и транзит лесных грузов. Однако темпы увеличения существенно сократились. Если по итогам 2023 года транзит вырос в 1,8 раза, а импорт – в 1,7 раза, то в I полугодии 2024 года транзит увеличился только на 5,1% к АППГ, импорт – на 24,7%. Рост транзита и импорта связан с увеличением отправок из Беларуси.

Отдельно стоит отметить, что в январе-июне 2024 года, по данным РЖД, отправки лесных грузов в контейнерах выросли на 2,3%. Рост произошел во всех видах сообщения. При экспортных отправках перевозки лесных грузов в контейнерах наиболее значительно выросли в направлении Северо-Запада и Юга. По этим направлениям рост превысил 30%.

10. Перспективы II полугодия 2024 года

Во второй половине 2024 года ожидается сохранение общей негативной обстановки на сети РЖД. В целом негативная динамика будет обусловлена теми же факторами, которые оказали влияние на грузовую базу в 2023 году и I полугодии 2024 года. Среди них: наличие санкций, ограничений и их постепенное ужесточение, неблагоприятная конъюнктура по ряду товаров на внутреннем и внешнем рынках, локальный дефицит подвижного состава, включая грузовые вагоны и локомотивы, дефицит трудовых ресурсов, в первую очередь локомотивных бригад.

В целях увеличения погрузки обсуждаются и применяются различные способы и технологические решения. Например, в начале июня РЖД озвучили пять предложений по увеличению погрузки, среди которых: повышение ответственности грузоотправителей за «инфлирование» заявок, заключение договоров ship-or-pay, увеличение штрафов за простой вагонов на инфраструктуре общего пользования и расширение перечня станций для эвакуации невостребованных порожних вагонов.

На фоне вышеуказанных факторов во втором полугодии 2024 года можно ожидать роста погрузки только по ряду грузов. К ним, в первую очередь, относятся химические и минеральные удобрения. По итогам I полугодия их погрузка увеличилась на 9,2%. В дальнейшие месяцы существенного изменения темпов роста погрузки удобрений не ожидается. Росту грузовой базы будут продолжать способствовать высокий уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках, активное развитие портов, новых перевозочных технологий и контейнеризация грузопотока.

Погрузка зерна во II полугодии 2024 года может показать снижение к АППГ. Это будет обусловлено высокой базой 2023 года и положительной динамикой в I полугодии 2024 года. Негативный тренд наметился уже в июне 2024 года, когда погрузка сократилась на 4,3% к июню 2023 года. Снижение грузовой базы может быть в том числе обусловлено меньшим сбором урожая зерна на фоне неблагоприятных погодных условий. В конце июня 2024 года Минсельхоз России сообщал, что прогнозирует сбор зерна на уровне 132 млн тонн (справочно: ИА «ТАСС»), в то время как в 2023 году урожай превысил 142 млн тонн (справочно: ИА «Интерфакс»).  Кроме того, негативную динамику могут усилить введенные ЕС с 1 июля 2024 года пошлины на импорт зерна из России и Белоруссии. По словам председателя правления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, существенного влияния в части объемов пошлины не окажут, однако усугубятся сложности в части расчетов.

Погрузка строительных материалов во II полугодии начнет восстанавливаться и в последние месяцы 2024 года может показать положительные значения. Это будет связано с низким уровнем грузовой базы строительных грузов во втором полугодии 2023 года, когда закончилась реализация ряда инфраструктурных проектов. Так во II полугодии 2023 года к аналогичному периоду 2022 года погрузка строительных грузов сократилась на 11,2% (без учета цемента).

Погрузка черных металлов на экспорт сохранит тренд на снижение, что будет связано с действующими рестрикциями и ограничениями. Погрузка во внутреннем сообщении будет на уровне прошлого года за счет сохранения высокой загрузки металлоемких производств .

Показатели погрузки нефти и нефтепродуктов во II полугодии 2024 года относительно аналогичного периода 2023 года существенно не изменятся. Ограничению отправок нефтяных грузов железнодорожным транспортом будут способствовать проводимые неплановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах.

Погрузка каменного угля во II полугодии будет восстанавливаться и в последние месяцы 2024 года может показать положительные значения. Этому будет способствовать увеличение отправок угля на экспорт в восточном направлении, постепенное восстановление погрузки угля в направлении Юга России, а также низкий уровень грузовой базы в осенне-зимний период 2023 года. Так, погрузка угля в октябре-декабре 2023 года к аналогичному периоду 2022 года сократилась на 6,8%.

Подготовлено коллективом авторов. Общее руководство и редакция: Александр Слободяник, руководитель аналитических проектов ROLLINGSTOCK Agency

Смотрите также:

Аналитический отчет «Операторы грузовых вагонов: итоги 2023 года и прогнозы на 2024 год». Ознакомиться

Аналитический отчет «Рынок ремонта грузовых вагонов России: результаты 2023 года и прогнозы на 2024-2029 годы». Ознакомиться

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK

КСК Компоненты технологического суверенитета КСК Компоненты технологического суверенитета
Продвижение соцсетей в машиностроении Продвижение соцсетей в машиностроении