Россия: ROLLINGSTOCK составили рейтинг на основе показателей выручки компаний за 2023 год. Ранее подобные сводные рейтинги публично не представлялись. Также подготовлен экспресс-анализ по полученным результатам.
О тройке лидеров
Первое место рейтинга с большим отрывом ожидаемо заняла группа «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Она выпускает почти весь спектр рельсовой техники. Выручка компании в 2023-м году составила 414,8 млрд руб., что в 4 раза выше второго места.
Холдинг «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) занял второе место с выручкой 105,9 млрд руб. Он также выпускает широкую линейку продукции и активно осваивает новые направления, в том числе готовится к производству высокоскоростных поездов.
Замыкает тройку лидеров производитель грузовых вагонов – «Объединенная вагонная компания» (ОВК). Вагоностроитель восстановился после спада в 2022 году. В прошлом году его выручка по МСФО составила 82 млрд руб. (рост в 2 раза к 2022-му).
Группа ТМХ и холдинг СТМ также входят в рейтинг крупнейших мировых производителей рельсового подвижного состава, опубликованный ROLLINGSTOCK ранее. Так, в 2023 году они заняли в нем 6-е и 12-е места соответственно.
О роли грузового вагоностроения
Семь мест в топ-10, с 3-го по 9-е, заняли производители грузовых вагонов. Этому способствовал высокий спрос на новые вагоны.
На 4-м месте с выручкой в 49,8 млрд руб. находится «РМ Рейл» (в лице завода «Рузхиммаш»). Производитель преимущественно выпускает специализированный парк, поэтому его доход выше, чем у сопоставимого по объемам производства «Алтайвагона».
Сам «Алтайвагон» занял 5-е место: по оценке ROLLINGSTOCK, его выручка в 2023 году была в диапазоне 44-46 млрд руб. Компания с начала 2024 года входит в ГК «ТАЛТЭК». Ее второй вагоностроительный актив – Барнаульский ВРЗ – занял 11-е место.
С 6-го по 9-е место занимают «Уралвагонзавод», Канашский вагоностроительный завод, «Завод металлоконструкций» и Рославльский ВРЗ. При этом их выручка отличается в 1,7 раза.
Подробно о рынке грузового вагоностроения ROLLINGSTOCK расскажут в аналитическом отчете, который выйдет в этом месяце.
Прочие игроки
Из профильных производителей иных родов рельсового подвижного состава в топ-10 вошла только «ПК Транспортные системы», она замыкает рейтинг. Компания специализируется на выпуске городского рельсового транспорта и в 2023 год ее доход от реализации трамваев составил 15,5 млрд руб. (+36% к 2022-му).
Второй игрок на рынке трамваев – Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) – остановился в преддверии топ-10. По оценкам ROLLINGSTOCK, по объему полученной в 2023 году выручки он занял 12-е место.
Завод «Тулажелдормаш» (Группа ПТК), крупнейший производитель путевой техники в России, который не входит в профильные диверсифицированные холдинги (ТМХ и СТМ), по итогам 2023 года получил выручку в размере 3,7 млрд руб. Это также не позволило ему войти в топ-10.
О методике расчета
Для составления рейтинга использовались данные по МСФО при их наличии. Для компаний, выпускающих подвижной состав преимущественно на одной площадке, было принято решение о допустимости использования данных по РСБУ. Очистка от прочих видов деятельности не проводилась, но ее выполнение не должно повлиять на порядок мест в рейтинге.
К сожалению, финансовую и управленческую отчетность раскрывают не все производители, поэтому дополнительно запрашивалась информация у компаний. Так, «ПК Транспортные системы» предоставили данные по выручке от реализации трамваев.
По «Уралвагонзаводву» и «Алтайвагону» проведена оценка выручки на основе доступной информации о контрактах, структуре и объемов выпуска.
Автор: Александр Поликарпов, сооснователь и управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency. Авторский канал в Telegram @polikarpov_rollingstock
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK