Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Крупнейшие производители подвижного состава России по размеру выручки: первый рейтинг

16 сентября 2024
Время чтения ~ 4 мин
Электропоезда ЭС104 «Финист» и ЭГЭ2Тв «Иволга» на Экспериментальном кольце ВНИИЖТ
Электропоезда ЭС104 «Финист» и ЭГЭ2Тв «Иволга» на Экспериментальном кольце ВНИИЖТ. Источник: КТМ/Московский транспорт - мониторинг новостей, Vk
Поликарпов Александр, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин

Россия: ROLLINGSTOCK составили рейтинг на основе показателей выручки компаний за 2023 год. Ранее подобные сводные рейтинги публично не представлялись. Также подготовлен экспресс-анализ по полученным результатам.

Топ-10 производителей рельсового транспорта России по выручке в 2023 году (увеличить)

О тройке лидеров

Первое место рейтинга с большим отрывом ожидаемо заняла группа «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Она выпускает почти весь спектр рельсовой техники. Выручка компании в 2023-м году составила 414,8 млрд руб., что в 4 раза выше второго места.

Холдинг «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) занял второе место с выручкой 105,9 млрд руб. Он также выпускает широкую линейку продукции и активно осваивает новые направления, в том числе готовится к производству высокоскоростных поездов.

Замыкает тройку лидеров производитель грузовых вагонов – «Объединенная вагонная компания» (ОВК). Вагоностроитель восстановился после спада в 2022 году. В прошлом году его выручка по МСФО составила 82 млрд руб. (рост в 2 раза к 2022-му).

Группа ТМХ и холдинг СТМ также входят в рейтинг крупнейших мировых производителей рельсового подвижного состава, опубликованный ROLLINGSTOCK ранее. Так, в 2023 году они заняли в нем 6-е и 12-е места соответственно.

О роли грузового вагоностроения

Семь мест в топ-10, с 3-го по 9-е, заняли производители грузовых вагонов. Этому способствовал высокий спрос на новые вагоны.

На 4-м месте с выручкой в 49,8 млрд руб. находится «РМ Рейл» (в лице завода «Рузхиммаш»). Производитель преимущественно выпускает специализированный парк, поэтому его доход выше, чем у сопоставимого по объемам производства «Алтайвагона».

Сам «Алтайвагон» занял 5-е место: по оценке ROLLINGSTOCK, его выручка в 2023 году была в диапазоне 44-46 млрд руб. Компания с начала 2024 года входит в ГК «ТАЛТЭК». Ее второй вагоностроительный актив – Барнаульский ВРЗ – занял 11-е место.

С 6-го по 9-е место занимают «Уралвагонзавод», Канашский вагоностроительный завод, «Завод металлоконструкций» и Рославльский ВРЗ. При этом их выручка отличается в 1,7 раза.

Подробно о рынке грузового вагоностроения ROLLINGSTOCK расскажут в аналитическом отчете, который выйдет в этом месяце.

Прочие игроки

Из профильных производителей иных родов рельсового подвижного состава в топ-10 вошла только «ПК Транспортные системы», она замыкает рейтинг. Компания специализируется на выпуске городского рельсового транспорта и в 2023 год ее доход от реализации трамваев составил 15,5 млрд руб. (+36% к 2022-му).

Второй игрок на рынке трамваев – Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) – остановился в преддверии топ-10. По оценкам ROLLINGSTOCK, по объему полученной в 2023 году выручки он занял 12-е место.

Завод «Тулажелдормаш» (Группа ПТК), крупнейший производитель путевой техники в России, который не входит в профильные диверсифицированные холдинги (ТМХ и СТМ), по итогам 2023 года получил выручку в размере 3,7 млрд руб. Это также не позволило ему войти в топ-10.

О методике расчета

Для составления рейтинга использовались данные по МСФО при их наличии. Для компаний, выпускающих подвижной состав преимущественно на одной площадке, было принято решение о допустимости использования данных по РСБУ. Очистка от прочих видов деятельности не проводилась, но ее выполнение не должно повлиять на порядок мест в рейтинге.

К сожалению, финансовую и управленческую отчетность раскрывают не все производители, поэтому дополнительно запрашивалась информация у компаний. Так, «ПК Транспортные системы» предоставили данные по выручке от реализации трамваев.

По «Уралвагонзаводву» и «Алтайвагону» проведена оценка выручки на основе доступной информации о контрактах, структуре и объемов выпуска.

Автор: Александр Поликарпов, сооснователь и управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency. Авторский канал в Telegram @polikarpov_rollingstock

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK