Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Новые меры поддержки промышленности были обсуждены на «Тулажелдормаше»

6 апреля 2023
Время чтения ~ 7 мин
Демонстрация путевой техники «Тулажелдормаш» президенту России Владимиру Путину
Демонстрация путевой техники «Тулажелдормаш» президенту России Владимиру Путину. Источник: Гавриил Григоров/РИА Новости
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 7 мин

Россия: Президент России Владимир Путин посетил 4 апреля завод «Тулажелдормаш» (входит в Группу ПТК) и провел заседание президиума Госсовета по вопросу развития промышленности страны в условиях санкционного давления. Глава государства поддержал масштабирование поддержки НИОКР, однако отмечаемую другими участниками необходимость проработки долгосрочного заказа в финальной речи не упомянул.

О работе «Тулажелдормаш»

Перед заседанием Госсовета руководство завода и Группы ПТК – гендиректор группы Александр Силкин, гендиректор «Тулажелдормаш» Артем Асатрян и исполнительный директор группы Илья Постников – показали Владимиру Путину новую путевую технику, создаваемую на предприятии. За последнее время на «Тулажелдормаше» освоен выпуск нескольких путевых машин первичной выправки пути МПВ, рельсоукладочной РУ-700, снегочистителя СС-ПОМ, для работы со скреплениями МС-700Т и ряда других. Как пишет ТАСС, текущий портфель заказов «Тулажелдормаш» включает контракты на 20 путевых машин на 3,3 млрд руб. По данным агентства, в 2022 году выручка завода составила 3,9 млрд руб. (план на 2023 год – 5,5 млрд), чистая прибыль – 50 млн руб. (план-2023 – 102 млн). В прошлом году Группа ПТК договорилась о совместной работе на рынке путевой техники с «Трансмашхолдингом».

Владимир Путин с руководством Группы ПТК и «Тулажелдормаш» Владимир Путин с руководством Группы ПТК и «Тулажелдормаш». Источник: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Ранее в дирекции инфраструктуры (ЦДИ) РЖД отмечали, что у «Тулажелдормаш» будет закупаться путевая техника в рамках Программы поэтапного вывода путевого комплекса на нормативный уровень до 2035 года. Всего по ней запланировано приобретение 2,3 тыс. единиц путевой техники и 6,7 тыс. вагонов для путевых работ. Эту программу Правительство России утвердило в декабре 2022 года, на закупку подвижного состава заложено более 600 млрд руб.

Дискуссия на Госсовете

Основной темой заседания Госсовета стали возможные дополнительные меры поддержки. Еще до его начала, при обходе завода, Илья Постников в беседе с Владимиром Путиным указал, что производителю доступен льготный займ на оборудование, но для строительной части проекта такая поддержка отсутствует: он привел в пример инвестпроект на 8,8 млрд руб., в котором 4 млрд требуется на строительные работы и 4,8 млрд – на производственное оборудование. Как сообщают РИА Новости, исполнительный директор Группы ПТК также просил главу государства содействовать расширению программы льготного кредитования «Промышленная ипотека» (запущена в 2022 году) на реконструкцию действующих производств.

Постников также обозначил востребованность долгосрочных контрактов с РЖД на путевую технику для привлечения инвестиций. О важности долгосрочного заказа на 5-10 лет говорил в ходе заседания и губернатор Тульской области, председатель комиссии Госсовета по промышленности Алексей Дюмин. Он отметил, что с 2025 года РЖД планируют увеличить закупку путевой техники более чем в 3 раза, а производственная база должна быть к этому готова. «Банки, оценивая проект, указывают на существенные риски. Проект должен окупиться в течение семи-восьми лет, а контрактное обязательство с РЖД не превышает трех. Поэтому кредиты в таких условиях, я уверен, это предприятие не получит, и такая ситуация по многим-многим предприятиям. Переход на долгосрочные контракты в пять-десять лет реально необходим», указал он.

Его далее поддержал Александр Силкин, указав на важность «ресурса времени». В свою очередь мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что столица уже заключает долгосрочные контракты жизненного цикла, в том числе на рельсовый подвижной состав. На прошлой неделе уделить дополнительное внимание долгосрочным контрактам главу РЖД Олега Белозёрова просил зампредседателя комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов.

В части других мер Алексей Дюмин также предложил обеспечить преимущество российским производителям в закупках госкомпаний и системообразующих предприятий по закону № 233-ФЗ, пересмотреть таможенно-тарифную политику в сторону большей защиты российских производителей, оптимизировать налоговую нагрузку, докапитализировать региональные фонды развития промышленности на 100 млрд руб., запустить федпроект развития станкостроения, масштабировать финансирование НИОКР и др.

Тему поддержки НИОКР продолжил вице-премьер – глава Минпромторга России Денис Мантуров. Он отметил необходимость усиления работы по НИОКР и обратному инжинирингу. «Эти механизмы целесообразно дополнительно поддержать за счет части поступлений от сделок с иностранным бизнесом», – указал он. Уже после Госсовета глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев в своем Телеграм-канале сообщил, что в Китае доля затрат на НИОКР в 2022 году составляла 2,5% ВВП, в Израиле 4,9%. «В РФ такие (затраты на НИОКР. – Прим. ред.) в 2024 году должны составить как минимум 1,5% ВВП и порядка 3% – к 2030-му», написал он. Как указал Александр Силкин, в последние 3 года завод «Тулажелдормаш» выделял на НИОКР около 15% выручки, весь холдинг ПТК – около 5%.

На заседании президиума Госсовета по промышленности, 4 апреля На заседании президиума Госсовета по промышленности, 4 апреля. Источник: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Денис Мантуров также поддержал идею продления действия механизмов поддержки по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» после 2024 года. До него выступала Вероника Никишина, гендиректор Российского экспортного центра (РЭЦ), указавшая на такой запрос от бизнеса и важность актуализации внешнеэкономической стратегии страны. «Для бизнеса это необходимо, чтобы «в долгую» планировать работу по закреплению на рынках опорных стран», отметил Мантуров.

Ближе к концу мероприятия выступил министр финансов Антон Силуанов: он сообщил, что на 2023 год увеличена общая поддержка промышленности из федерального бюджета на 120 млрд руб., до 700 млрд. Такой же объем заложен на 2024 год. «Вопрос, как всегда, как мы говорим, – приоритизация, завершал свое выступление Силуанов. Что в первую очередь сейчас нужно – на то и нужно направлять бюджет по промышленности».

Резюмируя итоги заседания, Владимир Путин акцентировал внимание на проработке следующих мер:

    • обеспечение механизмов поддержки промышленных проектов соответствующим финансированием с обязательным финансированием утвержденной приоритетной продукции,
    • увеличение доли участия региональных фондов развития промышленности, в том числе путем их докапитализации через ФНБ,
    • создание комплексной системы поддержки НИОКР по аналогии с системой поддержки создания промышленных производств,
    • донастройка таможенно-тарифной политики под текущие условия, но с защитой национальных интересов,
    • снижение административной и налоговой нагрузки для небольших промышленных предприятий.

Упоминания долгосрочного заказа в заключительной речи главы государства не было. Владимир Путин просил максимально оперативно доработать проект поручений, которые будут даны по итогам Госсовета.