Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

О предложениях ФАС по ограничению участия РЖД в капитале компаний и контроле над инфраструктурой

7 августа 2024
Время чтения ~ 4 мин
Поезд РЖД
Локомотив парка РЖД, Источник: sparklogic
Поликарпов Александр, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин

Россия: В прошлую пятницу «Интерфакс» опубликовал предложения ФАС России по прекращению участия субъектов естественных монополий на транспорте в компаниях, работающих на конкурентных рынках. Также ведомство предлагает передать функции контроля от собственника инфраструктуры железнодорожного транспорта уполномоченному государственному орган. По моей оценке, предложения довольно спорны и их реализация вызывает существенные риски не только для железной дороги, но и экономики страны в целом.

Риски и вопросы к предложению по отсутствию компаний с участием субъектов естественной монополии на конкурентных рынках (операторы, логистические центры и т.п.):

♦️ Начнем с очевидного – с «дочернего» оператора РЖД, «Федеральной грузовой компании» (ФГК). Она обеспечивает перевозки социально-значимых грузов (нередко в ущерб коммерческим интересам), а также предоставляет вагоны для перевозок в государственных целях. После выхода из орбиты РЖД компания, очевидно, будет нацелена на максимизацию прибыли. Таким образом, есть целые сегменты важных для государства перевозок, которые станут им неинтересны. Для клиентов вагоны подорожают, и им, вероятно, потребуется поддержка от государства.

♦️ Далее – инвестпрограмма РЖД. Она в том числе формируется из доходов холдинга от прибыльных логистических активов. Их продажа приведет к дефициту средств на развитие узких мест железнодорожной сети в долгосрочной перспективе и обновление подвижного состава.

♦️ Особый вопрос – пассажирский подвижной состав. Многие железнодорожные пассажирские перевозчики находятся на грани окупаемости или уже за ней. Если пригородные компании и «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) будут выведены из периметра активов РЖД, то кто будет компенсировать убытки пассажирского комплекса? За счет каких ресурсов будут закупаться новые электропоезда и вагоны локомотивной тяги? А их требуется довольно много.

♦️ О других игроках. Исходя из сообщения «Интерфакса», субъекты естественных монополий должны избавиться от железнодорожных активов. Значит ли это, что «Росатому» и «Газпрому» тоже будет необходимо продать свои операторские и логистические дочки? То есть Группу «Дело» и «Газпромтранс» надо продать?

В любом случае предложение ФАС негативно скажется на финансовом состоянии РЖД. Разовый доход от продажи активов не решит системной проблемы дефицита средств на длинном горизонте. Следовательно, снизятся темпы строительства и модернизации дефицитной инфраструктуры. Возникнут проблемы с обновлением фондов и реализацией планов технологического развития. Это негативно скажется на производителях подвижного состава и поставщиках комплектующих. Как следствие, приведет к снижению эффективности работы сети.

Предложение по передаче функции контроля от собственника инфраструктуры железнодорожного транспорта уполномоченному государственному органу также очень сомнительно и вызывает ряд вопросов:

⁉️ Как технически будет происходить диспетчеризация перевозочного процесса и определяться порядок пропуска грузов и поездов в моменте? Государство заберет на себя эту функцию?

⁉️ Какими ресурсами это будет реализовываться? Какой потребуется дополнительный штат чиновников?

⁉️ Какие отрасли экономики и клиенты понесут транзакционные издержки? Сколько заплатит сверху грузоотправитель?

⁉️ Какие задачи останутся у РЖД?

⁉️ Кто будет планировать развитие инфраструктуры? Как в принципе возможно эффективно планировать развитие, не принимая активного участия в ее использовании?

В завершение: любое системное изменение организационной структуры железнодорожного транспорта запускает масштабные трансформационные процессы. В лучшем случае несколько лет сеть будет работать менее эффективно, чем в дореформенный период. Но отрасль может десятилетиями выходить на прежний уровень эффективности. Следовательно, возникает вопрос: зачем нужно именно сейчас перестраивать принципы работы сети ради сомнительной выгоды?

Автор: Александр Поликарпов, сооснователь и управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency. Авторский канал в Telegram @polikarpov_rollingstock

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK