Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Промышленная логистика как стимул несырьевого экспорта железнодорожной техники

2 декабря 2022
Время чтения ~ 4 мин
Маневровые тепловозы ТЭМ14 парка «СинараПромТранс» при обслуживании угольных разрезов «Сибантрацита» в Новосибирской области
Маневровые тепловозы ТЭМ14 парка «СинараПромТранс» при обслуживании угольных разрезов «Сибантрацита» в Новосибирской области. Источник: СТМ
Поликарпов Александр, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин

В современных геополитических условиях участие российских компаний в масштабных инфраструктурных проектах может быть сильно ограничено, если не заблокировано полностью. При этом российские компании могут предложить промышленникам других стран востребованные современные услуги и подвижной состав для заводской логистики.

В России уже много лет говорят о необходимости выходить на новые экспортные рынки через реализацию комплексных проектов развития железнодорожного транспорта. Они должны включать строительство инфраструктуры, поставку систем СЦБ, связи, а также поставку подвижного состава и последующее сервисное обслуживание. Такой путь выхода на внешние рынки эффективный, поэтому комплексные проекты интересны всем мировым игрокам. Например, в этом году Siemens совместно с местными компаниями заключила контракт на создание сети ВСМ в Египте. А в ноябре вполне ожидаемо пришла новость, что эксплуатировать эти линии будет также немецкая DB.

Российским же компаниям и до событий 2022 года было сложно получить такие контракты. За 10 лет «РЖД Интернешнл» было реализовано небольшое количество проектов в Сербии, Индии, Словении и на Кубе. Сегодня участие в масштабных проектах может быть сильно ограничено, если не заблокировано вовсе.

Рынок промышленной логистики, в первую очередь заводской, остается в тени. При этом спрос на данные услуги стабилен и будет всегда. На предприятиях железнодорожная инфраструктура и подвижной состав постепенно изнашиваются. Во многих странах происходит модернизация промышленных площадок, да и планируется реализуется новых проектов. Размер одного заказа скорее всего будет относительно небольшой, но их количество может быть существенным и сроки реализации относительно короткими.

Российские компании могут предложить целый комплекс услуг и продуктов:

1️⃣ Оптимизация внутренней логистики и управление внутризаводской железнодорожной инфраструктурой предприятий. Подобные услуги в России уже оказывают логистические компании, операторы грузовых вагонов, дочерние компании «Синара – Транспортные Машины», «Трансмашхолдинга» и РЖД. Успешные кейсы есть.

2️⃣ Современные маневровые локомотивы. Отработанные на российских промышленных предприятиях решения могут быть востребованы в разных странах (уже были поставки таких тепловозов в страны СНГ, в Гвинею, на Кубу). Более того СССР экспортировал значительное количество локомотивов в страны советского блока, к настоящему времени большинство этих машин пора обновлять.

3️⃣ Машинное зрение, системы дистанционного управления и беспилоты, которые позволят оптимизировать затраты и реализовывать проекты в малонаселенных районах. В России уже реализован высокий уровень автоматизации на пассажирском транспорте (МЦК и метро), технологии внедряются и в локомотивном хозяйстве. В нормативной технической документации (например, в ПТЭ) уже предусмотрена возможность управления локомотивами машинистом без помощника во всех видах движения, а также обеспечен допуск к эксплуатации локомотивов, моторвагонного подвижного состава и специальной техники в автоматическом и дистанционном режимах. «ТМХ Интеллектуальные Системы», «Синара» и другие профильные компании постоянно развивают данные технологии, так как они востребованы на российском рынке и за ними будущее.

4️⃣ Предиктивная аналитика на подвижном составе и оценка состояния пути. Производители накапливают данные и оптимизируют технологии, многие решения уже отработаны.

5️⃣ Создание проектов в «чистом поле». Были успешно реализованные различные логистические проекты — порты, транспортно-логистические центры.

6️⃣ Финансовые институты: поддержка РЭЦ, ВЭБ и независимых организаций. Дешевое кредитование покупателей и страховые продукты. По «китайской» схеме нужно дополнительно привязать к себе покупателей кредитными продуктами. К сожалению, российские финансовые институты находятся под угрозой санкционного давления, поэтому в текущий условиях возможность использования их ограничены.

В России есть разные востребованные решения по промышленной логистике, но они преимущественно раздроблены. Поэтому нужна сильная компания-агрегатор, которая соберет российские компетенции в один комплексный продукт и начнет его «продавать». Ею может стать «дочка» РЖД («РЖД Интернешнл» или «РЖД Логистика») или производителя локомотивов («ТМХ ПРО» или «СинараПромТранс»).

Автор: Александр Поликарпов, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency. Авторский канал в Telegram @polikarpov_rollingstock