Испания: CAF опубликовала отчет по итогам 9 месяцев 2022. Согласно ему, компания фиксирует рекордный в своей истории портфель заказов в €11,9 млрд. Самые высокие темпы развития за последние годы в Европе показывала Stadler. У CAF есть потенциал повторить этот путь.
UPD: В декабре-2022 CAF презентовала долгосрочный план своего развития. Согласно ему, выручка компании по всем направлениям (железнодорожный и автобусный сегменты) должна в 2026 году составить €4,8 млрд (в 2021 – €2,9 млрд), прибыль до вычетов процентов и налогов – €300 млн (в 2021 – €165 млн). Достичь результата CAF планирует за счет предложения комплексных транспортных решений, расширения линейки техники, внедрения цифровых и «зеленых» технологий. Целевые рынки – Европа, Северная Америка и страны АТР. До 2026 года CAF планирует инвестировать €550-650 млн в развитие и еще €550 млн – в корпоративные изменения.
Сначала немного цифр из самого отчета. Выручка CAF за 9 месяцев составила €2,2 млрд – это на 8% выше, чем за аналогичный период 2021 года, и в целом составляет почти весь объем выручки, полученной в прошлом году. Рентабельность по EBITDA отмечается на уровне 7,2% (-1,4 п.п). Также за прошедший период компания получила новые заказы на €3,8 млрд, из них €3,15 млрд на рельсовую технику. Для сравнения, за весь 2021 год испанский производитель получил заказы на рельсовую технику на уровне €3 млрд.
В результате текущий портфель заказов CAF составляет €11,9 млрд (+23% к концу 2021 года), из них почти 92% приходится на сегмент рельсовой техники. По итогам 2022 года он может быть еще больше: компания не включила в отчет ряд значимых контрактов на €1,2 млрд, в частности, большую сделку по трамваям в США.
По итогам 2021 года CAF уже входила в топ-8 мирового рынка по выручке от реализации рельсового подвижного состава. Однако значительное присутствие CAF пока отмечается только в сегменте трамваев: по оценкам SCI Verkehr, на нее приходится 9% мировых поставок в 2020-2022 годах. На рынке трамваев компания находится на одном уровне с Siemens (9%) и уступает только Alstom, который за счет поглощения Bombardier довел свою долю до 25%.
CAF развивается сбалансированно, о чем свидетельствует структура выручки. Так, доля поставок новой продукции составляют 58%, сервис и ремонты — 26%. Очевидно, что в будущем доходы испанской компании от сервиса будут расти в связи необходимостью обслуживания поставляемой техники.
В этом году CAF завершила сделку по приобретению активов у Alstom. Компания получила не только производственные мощности, но и интеллектуальные права сразу на две платформы моторвагонного подвижного состава – поезда Coradia Polyvalent и Talent 3. В дополнение в родной Испании и Великобритании выпускает собственную платформу региональных поездов Civity. Полученный доступ к технологиям и инженерному штату усилит позиции CAF по предложению такой техники.
В то же время для испанских площадок доступны энергоресурсы из Алжира, что усиливает их конкурентоспособность на европейском рынке. Отказ от российского и белорусского рынков не оказал на компанию особого влияния. Испанский производитель на них слабо представлен в отличие от основных европейских игроков.
CAF продолжит свой рост. Внешние условия и ослабление конкурентов на европейском рынке усилили позиции компании. Стратегия развития с акцентом на городской рельсовый транспорт с постепенным выходом на новые рынки себя оправдывает. По мере увеличения международного присутствия на CAF будет усиливаться давление со стороны китайских и американских компаний. Для взлета компании нужно больше вкладывать в НИОКР. Однако текущая конъюнктура рынка не способствует взрывному росту, поэтому CAF будет развиваться медленнее, чем Stadler.
Автор: Александр Поликарпов, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency. Авторский канал в Telegram @polikarpov_rollingstock
Ознакомьтесь с открытым экспресс-обзором «Мировой рынок подвижного состава: обзор финансовых результатов крупнейших производителей в 2021 году. Вызовы 2022 года для России и мира» от ROLLINGSTOCK по ссылке.