Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Рынок подвижного состава России: топ-10 итогов 2022 года

10 января 2023
Время чтения ~ 20 мин
В салоне электропоезда ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0», сертифицированного ТМХ летом 2022 года
В салоне электропоезда ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0», сертифицированного ТМХ летом 2022 года. Источник: ТМХ
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 20 мин
Поликарпов Александр, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency

Россия: Команда ROLLINGSTOCK отобрала наиболее значимые события и тренды, которые произошли на рынках рельсового подвижного состава России в 2022 году.

1. Беспрецедентный рост санкционного давления и оперативная реакция на него

Проведение Россией специальной военной операции на Украине стало триггером к новой фазе мировой экономической войны, одним из основных инструментов которой является создание ограничений для экономики, торговли и производства. По состоянию на ноябрь, количество санкций, введенных против России, на 16% превышало их объем, действующих в отношении 6 следующих подсанкционных стран.

Возникшие новые экономические условия вынудили многих глобальных игроков объявить об уходе с российского рынка. В сегменте самого подвижного состава резонансным и несущим существенно влияние стало только решение от Siemens, присутствие которой было значительно на фоне участия немецкого производителя в работе выпускающего крупные серии электровозов и электропоездов завода «Уральские локомотивы» (входит в «Синара — Транспортные Машины», СТМ). Решения о приостановке деятельности или полном уходе игроков рынка компонентов — Knorr-Bremse, SKF, Hitachi и многих других — стали более ощутимыми, но не критичными в целом для отрасли.

Стремительные изменения в санкционном давлении сопровождались не менее оперативными действиями по адаптации к новым условиям. Государство еще несколько лет назад начало перестраивать промышленную политику на обеспечения развития суверенной компонентной базы. В 2022 же году оперативно был принят широкий перечень мер поддержки, включающий сохранение реализации инфраструктурных проектов, значительные дополнительные субсидии на поддержку работы действующих и создание новых производств, экспорта-импорта продукции, НИОКР, допуск параллельного импорта и множество других решений. РЖД совместно с производителями провели масштабные работы по полной ревизии поставляемой импортной продукции, перестроили логистические цепочки, перешли на российские аналоги или запустили процессы самостоятельного освоения производства ключевых узлов, в том числе с применением реинжиниринга. В то же время возникшие условия показали, что решать задачи зависимости от импорта по критическим узлам (электродвигатели для моторвагонного подвижного состава, дизели для тепловозов, кассетные подшипники для грузовых вагонов и др.) нужно было раньше.

Отрасль производства подвижного состава в целом оказалась подготовленной к новым условиям работы: во многом этому способствовала техническая политика крупнейших потребителей рельсовой техники (РЖД, Московского метрополитена, Мосгортранса и др.), ориентированная на обеспечение высокой доли российских компонентов в конечной продукции. Остановки производств (публично объявлялась на Тихвинском вагоностроительном заводе, ТВСЗ, входит в «Объединенную вагонную компанию», ОВК) и отгрузок продукции (говорили в «ПК Транспортные Системы», ПК ТС) носили краткосрочный характер, а в целом объемы производства и закупок остались близко к уровню, который ожидался до возникновения новых условий экономической турбулентности.

Полная стабилизация производства и разработок в сфере подвижного состава ожидается во второй половине 2023 года в результате освоения серийного производства полностью импортозамещенных компонентов. Однако условия глобальной экономической турбулентности показывают, что основные вызовы для отрасли могут быть еще впереди. Летом ROLLINGSTOCK Agency опубликовало экспресс-обзор ситуации на мировом рынке, в котором представило видение ключевых задач, требующих решения в современных экономических условиях.

Презентация опытного образца скоростной фитинговой платформы СТМ модели 13-6704 на производственной площадке завода «Калугапутьмаш» Фитинговая платформа 13-6704 для скорости 140 км/ч на заводе «Калугапутьмаш». Источник: СТМ

2. Новые правила технической эксплуатации железных дорог

Обсуждаемые несколько лет обновленные Правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог в России вступили в силу 1 августа 2022 года и будут действовать в течение 6 лет. Новая редакция важна для технического развития, так как в ней заложены условия для тиражирования на сети ряда новых решений. «Ее цель — расширение полномочий владельца инфраструктуры по установлению норм и порядка технического обслуживания объектов железнодорожного транспорта. Кроме того, из ПТЭ исключены барьерные нормы и требования, препятствующие внедрению новых технологий на ближайшую перспективу», — говорил «Гудку» начальник департамента технической политики РЖД Владимир Андреев.

Так, обновленные ПТЭ допускают движения грузовых поездов со скоростью 120-140 км/ч с применением пневматического тормоза, что дает доступ к эксплуатации скоростных грузовых платформ. В 2022 году 80-футовую фитинговую платформу 13-6704 для скорости 140 км/ч сертифицировала СТМ, в ходе испытаний был поставлен рекорд скорости для грузового вагона в России в 154 км/ч. Совместную работу с РЖД в этом направлении также анонсировала «РМ Рейл».

Второе важное нововведение — допуск к эксплуатации локомотивов, моторвагонного подвижного состава и специальной техники в автоматическом и дистанционном режимах. Работы по созданию беспилотных систем для подвижного состава сегодня ведут НИИАС (в том числе для электропоездов «Ласточка» нам МЦК), «ТМХ–Интеллектуальные системы» и Cognitive Pilot. По темпам перехода на автоматизированный подвижной состав российская железнодорожная отрасль является одним из мировых лидеров.

Также в новые ПТЭ включены общие требования к технологии «виртуальной сцепки». Закреплена возможность строить пассажирские платформы высотой 550 мм, что создаст спрос на низкопольные поезда. Первая такая платформа уже построена на Сахалине.

Электровоз 3ЭС8 и тепловоз 3ТЭ28 на испытаниях Электровоз 3ЭС8 и тепловоз 3ТЭ28 на испытаниях. Источник: Ivan 2095/railgallery, ТМХ

3. Новые магистральные локомотивы 3ЭС8 и 3ТЭ28

В 2022 году впервые за несколько лет российские производители представили натурные образцы новых магистральных локомотивов. Так, в марте руководству РЖД на заводе «Уральские локомотивы» был показан пилотный образец грузового электровоза нового поколения 3ЭС8. Машина была разработана в соответствии с требованиями РЖД к перспективным локомотивам. В основу платформы закладывалась задача обеспечить способность водить грузовые поезда массой 7,1 тыс. т на горных участках Транссибирской магистрали и 9 тыс. т — на полигонах в европейской части России. Одно из ключевых новых решений — комплект тягового оборудования с асинхронными двигателями, разработанный компаниями «Тяговые компоненты» и «Горизонт».

В свою очередь «Трансмашхолдинг» (ТМХ) в августе продемонстрировал гендиректору перевозчика Олегу Белозеров магистральный тепловоз 3ТЭ28. Основная новация в нем — применение дизель-генераторов 18-9ДГМ, разработанных в ТМХ и производимых на входящем в холдинг Коломенском заводе. Тепловозы заменят локомотивы 3ТЭ2К2М, в которых применялась силовая установка GEVO-12 от американской Wabtec. 3ТЭ28 мощностью 9300 кВт должен также быть способен водить на Восточном полигоне поезда массой до 7,1 тыс. т. На испытаниях, проводившихся в конце 2022 года на базе депо Курск-Сортировочный, тепловоз тянул поезда с максимальным весом 7256 т.

Оба локомотива должны быть сертифицированы к серийному выпуску в 2023 году. В интервью «Гудку» замгендиректора — начальник Дирекции тяги РЖД Олег Валинский подтвердил, что на 2023 год уже планируется закупка 30 тепловозов 3ТЭ28.

Обкатка первого низкопольного трамвая «МиНиН» в Нижнем Новгороде, январь 2023 года Обкатка первого низкопольного трамвая «МиНиН» в Нижнем Новгороде, январь 2023 года. Источник: transportfun/vk

4. Масштабный выход BKM Holding на российский рынок трамваев

Трамвайный рынок России в прошедшем году начал выходить на пик спроса: всего за год были заказаны/подтверждены к закупке в ближайшие годы более 800 трамваев в разных городах России. Также был озвучен дальнейший перспективный заказ почти на 1000 машин, при этом основные поставки предполагаются для трамвайной сети Санкт-Петербурга. В этих условиях на рынок поставок новых трамваев вернулась белорусская BKM Holding (ранее — «Белкоммунмаш»). Новые трамваи производитель поставлял последний раз в Россию в 2017 году, а все более поздние заказы были связаны с модернизацией трамваев для Новосибирска.

Однако в 2022 году компания стала обладателем одного из самых крупных контрактов — на поставку более 170 трамваев для Нижнего Новгорода в рамках концессии. BKM Holding выступает в качестве технического партнера в проекте, будет участвовать в организации производства трамваев на российско-белорусском предприятии «Нижэкотранс» в Ворсме. Первый трамвай был презентован уже в декабре, однако он выпущен в Беларуси, доля российской компонентной базы заявляется на уровне 30%. Это первая полностью низкопольная машина, созданная самой BKM Holding. Ранее компания была партнером швейцарской Stadler в совместном предприятии «Штадлер Минск», которое выпускало небольшие партии низкопольных трамваев «Метелица» для Санкт-Петербурга и Боливии.

BKM Holding также получила контракты на поставки трамваев в Самару и Барнаул. Таким образом, на белорусского игрока может приходится более 20% заказов на трамваи в России в 2022 году. Российские игроки также наращивают конкурентные преимущества: за ПК ТС — массовые серии (в топ-5 мировых поставщиков) и большой опыт апробации технологий автоматизации управления, у Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ, входит в «Роскосмос») — технология системы многих единиц для низкопольных односекционных трамваев, у «Уралтрансмаш» (в составе «Уралвагозавода») — серийное производство современных трамваев в ретродизайне.

Управление производством на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ), входит в ТМХ Управление производством на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ), входит в ТМХ. Источник: ОПЖТ

5. Внедрение национальной системы сертификации менеджмента качества на железнодорожных предприятиях

В марте европейский Центр менеджмента IRIS приостановил взаимодействие с российскими предприятиями. Именно в соответствии с требованиями стандарта IRIS — ISO/TS 22163 — в России проводилась сертификация систем менеджмента качества на предприятиях по выпуску подвижного состава, СЦБ и комплектующих.

С целью нивелирования рисков появления сертификатов ISO низкого качества в Объединении производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) весной было произведено обновление системы добровольной сертификации (СДС ОПЖТ). Оно предполагает организацию национальной системы сертификации предприятий железнодорожного сектора, которая верифицирована регуляторами и отраслью. В ней был учтен опыт европейской системы, однако СДС ОПЖТ получила развитие в части дополнительных критериев оценки обратной связи эксплуатации продукции и уровня цифровизации. Также в СДС ОПЖТ были разработаны необходимые организационные и нормативные документы. Поддержку развитию СДС ОПЖТ оказывают и РЖД — так, преференция в закупках холдинга отдается предприятиям, система менеджмента качества которых сертифицирована по требованиям ISO/TS 22163 в СДС ОПЖТ.

За прошедшее с апреля время в СДС ОПЖТ было проведено 75 аудитов на разных предприятиях. В ОПЖТ отмечают, что большинство предприятий, сертифицированных в системе IRIS, запланировали переход в СДС ОПЖТ. На 2023 год в СДС ОПЖТ планируется разработать отечественный стандарт для систем менеджмента качества в железнодорожной отрасли на основе ISO 22163.

Маневровый газотепловоз ТЭМГ1 в оренбургском филиале «Газпромтранса» Маневровый газотепловоз ТЭМГ1 в оренбургском филиале «Газпромтранса». Источник: Газпром

6. Начало эксплуатации маневрового газотепловоза ТЭМГ1

В начале сентября СТМ и заказчик локомотива, «Газпромтранс», впервые запустили в России в опытно-промышленную эксплуатацию газотепловоз ТЭМГ1 — локомотив, работающий на сжиженном природном газе. Сертифицированная в конце 2021 года машина оборудована двумя V-образными 12-цилиндровыми газопоршневыми установками «Кунгур 550», производимыми компанией «Технология 1604» в Екатеринбурге. Заявляется, что удельный расход газового топлива при мощности 300-380 кВт составляет не более 182 г/кВт*ч, что позволяет сократить расходы на топливо до 50 % и выбросы СО2 до 40 % по сравнению с дизельными аналогами в типовых режимах работы.

Мощность локомотива составляет 824 кВт, однако, по словам руководителя центра компетенций газомоторных локомотивов «Газпромтранса» Михаила Чернышева, рассматривается перспективное развитие линейки до мощности 1470 кВт, а также прорабатывается использование газотурбинных силовых установок. В июне зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов отмечал, что к 2024 году компания планирует от СТМ получить 7 тепловозов ТЭМГ1.

ДОПОЛНЕНИЕ: ТЭМГ1 — не первый тепловоз с тягой на СПГ, поступивший в эксплуатацию. В 2013 году «Трансмашхолдинг» выпустил маневровый тепловоз ТЭМ19 с газопоршневым двигателем. С 2015 года он эксплуатируется РЖД на станции Егоршино Свердловской железной дороги. В то же время машина в серию не пошла.

Производство климатического оборудования в КСК Производство климатического оборудования в КСК. Источник: КСК

7. Активная постановка на производство новых комплектующих в КСК

На фоне усиления санкционного давления и усложнения доступа к импортным комплектующим в 2022 году возросла роль работы ГК «Ключевые системы и компоненты» (КСК). Компонентный холдинг создавался 5 лет назад именно для консолидации компетенций по выпуску комплектующих для рельсового транспорта и дальнейшего становления компонентного производства в России для разных отраслей машиностроения.

В 2022 году КСК представили значительное количество новинок, многие из которых были созданы в сжатые сроки с целью замещения импортных аналогов. Так, было запущено серийное производство преобразователей собственных нужд на основе карбида кремния для поездов метро «Балтиец», новых климатических систем и значительного перечня других компонентов для новых электропоездов «Иволга 3.0», дверных систем с новым приводом, кресельных блоков и многого другого. Также создана новая модификация тягового привода на новой компонентной базе для поездов метро и сертифицированы тяговые преобразователи для электровозов 2ЭС5С и 3ЭС5С. В части перспективных работ публично объявлялось о поддерживаемых займами ФРП проектах  углубления локализации климатического оборудования и освоения производства комплектующих к межвагонным переходам, а также о развитии центра преобразовательной техники в Мордовии.

Подписание соглашения (слева направо): генеральный директор ТМХ Кирилл Липа и генеральный директор Группы ПТК Александр Силкин Заключение соглашения между ТМХ и ПТК, июнь 2022 года. Слева направо: Гендиректор ТМХ Кирилл Липа и гендиректор Группы ПТК Александр Силкин. Источник: ПТК

8. Сотрудничество ТМХ и ПТК на рынке путевой техники

Системное развитие ТМХ и СТМ в железнодорожном машиностроении ожидаемо привело к усилению конкуренции двух крупнейших игроков российского рынка и в сегменте путевой техники. СТМ приобрела крупнейший путевой холдинг — Группу РПМ — у РЖД еще в 2018 году. В прошедшем же году присутствие в сегменте расширил ТМХ, заключив соглашение о сотрудничестве с Группой ПТК, владеющей заводом «Тулажелдормаш».

Планы ТМХ и ПТК предполагают выпуск до 1300 единиц техники на сумму 200 млрд рублей, запуск серийного производства 11 моделей машин и получение не менее 12 патентов до 2030 года. Самой ПТК в последние годы реализована масштабная программа НИОКР. Только в 2022 году холдинг сертифицировал снегоочистительную машину СС-ПОМ, платформу-лебедку ПЛК,  рельсоукладочные комплексы РУ-700, машины первичной выправки МПВ.

В ближайшие годы ожидается существенный заказ на путевую технику. Так, по программе поэтапного вывода путевого комплекса РЖД на нормативный уровень запланировано приобретение 2,3 тыс. единиц путевой техники и 6,7 тыс. вагонов для путевых работ.

Поезд «Балтиец» на Кировского-Выборгской линии метро Санкт-Петербурга Поезд «Балтиец» на Кировского-Выборгской линии метро Санкт-Петербурга. Источник: ТМХ

9. Новый поезд метро «Балтиец» для Санкт-Петербурга

Северная столица реализует масштабную программу обновления городского транспорта. В 2021 году городу было одобрено выделение 96,9 млрд руб. из ФНБ на закупку новых поездов метро. В августе 2022 года  между Петербургским метрополитеном и компанией «Трансхолдлизинг» был заключен лизинговый контракт на поставку 950 вагонов в 2022-2031 годах. Общая стоимость сделки — 242,6 млрд руб., стоимость подвижного состава составляет 129 млрд руб. Это одна из крупнейших сделок на мировом рынке железнодорожного машиностроения в прошедшем году.

Новые поезда пошли в эксплуатацию уже в ноябре 2022 года. Машина была разработана специально для условий эксплуатации в Санкт-Петербурге. Более 90% элементов выпускаются российскими предприятиями, однако уже 1-м квартале 2023 года доля российской компонентной базы должна быть доведена до 99%. В поезд заложена значительная автоматизация: реализован функционал полностью автоматического движения и прицельной остановки, установлена система сбора данных по более чем 2 тыс. параметров.

Хоппер модели 19-1299 производства «РМ Рейл» Хоппер модели 19-1299 производства «РМ Рейл». Источник: Алюминиевая Ассоциация

10. Результаты агрессивного подхода к НИОКР в «РМ Рейл»

На фоне вынужденной остановки ТВСЗ из-за дефицита кассетных подшипников и занятости УВЗ оборонным заказом в 2022 году серьезно менялась структура рынка производителей вагонов. Так, по оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), за январь-октябрь наибольшая доля зарегистрированных в России вагонов пришлась на «РМ Рейл»: были зарегистрированы 8,3 тыс. вагонов, 21% от общего количества. Сам производитель отмечал, что объем производства по итогам года достигнет 10,5 тыс. вагонов — это на 22% больше результата-2021 и на уровне объемов выпуска-2020.

Стоит учитывать, что промежуточная топ-позиция «РМ Рейл» по объемам выпуска связана с уже упомянутыми условиями работы традиционных лидеров, заморозкой заказов и спадом производства в целом. В то же время в ушедшем году стали заметны результаты вклада «РМ Рейл» в НИОКР последних лет: произведен и отправлен на испытания обновленный алюминиевый хоппер, представлены алюминиевая цистерна для азотной кислоты и танк-контейнер для СПГ, запатентована сочлененная конструкция грузового вагона (пока такие производит только ОВК), проведены тесты open-top контейнера. К тому же вагоностроитель в прошедшем году представил техническую политику на ближайшие годы, включающую линейку из 10 вагонов на тележке с осевой нагрузкой 25 тс собственной разработки. Дополнительно в конце года «РМ Рейл» анонсировала масштабную подконтрольную эксплуатацию телематики на хопперах в 2023 году.

Бонус: Запуск ROLLINGSTOCK Agency

20 января начал работать официальный сайт ROLLINGSTOCK Agency, свидетельство о регистрации информационного агентства было получено чуть ранее, 8 декабря 2021 года. Ведется полноценная работа и на английском языке для международной аудитории. В апреле была запущена работа аналитического направления. За первый год агентством были выпущены 4 аналитические работы и 1 инфографическая карта, опубликовано более 300 подробных материалов о событиях и трендах на рынке, достигнута аудитория более 3000 подписчиков в Telegram и более 8000 подписчиков в LinkedIn.