Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Siemens уходит из России, но не готова в таких же условиях покидать Китай

18 мая 2022
Время чтения ~ 12 мин
Штаб-квартира Siemens в России.
Штаб-квартира Siemens в России. Источник: zeppelinpm.ru
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 12 мин
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency

Россия: На фоне ситуации на Украине и введенных санкций компания начала процедуру прекращения своей производственной и деловой деятельности в стране. В то же время в Siemens сомневаются в возможности покинуть Китай в случае аналогичных событий.

Аргументация ухода с российского рынка

О решении уйти из России Siemens сообщила 12 мая. Его она связала с влиянием санкций, наложенных на Россию на фоне ситуации на Украине, а также текущими и потенциальными контрмерами, влияющими на коммерческую деятельность компании, особенно на сервис и обслуживание железнодорожного подвижного состава. Ранее в начале марта Siemens уже заявляла о приостановке работы по новым проектам и международным поставкам в Россию, однако планировала продолжать техническое обслуживание «в строгом соответствии с санкциями».

Объявление о прекращении деятельности в России было приурочено к публикации финансовой отчетности производителя за 1-й календарный квартал 2022 года. Согласно отчету, в результате санкционного давления и вызванных этим издержек выручка транспортного подразделения Siemens Mobility сократилась на €0,2 млрд, а суммарные потери для всей компании составили €0,6 млрд.

Тем не менее, Siemens рассчитывает уже в наступившем квартале полностью покрыть все издержки, связанные с уходом из России, путем продажи поставщика программного обеспечения и оборудования для регулирования дорожного движения Yunex Traffic, входящего в состав компании. Как пишет ТАСС со ссылкой на письмо президента Siemens в России Александра Либерова сотрудникам компании, в течение следующих недель компания проработает подробный план поэтапного сворачивания деятельности в России, для реализации дальнейших шагов будет создана специальная рабочая группа.

Влияние на Россию: высокоскоростные поезда

В последние годы у Siemens действовал только один прямой контракт на импорт подвижного состава в Россию: заключенный в 2019 году с РЖД на поставку 13 высокоскоростных поездов «Сапсан» (модель Velaro Rus) за €1,1 млрд. В конце марта в рамках выступления в Совете Федерации гендиректор РЖД Олег Белозёров заявил о его приостановке. Он отметил, что переговоры с Siemens велись «до последнего момента», а немецкий производитель искал варианты продолжения выполнения своих обязательств. В рамках этого контракта РЖД успела получить 3 поезда «Сапсан» (а по всем контрактам с РЖД начиная с 2008 года поставлены 19 10-вагонных поездов), остальной подвижной состав должен был быть поставлен до 2023 года. В комментарии для издания WiWo гендиректор консалтинговой компании SCI Verkehr Мария Леенен отметила, что с учетом схожести технического регулирования Siemens может поставить оставшиеся поезда в Украину (как часть обсуждаемого в ЕС плана восстановления экономики страны), в Казахстан или страны Балтии.

Основным же активом Siemens в России является совместное предприятие с Группой «Синара» по выпуску электровозов и электропоездов «Уральские локомотивы» (входит в «Синара – Транспортные Машины», СТМ), которое работает уже с 2010 года. Через 10 лет, в 2020 году, было объявлено, что в рамках этой площадки планируется создать и производство поездов под проекты высокоскоростных линий (в частности, для проекта ВСМ Москва-Санкт-Петербург предполагалась покупка 42 поездов).

Высокоскоростной поезд Velaro Rus «Сапсан» в депо станции «Подмосковная» Высокоскоростной поезд Velaro Rus «Сапсан» в депо станции «Подмосковная». Источник: РЖД

Предварительно в 2019 году РЖД и СТМ учредили Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта для разработки высокоскоростного поезда с конструкционной скоростью 360  км/ч, а Siemens официально присоединился к проекту позднее, подписав соглашение о сотрудничестве в ноябре 2021 года. «Siemens передаст ноу-хау для этой деятельности», — говорил в интервью «Технике железных дорог» глава Siemens Mobility в России Йохен Розенцвайг в феврале 2020 года.

Как сообщает «Интерфакс», 17 мая в ходе марафона «Новые горизонты» председатель совета директоров СТМ Александр Мишарин отметил, что разработка поезда продолжается, однако в конце марта «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщали, что Правительство РФ рассматривает отказ от финансирования проекта ВСМ Москва-Санкт-Петербург из Фонда национального благосостояния (ФНБ): зарезервированные почти 500 млрд руб. под проект являются определяющими для его реализации. В то же время официальных заявлений относительно будущего проекта ВСМ на текущий момент органами власти не делалось.

Влияние на Россию: локомотивы и региональные поезда

За время работы на площадке «Уральских локомотивов» выпущены уже более 1,4 тыс. электровозов разных моделей (2ЭС6, 2ЭС7 и 2ЭС10) и более 200 электропоездов «Ласточка» (платформа Desiro Rus, ранее также более 50 поездов были импортированы). Siemens и СТМ владеют им в равных долях, однако, согласно отчетности за 2021 год, СТМ имеет контроль за счет права определять своего кандидата в качестве гендиректора и предправления предприятия. В комментарии «Ведомостям» в Siemens подтвердили, что намерены продать свою долю в «Уральских локомотивах», а в «Синаре» от комментариев отказались.

На 2022 год в «Уральских локомотивах» анонсировали производственный план по выпуску 21 трехсекционного и 90 двухсекционных магистральных электровозов 2ЭС6 «Синара», а также 31 магистрального электровоза 2ЭС7 (в том числе для поставок в Казахстан по контракту с SilkWay Transit 2021 года) и 2 электровозов 2ЭС10. Позднее РЖД сообщили о планах закупить 140 вагонов «Ласточек». До всех событий, в 2021 году, также обсуждался на высоком уровне перспективный контракт на поставку 39 «Ласточек» для проекта городской железнодорожной системы «Белградские диаметры» в Сербии.

Электропоезд «Ласточка» в районе станции МЦК «Деловой центр» Электропоезд «Ласточка» в районе станции МЦК «Деловой центр». Источник: РЖД

Локализация подвижного состава, выпускаемого на «Уральских локомотивах», находится на разном уровне: так, в 2021 году замгендиректора – начальник дирекции тяги РЖД Олег Валинский в презентации отмечал, что наибольшая доля отечественных комплектующих представлена в самом массовом электровозе 2ЭС6 и составляет более 95%. В то же время у электровозов 2ЭС7 и 2ЭС10 их доля составляет 66% и 61% соответственно. Относительно текущего уровня локализации электропоездов «Ласточка» в СТМ сообщили «Коммерсанту», что он составляет 85-87%.

Комментируя уход Siemens, глава Минпромторга России Денис Мантуров отметил, что считает его неожиданным и странным с учетом присутствия компании на рынке более 150 лет. В то же время он указал, что возможность поставок оборудования Siemens сохранится благодарят механизму параллельного импорта, допускающему ввоз продукции без разрешения правообладателей. Ранее, 6 мая, был опубликован приказ ведомства с перечнем товаров, к которым применим такой механизм: продукция Siemens представлена по нескольким группам классификатора ВЭД, включая изделия из черных металлов, алюминия, пластмассы, промышленное, электронное и электротехническое оборудование и др. В реестре представлены и другие поставщики компонентов. В то же время по профильному железнодорожному коду (ТН ВЭД 86) бренд Siemens на текущий момент в список не включен.

Влияние на Россию: обслуживание подвижного состава и компоненты

Также Siemens создала в России сеть депо обслуживания и ремонта поездов «Сапсан» и «Ласточка». Компания заявила о расторжении с 13 мая всех контрактов на обслуживание данной техники. В ответ на это в РЖД сообщили, что продолжат обслуживание поездов в одностороннем порядке в рамках действующего российского законодательства.

В частности, арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области постановил передать в адрес РЖД для хранения и использования принадлежащее Siemens Mobility оборудование, инструменты и запчасти, необходимые для ремонта высокоскоростных поездов. Решение принято судом в ответ на иск перевозчика о признании недействительным одностороннего расторжения компанией Siemens Mobility соответствующего договора. Дополнительно, как пишет Vgudok, организован переход бывших сотрудников Siemens в компанию «ВСМ Две столицы», которой владеет РЖД.

Производство электровозов 2ЭС7 на заводе «Уральские локомотивы» Производство электровозов 2ЭС7 на заводе «Уральские локомотивы». Источник: ИА «Повестка дня»

Стоит отметить, что в рамках другого искового производства этот же суд также постановил передать РЖД запчасти и необходимое оборудование для ремонта гидравлической системы торможения, сортировки и управления горкой на сортировочной станции Лужская. На протяжении нескольких лет на станции реализуется проект по автоматизации сортировочных работ, в том числе ведутся совместные работы Siemens и НИИАС (входит в РЖД) по беспилотному движению маневровых локомотивов. Дополнительно 12 мая в картотеке арбитражных дел было зарегистрировано еще 3 иска РЖД к различным структурам Siemens, однако их содержание пока не опубликовано.

В сфере комплектующих Siemens владеет в России заводом «Сименс Энергетика Трансформаторы», который начал работать в 2012 году в Воронеже. В частности, он выпускает тяговые трансформаторы и другие компоненты для подвижного состава, выпускаемого «Уральскими локомотивами», а с 2021 года освоил серийный выпуск трансформаторов для электровозов нового поколения 2ЭС5С и 3ЭС5С, выпускаемых «Трансмашхолдингом» (ТМХ). По информации ТАСС, по состоянию на май 2017 года локализация производства на площадке превышала 80%. Как сообщает «Коммерсантъ-Черноземье» со ссылкой на заявление самого предприятия, сейчас завод работает в штатном режиме, никаких сокращений не планируется. По словам губернатора Воронежской области Александра Гусева, в данный момент прорабатывается новая схема управления предприятием, завод обеспечен заказами как минимум до осени. В начале 2022 года на предприятии заявляли, что планируют выпустить 236 тяговых трансформаторов для 59 электровозов 2ЭС7. Как отмечал руководитель профильного подразделения завода Нафис Вертманн, продукция предприятия уже несколько лет поставляется в Европу.

Другое компонентное производство – «Трансконвертер» – было основано в 2005 году Siemens совместно c ТМХ. Согласно сайту компании, она выпускает преобразовательную технику для подвижного состава ТМХ и «Синары». Публичной информации о перспективах дальнейшей работы предприятия на данный момент не было. Как в комментарии РИА Новости отметил гендиректор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян, оно, скорее всего, продолжит работать, получая нелокализованные комплектующие из-за рубежа «по адаптированным под санкционные ограничения логистическим схемам».

Китайский фактор

Как пишет немецкое издание Welt, в ходе презентации финансовых результатов президент и генеральный директор Siemens Роланд Буш рассуждал о возможностях покинуть рынок Китая в случае возникновения аналогичной ситуации, которая сейчас складывается в отношениях с Россией. Он указал, что сомневается в возможности отвернуться от Китая тем же образом. «Этот рынок слишком большой, никто не может от него отказаться», – цитирует Welt Роланда Буша. В то же время он указал на заинтересованность компании в снижении «нездоровой» зависимости от китайских компонентов.

Рендер проекта высокоскоростных поездов разработки ИЦ ЖТ Рендер проекта высокоскоростных поездов разработки ИЦ ЖТ. Источник: ИЦ ЖТ

В то же время именно китайская CRRC является одним из наиболее вероятных кандидатов замены Siemens в российских проектах по производству и разработке подвижного состава, что обусловлено снижением объемов заказа на внутреннем рынке. «Азиатские компании уже пытались войти в проект российской ВСМ, и с большим трудом Siemens удалось вытеснить Китай несколько лет назад. Сейчас нам не оставили вариантов, мы будем сотрудничать с Китаем», – указал в интервью изданию Собака.ru управляющий партнер ROLLINGSTOCK Agency Александр Поликарпов. По его словам, наработки и опыт, полученные при совместной работе с Siemens, также будут использованы в новом проекте.