Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

ТМХ зафиксировал чистый убыток по итогам 2022 года

27 марта 2023
Время чтения ~ 6 мин
Презентация головного вагона электропоезда «Иволга 3.0», 2021 год
Презентация головного вагона электропоезда «Иволга 3.0», 2021 год. Источник: ТМХ
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 6 мин

Россия: Производитель опубликовал консолидированную финансовую отчетность по итогам 2022 года. Согласно ей, группа компаний «Трансмашхолдинг» (ТМХ) получила чистый убыток в 4,6 млрд руб. Последний раз машиностроитель показывал отрицательный финансовый результат в 2015 году, в 2021-м отмечал прибыль в 8,6 млрд руб. В прошлом году ТМХ значительно нарастил финансовые расходы и потерял в экспортной выручке.

Согласно отчету, консолидированная выручка группы по итогам 2022 года составила 314,7 млрд руб. (+0,9% к 2021), себестоимость – 272,4 млрд руб. (+1,3%). При этом ТМХ фиксирует небольшое сокращение расходов на сырье, материалы и полуфабрикаты, на 0,6%, с 201,6 до 200,5 млрд руб. Инвестиционные расходы группы на приобретение основных средств, наматериальных активов и др. в 2022 году составили 11,4 млрд руб. (-10,7% к 2021).

В отчете наиболее существенный рост наблюдается по финансовым расходам холдинга, почти в 2,5 раза, с 9,9 до 24,2 млрд руб. Основную долю, 68,7%, в них составляют процентные расходы по взятым займам: их объем вырос почти в 2,3 раза, до 16,6 млрд руб. Группа ТМХ отмечает в отчете, что обязательства на конец 2022 года были чуть более чем в 3 раза больше величины собственного капитала (показатель на конец-2021 – в 2,25 раза). В то же время выросли и расходы от купли-продажи валюты (с 0,3 до 2,1 млрд руб.), а также формирование отрицательной курсовой разницы отразилось расходами в 4,4 млрд руб. (в 3,6 раза больше, чем в 2021-м).

В части сегментов существенно выросла выручка группы ТМХ по реализации ремонтных услуг вне гарантийного срока (на 14,8%, с 28,4 до 32,6 млрд руб.), а также по пассажирским и грузовым вагонам, железнодорожному моторвагонному подвижному составу и путевой технике (объединены в группу «Прочий подвижной состав» без вагонов метро), на 7,4%, с 92,0 до 98,8 млрд руб. Наблюдается восстановлении в части реализации литейной продукции (выручка 5,9 млрд руб., +44,6% к 2021 году). Выручка от реализации локомотивов упала на 7,8% до 82 млрд руб., вагонов метро – на 20,6% до 28,8 млрд руб.

Финансовые показатели ТМХ 2018-2022 (увеличить)

Значительно сократилась выручка холдинга по экспортным договорам, заключенным c международным подразделением TMH International: c 29,5 млрд руб. до 5,2 млрд руб. В то же время сам этот актив группа продала в сентябре прошлого года. Как указано в отчете, по результатам продажи сформирована задолженность в размере 2,8 млрд руб. по курсу на дату реализации (€50 млн).

В документе также отмечен выход ТМХ из активов в Венгрии, выбытие доли 50% из казахстанского завода ЛКЗ (ТМХ владел им совместно с американской Wabtec), а также продажа долей в совместных с французской Alstom предприятиях в Казахстане – заводе ЭКЗ и компании «ЭКЗ Сервис». В то же время доля Alstom в структуре собственности владеющей ТМХ материнской Transmashholding Limited (Кипр) сохраняется на уровне 20%. В прошлом сентябре в комментарии украинскому ЦТС в Alstom отмечали, что между ними и ТМХ не существует никакой деловой или операционной связи, а до этого в сообщении о годовых финансовых результатах указывали, что учла обесценение доли в акционерном капитале ТМХ как неденежный убыток размером €411 млн.

В результате продажи зарубежных активов значительно выросла доля реализации в России – до 94% вместо 82% в 2021-м. Реализация продукции и услуг в зарубежных странах, соответственно, сократилась с 18% до 6%. Крупнейшими заказчиками являются РЖД и «Московский метрополитен» – на них пришлись 51% и 13% продаж соответственно, при этом доля национального железнодорожного перевозчика увеличилась по сравнению с 2021 годом на 15 п.п.

Также в документе с Украины на Россию сменилась страна учреждения одного из активов – ПАО «Лугансктепловоз», доля группы ТМХ в нем сохраняется на уровне 76%. На территории завода сейчас работают две компании – «Лугасталь» и «Лугамаш», выпускающие стальные заготовки и запасные части для подвижного состава. Первая в конце 2022 года заявила о планах удвоения выпуска продукции под спрос в России, вторая получила поддержку на модернизацию производства и претендует на льготный займ из регионального фонда развития промышленности в 100 млн руб. на дальнейшее обновление оборудования. Учредители компаний публично не раскрываются.

В части условий ведения деятельности ТМХ в отчетности отмечает, что российская экономика находится в процессе адаптации к смене рынков поставок и технологий, а также к изменениям логистических и производственных цепочек. «Российские компании практически лишены доступа к международному фондовому рынку, рынку заемного капитала и иным возможностям развития, что может привести к усилению их зависимости от государственной поддержки», – считают в холдинге. Оценку влияния санкций в долгосрочной перспективе в ТМХ считают затруднительной, но отмечают возможность их существенного отрицательного влияния на экономику. Дополнительно неопределенность продолжает создавать волнообразный характер пандемии Covid-19. В целом, по мнению руководства группы, текущие экономические условия не приводят к снижению объемов деятельности и существенному ухудшению операционных показателей, а также не оказывают существенного влияния на способность производителя выполнять обязательства по контрактам.