Динамика изменения выручки и портфеля заказов крупнейших игроков рынка рельсового подвижного состава показывает, что новые геополитические условия не оказывают кардинального влияния на работу отрасли. Производители к ним уже адаптировались. Даже российские компании показывают рост выручки в национальной валюте. Многие игроки обновили рекорды по размеру портфелей заказов. Сейчас в Европе ожидается одна из значимых сделок на рынке по продаже Talgo, и на фоне этого испанский производитель показывает очень высокие результаты.
Опубликовано в альманахе «Тренды рынка подвижного состава» к международной выставке ИННОПРОМ и международной научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты»
Об особенностях учета
Многие производители рельсового подвижного состава являются диверсифицированными промышленными и машиностроительными холдингами с уникальным управленческим учетом. С целью корректного сравнения была проведена максимально возможная унификация финансовых показателей — для выделения выручки от рельсового или железнодорожного сегмента бизнеса, но в ряде случаев это не представляется возможным. В связи с этим по некоторым компаниям финансовые показатели учитывают и иные направления деятельности.
Финансовые показатели для обеспечения возможности сравнения были переведены в евро — через средний курс ЦБ РФ за соответствующий календарный год. Критерии выбора производителей были следующие: наличие профильного направления деятельности по выпуску рельсового подвижного состава и выручка по этому направлению должна превышать 1 млрд евро. К полученному перечню из 13 компаний была добавлена Talgo в связи с ожидаемой продажей испанского производителя и существенным ростом показателей.
В статье проведен анализ изменения выручки и портфеля заказов основных мировых производителей железнодорожного машиностроения в 2023 году по отношению к предыдущему. В исследование были включены:
-
- 5 компаний из Европы: Alstom, Stadler, Siemens Mobility, Talgo и CAF;
- 4 компании из Азии: китайская CRRC, южнокорейская Hyundai Rotem, японские Hitachi и Kawasaki;
- 3 компании из США: Wabtec, Trinity Industries и Greenbrier (GBX);
- 2 компании из России: «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и «Синара — Транс- портные Машины» (СТМ).
Отдельного внимания заслуживает Skoda Group. В июне 2024-го вышло официальное сообщение чешского производителя по финансовым результатам прошлого года. В нем Skoda Group отметила значительный рост продаж на 81% до €1,382 млрд. Компания указывает, что опубликованный результат по продажам включает также работу турецкого производителя автобусов TEMSA — он вместе со Skoda Group входит в PPF Group. В свою очередь, TEMSA на своем сайте заявляла, что ее продажи в 2023 году составили $387,5 млн. Skoda Group также выпускает колесную технику — в частности, в прошлом году она поставила троллейбусы в Чехию и Словакию. Skoda Group не публикует на своем сайте финансовую отчетность и годовые отчеты с 2021 года, в связи с чем невозможно выделить доходы производителя от железнодорожного сегмента.
Основные параметры сравнения финансовых показателей мировых производителей железнодорожного машиностроения (увеличить)
Следует отметить и наличие расхождения показателей. Так, головная PPF Group в финансовом отчете за 2023 года указывает, что выручка Skoda Group меньше и составила €1,136 млрд, рост к прошлому году — 46%, портфель заказов достиг €3,2 млрд. При этом выручка TEMSA, согласно этому отчету, составила €440 млн. Исходя из представленных данных, ROLLINGSTOCK предполагают, что выручка железнодорожного бизнеса Skoda Group составляет менее €1 млрд. В связи с этим чешская компания не была включена в дальнейший анализ.
У некоторых компаний фискальный год отличается от календарного, поэтому данные приводились к календарному году на основе квартальной отчетности, за исключением Greenbrier. У американского вагоностроителя фискальным годом считается период с сентября по август, поэтому по компании приведены данные за период «декабрь предыдущего года по ноябрь отчетного».
Информация о портфеле заказов представлена по состоянию на 31 декабря 2023 года, за исключением GBX, по которой информация дана на 30 ноября 2023 года.
Сохраняется тренд на рост
В 2023 году большинство производителей показали рост выручки. Снижение дохода в национальных валютах отмечалось только у двух компаний, в евро — у четырех. Отказ ряда мировых лидеров от работы на российском рынке не привел к снижению их выручки от операционной деятельности.
В целом рестрикции и внешние ограничения уже не оказывают глобального влияния даже на российских производителей. Они адаптировались к современным условиям, и новые барьеры требуют оптимизации процессов, но не влияют на общую картину деятельности. Более того, российские производители показали уверенный рост выручки в рублях и уже обеспечивают стабильный выпуск новых моделей подвижного состава.
Укрепление евро оказало негативное влияние на динамику выручки для неевропейских компаний при сравнительном анализе в единой валюте. Так, у CRRC в 2023 году выручка в евро сократилась на 3,9% до €30,4 млрд, а в юанях она выросла на 5,1%. Несмотря на это, китайский производитель остается уверенным лидером по объему выручки в отрасли. Она на 79% превосходит уровень выручки следующей компании и почти в 3 раза — производителя, замыкающего тройку лидеров. Доля внешнего (некитайского) рынка в выручке CRRC продолжила рост и составила 12%, что на 1 п.п. выше уровня 2022 года, — это самое высокое значение с 2016 года. Таким образом, CRRC продолжает наращивать свое присутствие на мировом рынке.
Выручка Alstom составила €17 млрд, компания заняла 2-е место в мире среди производителей железнодорожной продукции по этому показателю. На 16,6% выросли доходы от поставок в Америку, до 3,3 млрд евро, доходы от поставок в остальные регионы существенно не изменились. У Alstom сохраняется диверсифицированная география поставок: доля европейских стран составила 58,7%, Америки — 19,3% стран Азии и Тихоокеанского региона — 14%, Африки и Среднего Востока — 8,1%. Основу выручки компании, как и в 2022 году, составили поставки подвижного состава — €8,8 млрд, или 52,2%.
Второй крупный европейский производитель — Siemens Mobility — по итогам 2023 года занял 3-е место, его выручка выросла на 11% и составила €10,8 млрд. Отчетность группы компаний Siemens довольно ограничена по сегментам бизнеса, в том числе по железнодорожному машиностроению.
Как отмечалось выше, у 10 из 14 рассматриваемых компаний в 2023 году наблюдалось увеличение выручки к уровню 2022 года. Значительный рост выручки в евро показали американские и испанские компании.
ТМХ занимает 6-е место среди рассмотренных производителей. Источник: ТМХ
Так, американская Wabtec от продаж в грузовом сегменте получила €6,4 млрд, рост дохода составил 12,9% в евро и 15,8% в долларах США. Компания заняла 4-е место. Структура отчетности Wabtec не позволяет отделить железнодорожный сегмент от смежных видов деятельности. С высокой вероятностью можно предположить, что при выделении только доходов от железнодорожного бизнеса Wabtec опустится на более низкие позиции рейтинга.
В 2023 году выручка японского производителя Hitachi в сегменте железнодорожных систем (Railway Systems) достигла €5,46 млрд, что на 7,7% выше результата 2022-го. При расчетах в японской иене выручка компании выросла на 20,3%. Hitachi — экспортноориентированная компания, доля домашнего рынка — Японии — остается невысокой. По итогу фискального 2023–2024 года доля японского рынка в выручке Hitachi в сегменте Green Energy & Mobility (в него входит железнодорожное машиностроение) составила 19%, основным рынком сбыта с долей в 30,3% была Европа. Доля Северной Америки выросла к предыдущему фискальному году на 3 п. п. — до 21,7%. Производитель ожидает роста выручки в 2024 году в связи с приобретением французской Thales GTS — крупного мирового игрока рынка систем СЦБ и управления подвижным составом.
На железных дорогах Северной Америки продолжается обновление парка грузовых вагонов. Это стимулировало рост выпуска подвижного состава и выручки у профильных предприятий. Темпы роста ниже уровня 2022 года, но все равно остаются высокими. В 2023 году выручка GBX выросла на 21,7% до €3,68 млрд, а выпуск вагонов — на 31,3% до 25,6 тыс. ед. Аналогичная тенденция наблюдалась по Trinity Industries: ее выручка выросла на 27,1% до €2,5 млрд, производство вагонов увеличилось на 30,3% до 17,4 тыс. ед. соответственно. Американские производители вагонов также работают как лизинговые компании, а Trinity Industries — один из лидеров рынка. В 2023 году доля лизинга в общем доходе у Trinity Industry составила 29%, у GBX — 5%.
Российский ТМХ занимает 6-е место среди рассмотренных производителей. Выручка компании в 2023 году составила €4,43 млрд, или 411,8 млрд руб. На фоне ослабления рубля выручка ТМХ в евро выросла только на 1,7% по отношению к 2022 году, однако в рублях — на 30,8%. Попадание компании в SDN-лист США осложнило работу производителя на внешнем рынке и его взаимодействие с иностранными партнерами. В то же время производитель продолжает активную деятельность по экспортному направлению, хотя и пришлось существенно скорректировать подходы и бизнес-процессы.
СТМ по итогам 2023 года сохранила 12-е место среди рассматриваемых мировых игроков. Источник: Правда УрФО
Другой российский игрок — СТМ — по итогам 2023 года сохранил 12-е место среди рассматриваемых мировых игроков. Выручка производителя составила €1,14 млрд, или 105,9 млрд руб. В рублевом эквиваленте рост выручки составил 12,3%, а в евро было отмечено снижение на 12,7%. Выручка от поставок локомотивов и железнодорожной техники выросла на 13,6% до 66,9 млрд руб., что составляет 63,2% от общей выручки компании. С 2017-го стабильно растет выручка от предоставления услуг (без учета дохода от ремонта локомотивов), в 2023 году она достигла 14,2 млрд руб., что на 35% выше уровня прошлого года и в 2 раза выше уровня 2021-го.
Стабильной работе российских производителей и их развитию в новых геополитических условиях способствуют развитый внутренний рынок, высокий промышленный потенциал компаний, наличие собственной инженерной и конструкторской школы в части не только конечного подвижного состава, но и широкой компонентной номенклатуры. При поддержке государства отрасль обеспечена значительным заказом для расширения импортозамещающих процессов. К тому же заключаются новые экспортные контракты, хотя официально производителям пришлось уйти с некоторых рынков.
Stadler заняла 7-е место среди рассмотренных компаний. В 2023 году у швейцарского производителя выручка в евро сократилась на 0,4% до €3,72 млрд, в швейцарских франках она снизилась на 3,8%. Снижение выручки производителя связано с сокращением дохода от поставок поездов, — это один из ключевых сегментов деятельности компании. В 2022 году его доля в структуре выручки Stadler составила 54,2%, в 2023-м же она опустилась на 12,8 п. п. — до 41,4%. В 2023 году доход от поставок поездов снизился на 26,5% до 1,5 млрд франков, по остальным продуктовым группам наблюдался рост дохода. Основной рынок сбыта подвижного состава — европейские страны. В 2023 году рост дохода от поставок подвижного состава в страны СНГ составил 26%, но доля региона не превысила 2%. В ближайшие годы она будет расти в связи с реализацией значительного контракта в Казахстане.
Hyundai Rotem в 2023 году снова стала публиковать подробную финансовую отчетность, в которой выделяются доходы от железнодорожных решений. Доходы корейского производителя по сегменту Railway Solution в евро сократились на 16,6%, а в корейских вонах снизились на 12,7%. С 2022 года наблюдается резкий рост новых заказов на оборонные продукты компании, что негативно сказалось на выручке от железнодорожного сегмента в 2023 году.
СAF уверенно приближается к лидерам мирового железнодорожного машиностроения. Выручка испанского производителя в железнодорожном сегменте в 2023 году выросла на 21,7% до €3 млрд.
Рост наблюдался по всем сегментам рельсового бизнеса. Доход от поставок подвижного состава вырос на 24,6% и достиг €1,75 млрд, что составило 58% от выручки в железнодорожном сегменте (Railway). Доход компании от комплексных цифровых решений и систем вырос на 28,3% до €674 млн, или 22,4% в выручке. Доход от сервиса вырос только на 8,1%.
Выручка Stadler в СНГ будет расти на фоне значительного контракта на пассажирские вагоны в Казахстане. Источник: media.az
Как уже отмечалось, Talgo готовится к собственной максимально выгодной продаже, при этом публичная отчетность испанского производителя стала менее подробной по отношению к предыдущим годам. По официальным данным, компания показала самый большой рост выручки: 39% до €650 млн. При этом в 2022 году выручка Talgo сократилась к 2021 году на 15,5%. Существует вероятность оптимизации отчетности производителя по кварталам в 2022–2023 годах для увеличения стоимости актива.
Следует отметить, что в рейтинге мировых производителей между Talgo и Hyundai Rotem могут находиться иные компании, которые не преодолели порог в €1 млрд. В том числе российский грузовой вагоностроитель — «Объединенная вагонная компания» — с выручкой 82 млрд руб. (€883 млн) по итогам 2023 года.
Портфели заказов бьют новые рекорды
Показатель портфеля заказов отражает перспективную загрузку производителей и, как следствие, потенциал и устойчивость финансового состояния производителей в ближайшие годы. Не все рассмотренные компании его раскрывают.
После слияния Alstom с Bombardier Transportation портфель объединенной компании стабильно существенно превышает уровень остальных мировых игроков. Так, после приобретения канадского производителя портфель Alstom вырос на 86% (отношение марта 2021 года к декабрю 2020 года) до €74,5 млрд. В последующие кварталы объем потенциальных заказов компании также стабильно рос и на конец 2023 года достиг €90,3 млрд, что на 6,7% выше уровня конца 2022 года. Alstom сохраняет позицию уверенного лидера отрасли по объему портфеля. В структуре заказов компании подвижной состав занимает около 45%, а сервисное обслуживание — 37%. Доля обслуживания, а также систем СЦБ и связи в заказах Alstom последние годы растет. Больше половины ожидаемых поставок должно прийтись на европейские страны.
Siemens Mobility стала сокращать отставание от лидера: если на конец 2022 года по портфелю заказов немецкий производитель уступал Alstom в 2,35 раза, то на конец 2023-го — в 1,92 раза. За прошлый год портфель заказов Siemens Mobility вырос на 30,6% до €47 млрд. Это обусловлено учетом побед Siemens Mobility в тендерах в различных регионах мира в 2022 году. Так, в своей отчетности производитель отмечает резкое увеличение крупных заказов, включая поставку 1,2 тыс. локомотивов в Индию и их техническое обслуживание на €2,9 млрд, заказ на €2,5 млрд на первую линию железнодорожной системы под ключ в Египте и заказ на €2,1 млрд евро на пригородные поезда для Германии.
Мировой лидер отрасли по выручке — CRRC — снова занял 3-е место с портфелем заказов в €35,1 млрд (270,3 млрд юаней). Традиционно размер портфеля заказов китайского железнодорожного машиностроителя сопоставим с размером годовой выручки. В 2023 году соотношение портфеля к выручке составило 1,2, — это один из самых низких показателей в отрасли. По оценкам ROLLINGSTOCK, у CRRC доля долгосрочных контрактов на китайском рынке невысока, но она постепенно растет. Это выражается в превышении годового объема новых заказов на китайском рынке над выручкой и объемом портфеля.
Следует отметить стабильный приток новых иностранных заказов CRRC и рост портфеля заказов для внешнего рынка. На конец 2023 года доля экспортных контрактов у китайского производителя в портфеле заказов составила 41,2%, или 112,7 млрд юней, что на 13,9% выше уровня 2022 года. При сохранении тренда на рост долгосрочных заказов внутри Китая и продолжение экспансии на иностранные рынки CRRC может стать уверенным лидером отрасли по портфелю.
В то же время усиливается противодействие расширению присутствия китайского игрока на рынках Европы и США. Так, в соответствии с новым регулированием Еврокомиссия инициировала расследование по заявке CRRC на поставку пассажирских поездов в Болгарию, и китайский производитель в результате отозвал свою заявку на конкурс. В свою очередь, в США был разорван крупный контракт из-за задержек поставок.
Как уже отмечалось, в Северной Америке сохраняется высокий спрос на новые грузовые вагоны. В том числе поэтому у GBX также вырос портфель заказов на 9% до €3,5 млрд (или на 11,8% до $3,8 млрд). В то же время крупные сделки за последние годы публично не анонсировались. Портфель заказов компании в натуральном выражении вырос на 4,9% до 29,7 тыс. вагонов.
У второго крупного американского вагоностроителя — Trinity Industries — портфель заказов сократился на 19,8% до €3 млрд, — это самый низкий показатель из рассмотренных компаний. При этом он все равно в два раза выше уровня 2021 года. Сокращение портфеля производителя связано с реализацией крупного заказа 2022 года для GATX на 15 тыс. вагонов. У американских вагоностроителей низкое значение отношения выручки к портфелю заказов: у GBX оно составляет 1, у Trinity — 1,2.
Портфель заказов Wabtec в национальной валюте сократился на 4,3%, а в евро — на 6,7% до €16,5 млрд. Это также связано с ростом продаж компании в грузовом сегменте на 15,8%, или на $950 млн к 2022 году.
Stadler продолжила наращивать свое присутствие на мировом рынке железнодорожного машиностроения. Портфель компании в 2023 году вырос на 15,0% до €25,2 млрд (или на 11,1% до 24,4 млрд швейцарских франков). Stadler расширяет свое влияние на рынке постсоветских стран. В частности, в портфель заказов компании вошли контракты на поставку 537 вагонов локомотивной тяги в адрес «Казахстан Темир Жолы» общей стоимостью €2,3 млрд, включая техническое обслуживание в течение 20 лет. Также швейцарский производитель получил первый заказ из Литвы: железнодорожный перевозчик LTG Link планирует приобрести до 54 поездов FLIRT. По его твердой части Stadler поставит 9 электропоездов для междугородних перевозок и 6 поездов с аккумуляторными батареями для работы на неэлектрифицированных железнодорожных линиях. Большие заказы также идут от австрийской OBB, дополнительно Stadler наращивает контрактную базу в США по подвижному составу с альтернативной тягой (аккумуляторы, водород).
Усиливается противодействие расширению присутствия CRRC на рынках Европы и США. Источник: cgtn.com
На 46% до €8,1 млрд вырос портфель заказов корейской Hyundai Rotem. В 2024 году компания продолжает получать новые крупные заказы: она выиграла крупнейший конкурс в истории своего присутствия в США — на поставку 91 двухвагонного поезда метро для Лос-Анджелеса. Сумма контракта составит $663,7 млн без учета заложенного в него опциона на 50 вагонов.
Портфель заказов японской Kawasaki Rail сократился на 25,7% до €3,2 млрд (490 млрд иен). Это связано с реализацией крупных заказов прошлых лет на фоне отсутствия аналогичных больших новых контрактов.
CAF обновила свой прошлогодний рекорд по портфелю заказов. На конец 2023 года он достиг €12,8 млрд, что на 3,9% выше уровня 2022 года. Контрактация шла преимущественно на европейском рынке. Так, основные сделки на поставку рельсовой техники прошли в Испании, в частности на 29 пригородных поездов на €200 млн и на 32 межрегиональных поезда на €190 млн. В конце 2023 года стало известно о победе CAF в крупнейшем в истории Рима тендере на поставку трамваев: рамочный контракт стоимостью €457 млн будет включать поставки до 121 пятисекционного двунаправленного трамвая.
У Talgo портфель заказов также значительно вырос — на 53,7% до €4,2 млрд. В 2023 году был получен рекордный для компании объем новых заказов — более €2,1 млрд. Он включал реализацию опциона немецким перевозчиком Deutsche Bahn на сумму около €1,4 млрд, предполагающего поставку 56 низкопольных поездов локомотивной тяги ICE L, которые созданы на платформе Talgo 230.
Российские производители не публикуют информацию о собственных портфелях заказов, однако весной 2024 года СТМ обозначила, что размер ее контрактной базы (без учета высокоскоростных поездов) до 2054 года составляет 1,7 трлн руб., или €18,3 млрд. В России постепенно масштабируется практика долгосрочных заказов на поставки рельсовой техники и наблюдается рост спроса со стороны РЖД и других клиентов. Так, национальный железнодорожный перевозчик России заявлял, что с 2025 года ежегодная потребность только в локомотивах будет составлять более 1 тыс. единиц в год. В связи с этим уместно предположить, что и ТМХ, и СТМ по портфелям заказов также могут находиться среди десяти и даже пяти крупнейших мировых игроков рынка рельсового подвижного состава.
Авторы:
Александр Поликарпов, сооснователь и управляющий партнер ROLLINGSTOCK Agency
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK