Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Выручка и заказы в железнодорожном машиностроении: обзор итогов 2023 года

9 июля 2024
Время чтения ~ 24 мин
Линейка поездов платформы Velaro от Siemens Mobility
Линейка поездов платформы Velaro от Siemens Mobility. Источник: Siemens Mobility
Поликарпов Александр, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 24 мин

Динамика изменения выручки и портфеля заказов крупнейших игроков рынка рельсового подвижного состава показывает, что новые геополитические условия не оказывают кардинального влияния на работу отрасли. Производители к ним уже адаптировались. Даже российские компании показывают рост выручки в национальной валюте. Многие игроки обновили рекорды по размеру портфелей заказов. Сейчас в Европе ожидается одна из значимых сделок на рынке по продаже Talgo, и на фоне этого испанский производитель показывает очень высокие результаты.

Опубликовано в альманахе «Тренды рынка подвижного состава» к международной выставке ИННОПРОМ и международной научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты»

Об особенностях учета

Многие производители рельсового подвижного состава являются диверсифицированными промышленными и машиностроительными холдингами с уникальным управленческим учетом. С целью корректного сравнения была проведена максимально возможная унификация финансовых показателей — для выделения выручки от рельсового или железнодорожного сегмента бизнеса, но в ряде случаев это не представляется возможным. В связи с этим по некоторым компаниям финансовые показатели учитывают и иные направления деятельности.

Финансовые показатели для обеспечения возможности сравнения были переведены в евро — через средний курс ЦБ РФ за соответствующий календарный год. Критерии выбора производителей были следующие: наличие профильного направления деятельности по выпуску рельсового подвижного состава и выручка по этому направлению должна превышать 1 млрд евро. К полученному перечню из 13 компаний была добавлена Talgo в связи с ожидаемой продажей испанского производителя и существенным ростом показателей.

В статье проведен анализ изменения выручки и портфеля заказов основных мировых производителей железнодорожного машиностроения в 2023 году по отношению к предыдущему. В исследование были включены:

    • 5 компаний из Европы: Alstom, Stadler, Siemens Mobility, Talgo и CAF;
    • 4 компании из Азии: китайская CRRC, южнокорейская Hyundai Rotem, японские Hitachi и Kawasaki;
    • 3 компании из США: Wabtec, Trinity Industries и Greenbrier (GBX);
    • 2 компании из России: «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и «Синара — Транс- портные Машины» (СТМ).

Отдельного внимания заслуживает Skoda Group. В июне 2024-го вышло официальное сообщение чешского производителя по финансовым результатам прошлого года. В нем Skoda Group отметила значительный рост продаж на 81% до €1,382 млрд. Компания указывает, что опубликованный результат по продажам включает также работу турецкого производителя автобусов TEMSA — он вместе со Skoda Group входит в PPF Group. В свою очередь, TEMSA на своем сайте заявляла, что ее продажи в 2023 году составили $387,5 млн. Skoda Group также выпускает колесную технику — в частности, в прошлом году она поставила троллейбусы в Чехию и Словакию. Skoda Group не публикует на своем сайте финансовую отчетность и годовые отчеты с 2021 года, в связи с чем невозможно выделить доходы производителя от железнодорожного сегмента.

Основные параметры сравнения финансовых показателей мировых производителей железнодорожного машиностроения Основные параметры сравнения финансовых показателей мировых производителей железнодорожного машиностроения (увеличить)

Следует отметить и наличие расхождения показателей. Так, головная PPF Group в финансовом отчете за 2023 года указывает, что выручка Skoda Group меньше и составила €1,136 млрд, рост к прошлому году — 46%, портфель заказов достиг €3,2 млрд. При этом выручка TEMSA, согласно этому отчету, составила €440 млн. Исходя из представленных данных, ROLLINGSTOCK предполагают, что выручка железнодорожного бизнеса Skoda Group составляет менее €1 млрд. В связи с этим чешская компания не была включена в дальнейший анализ.

У некоторых компаний фискальный год отличается от календарного, поэтому данные приводились к календарному году на основе квартальной отчетности, за исключением Greenbrier. У американского вагоностроителя фискальным годом считается период с сентября по август, поэтому по компании приведены данные за период «декабрь предыдущего года по ноябрь отчетного».

Информация о портфеле заказов представлена по состоянию на 31 декабря 2023 года, за исключением GBX, по которой информация дана на 30 ноября 2023 года.

Сохраняется тренд на рост

В 2023 году большинство производителей показали рост выручки. Снижение дохода в национальных валютах отмечалось только у двух компаний, в евро — у четырех. Отказ ряда мировых лидеров от работы на российском рынке не привел к снижению их выручки от операционной деятельности.

В целом рестрикции и внешние ограничения уже не оказывают глобального влияния даже на российских производителей. Они адаптировались к современным условиям, и новые барьеры требуют оптимизации процессов, но не влияют на общую картину деятельности. Более того, российские производители показали уверенный рост выручки в рублях и уже обеспечивают стабильный выпуск новых моделей подвижного состава.

Рейтинг RSA по выручке мировых производителей подвижного состава (увеличить)

Укрепление евро оказало негативное влияние на динамику выручки для неевропейских компаний при сравнительном анализе в единой валюте. Так, у CRRC в 2023 году выручка в евро сократилась на 3,9% до €30,4 млрд, а в юанях она выросла на 5,1%. Несмотря на это, китайский производитель остается уверенным лидером по объему выручки в отрасли. Она на 79% превосходит уровень выручки следующей компании и почти в 3 раза — производителя, замыкающего тройку лидеров. Доля внешнего (некитайского) рынка в выручке CRRC продолжила рост и составила 12%, что на 1 п.п. выше уровня 2022 года, — это самое высокое значение с 2016 года. Таким образом, CRRC продолжает наращивать свое присутствие на мировом рынке.

Выручка Alstom составила €17 млрд, компания заняла 2-е место в мире среди производителей железнодорожной продукции по этому показателю. На 16,6% выросли доходы от поставок в Америку, до 3,3 млрд евро, доходы от поставок в остальные регионы существенно не изменились. У Alstom сохраняется диверсифицированная география поставок: доля европейских стран составила 58,7%, Америки — 19,3% стран Азии и Тихоокеанского региона — 14%, Африки и Среднего Востока — 8,1%. Основу выручки компании, как и в 2022 году, составили поставки подвижного состава — €8,8 млрд, или 52,2%.

Второй крупный европейский производитель — Siemens Mobility — по итогам 2023 года занял 3-е место, его выручка выросла на 11% и составила €10,8 млрд. Отчетность группы компаний Siemens довольно ограничена по сегментам бизнеса, в том числе по железнодорожному машиностроению.

Как отмечалось выше, у 10 из 14 рассматриваемых компаний в 2023 году наблюдалось увеличение выручки к уровню 2022 года. Значительный рост выручки в евро показали американские и испанские компании.

Тепловоз 3ТЭ25К2М в новом дизайне ТМХ занимает 6-е место среди рассмотренных производителей. Источник: ТМХ

Так, американская Wabtec от продаж в грузовом сегменте получила €6,4 млрд, рост дохода составил 12,9% в евро и 15,8% в долларах США. Компания заняла 4-е место. Структура отчетности Wabtec не позволяет отделить железнодорожный сегмент от смежных видов деятельности. С высокой вероятностью можно предположить, что при выделении только доходов от железнодорожного бизнеса Wabtec опустится на более низкие позиции рейтинга.

В 2023 году выручка японского производителя Hitachi в сегменте железнодорожных систем (Railway Systems) достигла €5,46 млрд, что на 7,7% выше результата 2022-го. При расчетах в японской иене выручка компании выросла на 20,3%. Hitachi — экспортноориентированная компания, доля домашнего рынка — Японии — остается невысокой. По итогу фискального 2023–2024 года доля японского рынка в выручке Hitachi в сегменте Green Energy & Mobility (в него входит железнодорожное машиностроение) составила 19%, основным рынком сбыта с долей в 30,3% была Европа. Доля Северной Америки выросла к предыдущему фискальному году на 3 п. п. — до 21,7%. Производитель ожидает роста выручки в 2024 году в связи с приобретением французской Thales GTS — крупного мирового игрока рынка систем СЦБ и управления подвижным составом.

На железных дорогах Северной Америки продолжается обновление парка грузовых вагонов. Это стимулировало рост выпуска подвижного состава и выручки у профильных предприятий. Темпы роста ниже уровня 2022 года, но все равно остаются высокими. В 2023 году выручка GBX выросла на 21,7% до €3,68 млрд, а выпуск вагонов — на 31,3% до 25,6 тыс. ед. Аналогичная тенденция наблюдалась по Trinity Industries: ее выручка выросла на 27,1% до €2,5 млрд, производство вагонов увеличилось на 30,3% до 17,4 тыс. ед. соответственно. Американские производители вагонов также работают как лизинговые компании, а Trinity Industries — один из лидеров рынка. В 2023 году доля лизинга в общем доходе у Trinity Industry составила 29%, у GBX — 5%.

Российский ТМХ занимает 6-е место среди рассмотренных производителей. Выручка компании в 2023 году составила €4,43 млрд, или 411,8 млрд руб. На фоне ослабления рубля выручка ТМХ в евро выросла только на 1,7% по отношению к 2022 году, однако в рублях — на 30,8%. Попадание компании в SDN-лист США осложнило работу производителя на внешнем рынке и его взаимодействие с иностранными партнерами. В то же время производитель продолжает активную деятельность по экспортному направлению, хотя и пришлось существенно скорректировать подходы и бизнес-процессы.

СТМ по итогам 2023 года сохранила 12-е место среди рассматриваемых мировых игроков СТМ по итогам 2023 года сохранила 12-е место среди рассматриваемых мировых игроков. Источник: Правда УрФО

Другой российский игрок — СТМ — по итогам 2023 года сохранил 12-е место среди рассматриваемых мировых игроков. Выручка производителя составила €1,14 млрд, или 105,9 млрд руб. В рублевом эквиваленте рост выручки составил 12,3%, а в евро было отмечено снижение на 12,7%. Выручка от поставок локомотивов и железнодорожной техники выросла на 13,6% до 66,9 млрд руб., что составляет 63,2% от общей выручки компании. С 2017-го стабильно растет выручка от предоставления услуг (без учета дохода от ремонта локомотивов), в 2023 году она достигла 14,2 млрд руб., что на 35% выше уровня прошлого года и в 2 раза выше уровня 2021-го.

Стабильной работе российских производителей и их развитию в новых геополитических условиях способствуют развитый внутренний рынок, высокий промышленный потенциал компаний, наличие собственной инженерной и конструкторской школы в части не только конечного подвижного состава, но и широкой компонентной номенклатуры. При поддержке государства отрасль обеспечена значительным заказом для расширения импортозамещающих процессов. К тому же заключаются новые экспортные контракты, хотя официально производителям пришлось уйти с некоторых рынков.

Stadler заняла 7-е место среди рассмотренных компаний. В 2023 году у швейцарского производителя выручка в евро сократилась на 0,4% до €3,72 млрд, в швейцарских франках она снизилась на 3,8%. Снижение выручки производителя связано с сокращением дохода от поставок поездов, — это один из ключевых сегментов деятельности компании. В 2022 году его доля в структуре выручки Stadler составила 54,2%, в 2023-м же она опустилась на 12,8 п. п. — до 41,4%. В 2023 году доход от поставок поездов снизился на 26,5% до 1,5 млрд франков, по остальным продуктовым группам наблюдался рост дохода. Основной рынок сбыта подвижного состава — европейские страны. В 2023 году рост дохода от поставок подвижного состава в страны СНГ составил 26%, но доля региона не превысила 2%. В ближайшие годы она будет расти в связи с реализацией значительного контракта в Казахстане.

Hyundai Rotem в 2023 году снова стала публиковать подробную финансовую отчетность, в которой выделяются доходы от железнодорожных решений. Доходы корейского производителя по сегменту Railway Solution в евро сократились на 16,6%, а в корейских вонах снизились на 12,7%. С 2022 года наблюдается резкий рост новых заказов на оборонные продукты компании, что негативно сказалось на выручке от железнодорожного сегмента в 2023 году.

СAF уверенно приближается к лидерам мирового железнодорожного машиностроения. Выручка испанского производителя в железнодорожном сегменте в 2023 году выросла на 21,7% до €3 млрд.

Рост наблюдался по всем сегментам рельсового бизнеса. Доход от поставок подвижного состава вырос на 24,6% и достиг €1,75 млрд, что составило 58% от выручки в железнодорожном сегменте (Railway). Доход компании от комплексных цифровых решений и систем вырос на 28,3% до €674 млн, или 22,4% в выручке. Доход от сервиса вырос только на 8,1%.

Выручка Stadler в СНГ будет расти на фоне значительного контракта на пассажирские вагоныв Казахстане Выручка Stadler в СНГ будет расти на фоне значительного контракта на пассажирские вагоны в Казахстане. Источник: media.az

Как уже отмечалось, Talgo готовится к собственной максимально выгодной продаже, при этом публичная отчетность испанского производителя стала менее подробной по отношению к предыдущим годам. По официальным данным, компания показала самый большой рост выручки: 39% до €650 млн. При этом в 2022 году выручка Talgo сократилась к 2021 году на 15,5%. Существует вероятность оптимизации отчетности производителя по кварталам в 2022–2023 годах для увеличения стоимости актива.

Следует отметить, что в рейтинге мировых производителей между Talgo и Hyundai Rotem могут находиться иные компании, которые не преодолели порог в €1 млрд. В том числе российский грузовой вагоностроитель — «Объединенная вагонная компания» — с выручкой 82 млрд руб. (€883 млн) по итогам 2023 года.

Портфели заказов бьют новые рекорды

Показатель портфеля заказов отражает перспективную загрузку производителей и, как следствие, потенциал и устойчивость финансового состояния производителей в ближайшие годы. Не все рассмотренные компании его раскрывают.

Портфель заказов крупнейших мировых производителей подвижного состава в 2022–2023 годах, € млрд

(увеличить)

После слияния Alstom с Bombardier Transportation портфель объединенной компании стабильно существенно превышает уровень остальных мировых игроков. Так, после приобретения канадского производителя портфель Alstom вырос на 86% (отношение марта 2021 года к декабрю 2020 года) до €74,5 млрд. В последующие кварталы объем потенциальных заказов компании также стабильно рос и на конец 2023 года достиг €90,3 млрд, что на 6,7% выше уровня конца 2022 года. Alstom сохраняет позицию уверенного лидера отрасли по объему портфеля. В структуре заказов компании подвижной состав занимает около 45%, а сервисное обслуживание — 37%. Доля обслуживания, а также систем СЦБ и связи в заказах Alstom последние годы растет. Больше половины ожидаемых поставок должно прийтись на европейские страны.

Siemens Mobility стала сокращать отставание от лидера: если на конец 2022 года по портфелю заказов немецкий производитель уступал Alstom в 2,35 раза, то на конец 2023-го — в 1,92 раза. За прошлый год портфель заказов Siemens Mobility вырос на 30,6% до €47 млрд. Это обусловлено учетом побед Siemens Mobility в тендерах в различных регионах мира в 2022 году. Так, в своей отчетности производитель отмечает резкое увеличение крупных заказов, включая поставку 1,2 тыс. локомотивов в Индию и их техническое обслуживание на €2,9 млрд, заказ на €2,5 млрд на первую линию железнодорожной системы под ключ в Египте и заказ на €2,1 млрд евро на пригородные поезда для Германии.

Мировой лидер отрасли по выручке — CRRC — снова занял 3-е место с портфелем заказов в €35,1 млрд (270,3 млрд юаней). Традиционно размер портфеля заказов китайского железнодорожного машиностроителя сопоставим с размером годовой выручки. В 2023 году соотношение портфеля к выручке составило 1,2, — это один из самых низких показателей в отрасли. По оценкам ROLLINGSTOCK, у CRRC доля долгосрочных контрактов на китайском рынке невысока, но она постепенно растет. Это выражается в превышении годового объема новых заказов на китайском рынке над выручкой и объемом портфеля.

Следует отметить стабильный приток новых иностранных заказов CRRC и рост портфеля заказов для внешнего рынка. На конец 2023 года доля экспортных контрактов у китайского производителя в портфеле заказов составила 41,2%, или 112,7 млрд юней, что на 13,9% выше уровня 2022 года. При сохранении тренда на рост долгосрочных заказов внутри Китая и продолжение экспансии на иностранные рынки CRRC может стать уверенным лидером отрасли по портфелю.

В то же время усиливается противодействие расширению присутствия китайского игрока на рынках Европы и США. Так, в соответствии с новым регулированием Еврокомиссия инициировала расследование по заявке CRRC на поставку пассажирских поездов в Болгарию, и китайский производитель в результате отозвал свою заявку на конкурс. В свою очередь, в США был разорван крупный контракт из-за задержек поставок.

Как уже отмечалось, в Северной Америке сохраняется высокий спрос на новые грузовые вагоны. В том числе поэтому у GBX также вырос портфель заказов на 9% до €3,5 млрд (или на 11,8% до $3,8 млрд). В то же время крупные сделки за последние годы публично не анонсировались. Портфель заказов компании в натуральном выражении вырос на 4,9% до 29,7 тыс. вагонов.

У второго крупного американского вагоностроителя — Trinity Industries — портфель заказов сократился на 19,8% до €3 млрд, — это самый низкий показатель из рассмотренных компаний. При этом он все равно в два раза выше уровня 2021 года. Сокращение портфеля производителя связано с реализацией крупного заказа 2022 года для GATX на 15 тыс. вагонов. У американских вагоностроителей низкое значение отношения выручки к портфелю заказов: у GBX оно составляет 1, у Trinity — 1,2.

Портфель заказов Wabtec в национальной валюте сократился на 4,3%, а в евро — на 6,7% до €16,5 млрд. Это также связано с ростом продаж компании в грузовом сегменте на 15,8%, или на $950 млн к 2022 году.

Stadler продолжила наращивать свое присутствие на мировом рынке железнодорожного машиностроения. Портфель компании в 2023 году вырос на 15,0% до €25,2 млрд (или на 11,1% до 24,4 млрд швейцарских франков). Stadler расширяет свое влияние на рынке постсоветских стран. В частности, в портфель заказов компании вошли контракты на поставку 537 вагонов локомотивной тяги в адрес «Казахстан Темир Жолы» общей стоимостью €2,3 млрд, включая техническое обслуживание в течение 20 лет. Также швейцарский производитель получил первый заказ из Литвы: железнодорожный перевозчик LTG Link планирует приобрести до 54 поездов FLIRT. По его твердой части Stadler поставит 9 электропоездов для междугородних перевозок и 6 поездов с аккумуляторными батареями для работы на неэлектрифицированных железнодорожных линиях. Большие заказы также идут от австрийской OBB, дополнительно Stadler наращивает контрактную базу в США по подвижному составу с альтернативной тягой (аккумуляторы, водород).

Макеты подвижного состава CRRC Усиливается противодействие расширению присутствия CRRC на рынках Европы и США. Источник: cgtn.com

На 46% до €8,1 млрд вырос портфель заказов корейской Hyundai Rotem. В 2024 году компания продолжает получать новые крупные заказы: она выиграла крупнейший конкурс в истории своего присутствия в США — на поставку 91 двухвагонного поезда метро для Лос-Анджелеса. Сумма контракта составит $663,7 млн без учета заложенного в него опциона на 50 вагонов.

Портфель заказов японской Kawasaki Rail сократился на 25,7% до €3,2 млрд (490 млрд иен). Это связано с реализацией крупных заказов прошлых лет на фоне отсутствия аналогичных больших новых контрактов.

CAF обновила свой прошлогодний рекорд по портфелю заказов. На конец 2023 года он достиг €12,8 млрд, что на 3,9% выше уровня 2022 года. Контрактация шла преимущественно на европейском рынке. Так, основные сделки на поставку рельсовой техники прошли в Испании, в частности на 29 пригородных поездов на €200 млн и на 32 межрегиональных поезда на €190 млн. В конце 2023 года стало известно о победе CAF в крупнейшем в истории Рима тендере на поставку трамваев: рамочный контракт стоимостью €457 млн будет включать поставки до 121 пятисекционного двунаправленного трамвая.

У Talgo портфель заказов также значительно вырос — на 53,7% до €4,2 млрд. В 2023 году был получен рекордный для компании объем новых заказов — более €2,1 млрд. Он включал реализацию опциона немецким перевозчиком Deutsche Bahn на сумму около €1,4 млрд, предполагающего поставку 56 низкопольных поездов локомотивной тяги ICE L, которые созданы на платформе Talgo 230.

Российские производители не публикуют информацию о собственных портфелях заказов, однако весной 2024 года СТМ обозначила, что размер ее контрактной базы (без учета высокоскоростных поездов) до 2054 года составляет 1,7 трлн руб., или €18,3 млрд. В России постепенно масштабируется практика долгосрочных заказов на поставки рельсовой техники и наблюдается рост спроса со стороны РЖД и других клиентов. Так, национальный железнодорожный перевозчик России заявлял, что с 2025 года ежегодная потребность только в локомотивах будет составлять более 1 тыс. единиц в год. В связи с этим уместно предположить, что и ТМХ, и СТМ по портфелям заказов также могут находиться среди десяти и даже пяти крупнейших мировых игроков рынка рельсового подвижного состава.

Авторы: 
Александр Поликарпов, сооснователь и управляющий партнер ROLLINGSTOCK Agency

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK