Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Беспилотные трамваи: ПК ТС поставляет, CAF испытывает, УКВЗ сдвигает сроки

30 мая 2022
Время чтения ~ 4 мин
Трамвай 71-923М «Богатырь М» (справа) производства ПК ТС прибывает в парк «Горэлектротранса»
Трамвай 71-923М «Богатырь М» (справа) производства ПК ТС прибывает в парк «Горэлектротранса». Источник: railwayman, transphoto.org
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency

ПК ТС передала заказчику трамвай 71-923М «Богатырь М» с системой «автопилота» Cognitive Tram Pilot, CAF заявила об испытаниях системы технического зрения в Испании и Норвегии, а УКВЗ сдвинул сроки создания «беспилотной машины».

Первый трамвай 71-923М «Богатырь М» был отгружен «ПК Транспортные Системы» (ПК ТС) петербургскому «Горэлектротрансу» по контракту на 57 машин, заключенному в этому году. При этом еще в конце прошлой недели были опубликованы фотографии трамвая на финальном этапе сборки.

По сравнению с предыдущими машинами серии (выпущено 12 трамваев) новые «Богатыри М» имеют ряд отличий. В частности, заявляется увеличенный автономный ход до 3 км полностью заполненного трамвая за счет более мощных гелевых аккумуляторов. Также внедрена система активной автоматизированной помощи водителю Cognitive Tram Pilot (в том числе указана как «автопилот», разработка компании Cognitive Pilot – совместного предприятия «Сбербанка» и Cognitive Technologies) и автоматического стрелочного перевода. Стоит отметить, требование об оснащении трамваев системой автоматизированного управления, которая в том числе должна обеспечивать возможность вмешательства водителя в случае необходимости, было включено в технические условия конкурса. Ранее в 2019 году система Cognitive Tram Pilot тестировалась в Москве на другом трамвае ПК ТС – модели 71-931М «Витязь-М».

Кабина обновленного трамвая 71-923М «Богатырь М»

 Кабина обновленного трамвая 71-923М «Богатырь М». Источник: ПК ТС

По готовности беспилотного решения для трамваев ПК ТС значительно опережает других игроков. Так, другой крупный международный производитель — Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (CAF) – только объявил, что планирует в июле приступить к испытаниям в Сарагосе и Осло пятисекционного трамвая Urbos 3, который будет оснащен системой технического зрения, состоящей из радаров, лидаров и видеокамер. Тестирование будет разделено на несколько этапов. Как газете El Periodico сообщил технический руководитель проекта беспилотного транспорта CAF Начо Селайя, на первом этапе в течение полугода в депо будет тестироваться система позиционирования, предполагающая определение местоположения трамвая в режиме реального времени с помощью GPS и видеокамер. По его словам, Сарагоса и Осло выбраны в качестве испытательных площадок из-за различий в климатических условиях.

Трамвай CAF Urbos 3 в Сарагосе Трамвай CAF Urbos 3 в Сарагосе. Источник: wikipedia.org

Другой международный игрок – Siemens – уже несколько лет ведет активные испытательные работы, но срок внедрения технологии «беспилота» обозначил на 2026 год. В 2020 году оборудованный техническим зрением трамвай Nevelo производства Newag был протестирован в польском Кракове: он проехал более 3 км вместе с пассажирами, однако коммерческое внедрение технологии не анонсировалось. Также Skoda Transportation в мае 2021 года подписала меморандум с Западночешским университетом и технологической корпорация INTENS по работам в этом направлении: трамвай в условиях работы сети 5G планируется испытать в чешском Пльзене, однако ввести машину в полноценную эксплуатацию планируется в 2027 году.

О работе над беспилотной машиной в 2020 году заявил и Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ): ее предполагается эксплуатировать на космодроме «Восточный», в испытаниях должна также принимать участие «НПО Автоматики» (вместе с УКВЗ входит в состав «Роскосмоса»). В середине апреля глава УКВЗ Роман Новиков объявил, что сборка первой машины, оборудованной соответствующими технологиями, начнется в конце 2022 года, однако на прошлой неделе он же сообщил «Газете.Ru», что работа над проектом задерживается из-за отсутствия нормативной базы.

Как отмечают на предприятии, на конец 2022 года планируется уже не начало сборки, а только старт разработки машины, дополняя о «полной готовности технического задания для интеграции программного обеспечения с моделями трамвайных вагонов 71-628 и 71-628М». «Нужна нормативно-регулирующая база, разрешающая движение беспилотных транспортных средств. Как только этот вопрос будет решен, сможем двигаться дальше по проекту», — цитируют УКВЗ в «Газете.Ru».

Трамвай модели 71-628 Трамвай модели 71-628. Источник: vecherka.su

Согласно поручению Правительства России, в июне этого года Минтранс России должен подготовить законопроект о высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средствах. В то же время в апреле был утвержден базовый стандарт для автоматизации управления пригородными поездами, который начнет действовать с 1 сентября этого года.