Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Innotrans 2022: обзор представленной городской рельсовой техники

5 октября 2022
Время чтения ~ 8 мин
Поезд метро Bombardier класса 474, модернизированный Siemens Mobility, трамвай-поезд Stadler Citylink класса 398 и гибридный поезд городского типа Stadler класса 777 IPEMU на Innotrans 2022
Слева направо: поезд метро Bombardier класса 474, модернизированный Siemens Mobility, трамвай-поезд Stadler Citylink класса 398 и гибридный поезд городского типа Stadler класса 777 IPEMU на Innotrans 2022. Источник: Messe Berlin
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 8 мин

Германия: Stadler, Siemens Mobility, Bozankaya и ряд других игроков рынка презентовали свои трамваи и поезда метро в рамках выставки InnoTrans в Берлине. Среди них выставлялись три новинки. 

Гибридный поезд городского типа IPEMU от Stadler

Одной из значимых новинок на выставке стал четырехвагонный поезд IPEMU, оснащенный аккумуляторной системой накопления энергии. В рамках заключенного в 2017 году контракта на поставку 53 поездов класса 777 для пригородной сети Ливерпуля Merseyrail транспортная администрация города поручила Stadler модернизировать 7 поездов из данной партии под гибридную тягу от контактной сети и аккумуляторных батарей.

Специально для этих целей под кузовом поездов разместили литий-титанатные (LTO) накопители энергии общей мощностью 320 кВт, а на крыше — систему охлаждения аккумуляторов. В результате этого IPEMU получил возможность преодолевать расстояние в 55 км на одном аккумуляторе. При этом время зарядки поезда от контактного рельса постоянного тока составляет менее 15 минут. Батарея рассчитана на более 10 тыс. циклов зарядки/разрядки. Производитель отмечает, что переход из аккумуляторного режима проходит плавно и практически незаметно для пассажиров.

Пассажировместимость IPEMU составляет 486 человек, включая 184 сидячих места. Максимальная скорость в режиме работы от контактного рельса — 120 км/ч, в автономном режиме — 100 км/ч, ускорение — 1,1 м/с². Кузова вагонов изготовлены из экструдированных алюминиевых профилей. Поезд оснащен шестью тяговыми электродвигателями мощностью 350 кВт и тяговыми преобразователями на IGBT-транзисторах.

Гибридный поезд городского типа Stadler класса 777 IPEMU Гибридный поезд городского типа Stadler класса 777 IPEMU. Источник: railway-news.com

Салон поезда городского типа Stadler класса 777 IPEMU Салон поезда городского типа Stadler класса 777 IPEMU. Источник: gleis3a, twitter.com

Трамвай-поезд Citylink от Stadler с тяговыми аккумуляторами

В продолжении темы аккумуляторной тяги швейцарский производитель представил один из 36 трехсекционных трамвай-поездов Citylink (в британской классификации – класс 398), заказанных британским перевозчиком TfW в 2019 году для региона Южный Уэльс. Трамвай-поезда Citylink серийно выпускаются на заводе Stadler в испанской Валенсии с 2011 года, однако впервые этот подвижной состав оснастили литий-ионными аккумуляторными батареями. Их заявленный запас хода составляет 10 км. При этом аккумуляторную тягу предполагается использовать на неэлектрифицированных участках сети протяженность около 2 км. Часть электрооборудования для Citylink поставила швейцарская компания ABB, в свою очередь немецкая Technotrans изготовила для трамвай-поезда системы охлаждения аккумуляторов.

Citylink для TfW может развивать максимальную скорость 100 км/ч и проходить кривые с минимальным радиусом кривой 25 м. Трехсекционный состав длиной 40 м имеет пассажировместимость 252 человека, включая 126 мест для сидения. С каждой стороны вагона расположены 3 двери. Кабиной водителя оборудованы два головных вагона. Кузов трамвай-поезда выполнен из нержавеющей стали. Ввод в эксплуатацию 36 трамваев Citylink намечен на следующий год.

Трамвай-поезд Stadler Citylink класса 398 Трамвай-поезд Stadler Citylink класса 398. Источник: Ben Jones, twitter.comСалон трамвай-поезда Stadler Citylink класса 398 Салон трамвай-поезда Stadler Citylink класса 398. Источник: railwaygazette.com

Также Stadler экспонировала пятисекционный трамвай серии ST15 семейства TINA. Контракт на поставку 14 таких машин производитель получил в начале 2020 года от транспортной компании немецкого Дармштадта HEAG Mobilo. При этом в 2021 году перевозчик реализовал опцион на еще 11 единиц. В трамвае применена новая конструкция тележки, которая позволяет улучшить ее ремонтопригодность и оптимизировать использование пространства салона. Кроме того, подвижной состав оснащен системой кондиционирования воздуха, в которой в качестве хладагента используется углекислый газ. Трамвай серии ST15 длиной 43 м может вмещать 272 человек, включая 101 сидячее место, и рассчитан на эксплуатацию с максимальной скоростью 80 км/ч. Первая партия из 14 трамваев начнет поступать в парк HEAG Mobilo в 2023 году.

Трамвай Stadler серии ST15 семейства TINA Трамвай Stadler серии ST15 семейства TINA. Источник: zughalt.de

Кроме того, на стенде национального немецкого перевозчика Deutsche Bahn был показан один из четырех трехвагонных поездов класса 474 производства Bombardier, модернизированных Siemens Mobility под частично беспилотное движение с уровнем автоматизации GoA2. В сентябре данный подвижной состав был введен в коммерческую эксплуатацию на участке городской железной дороги Гамбурга S-Bahn протяженностью 23 км и с развернутой сетью 5G.

Поезд метро X-Wagen от Siemens Mobility

В ходе InnoTrans состоялась международная премьера шестивагонного поезда X-Wagen, выпущенный по заказу Wiener Linien, перевозчика в австрийской Вене. Соответствующий контракт, подписанный в 2017 году, предусматривает поставку 36 таких поездов и их техническое обслуживание в течение 24 лет. Как заявляет производитель, X-Wagen может работать как под управлением машиниста, так и в полностью беспилотном режиме с уровнем автоматизации GoA4. Одна часть поездов должна заменить эксплуатируемые с 1972 года в Вене вагоны U-Wagen, другая — поступить на новую автоматизированную линию, которую планируется запустить в эксплуатацию в 2025 году. Заявляется, что благодаря особой облегченной конструкции поезд может перевозить до 928 пассажиров, а также он на 90% состоит из компонентов, подлежащих переработке. Максимальная рабочая скорость X-Wagen составляет 80 км/ч.

Поезд метро Siemens X-Wagen Поезд метро Siemens X-Wagen. Источник: transport-publiczny.pl

Салон поезда метро Siemens X-Wagen Салон поезда метро Siemens X-Wagen. Источник: transport-publiczny.pl

В то же время Siemens Mobility показала и низкопольный четырехсекционный трамвай Avenio GTA8 для немецкого Нюрнберга. Его пассажировместимость составляет 218 человек, включая 62 сидячих места. Максимальная скорость – 70 км/ч. Первый Avenio GTA8 планируется запустить в коммерческую эксплуатацию в конце декабря, а всего в рамках заключенного в 2019 году контракт город должен получить 12 таких трамваев. Кроме того, возможна реализация опциона на 75 единиц.

Трамвай Siemens Avenio GTA8 Трамвай Siemens Avenio GTA8. Источник: railwaygazette.com

Аккумуляторный трамвай от Bozankaya

Турецкий производитель презентовал на выставке свой аккумуляторный трамвай для рынка Румынии. Как заявляет Bozankaya A.Ş, запас автономного хода у этой пятисекционной модели составляет от 63 до 70 км, что является мировым рекордом среди трамваев. Контракт на поставку 40 таких машин (16 единиц по твердому заказу и еще 24 в качестве опционов) за более €80 млн был подписан с румынским городом Тимишоара в 2019 году. В июне этого года трамвай был запущен в эксплуатацию.

Длина трамвая составляет 29,9 м, в нем могут разместиться 200 пассажиров (48 сидячих мест). Машина оснащена тремя тележками, ее максимальная скорость 70 км/ч, ускорение 1,1 м/с². Подвижной состав производится на заводе Bozankaya недалеко от Анкары в Турции.

Аккумуляторный трамвай Bozankayaи Аккумуляторный трамвай Bozankaya. Источник: Bozankaya, linkedin.com

Салон аккумуляторного трамвая Bozankaya Салон аккумуляторного трамвая Bozankaya. Источник: Bozankaya, linkedin.com

Трамваи других производителей

Также на Innotrans 2022 была показана техника корейской Hyundai Rotem, хорватской Končar и чешской Škoda Group для колеи шириной 1000 м.

Низкопольный пятисекционный трамвай Warsolino выпущен Hyundai Rotem в рамках контракта 2019 года на поставку 123 трамваев в разных вариациях для оператора трамвайной сети Варшавы Tramwaje Warszawskie. Главной особенностью Warsolino является возможность автономного хода 120 м благодаря суперконденсаторам производства польской Medcom. Кроме того, экспозиция Hyundai Rotem включала макет водородного трамвая, прототип которого компания планирует презентовать в 2023 году.

В свою очередь низкопольный трехсекционный трамвай TMK 2300 LT от Končar также имеет возможность автономного хода, но уже на расстояние до 500 метров. Он выпущен для латвийского города Лиепая в рамках контракта на поставку 14 таких машин. В настоящее время изготовлено уже 13 трамваев.

Еще один трехсекционный трамвай ForCity Smart 36T был выставлен Škoda Group. Машина произведена в рамках контракта на поставку 80 ForCity Smart 36T разной длины для транспортной администрации RNV немецкого региона Рейн-Неккар. Трамвай имеет общую пассажировместимость 178 человек при 72 сидячих местах. Он может развивать максимальную скорость в 80 км/ч.