Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

InnoTrans 2024: обзор представленной городской рельсовой техники

28 октября 2024
Время чтения ~ 8 мин
Натурная экспозиция на Innotrans 2024
Натурная экспозиция на Innotrans 2024. Источник: lanetwork
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 8 мин

Германия: Alstom, Hyundai Rotem, Astra и ряд других игроков рынка презентовали свои трамваи в рамках выставки InnoTrans в Берлине. В то же время Stadler показала единственные на экспозиции поезд метро и трамвай-поезд. 

Новая модификация трамвая Imperio от Astra

Единственной премьерой выставки стала обновленная версия трамвая модели Imperio, впервые представленной на InnoTrans 2012. Румынский производитель заявляет, что внес ряд изменений в дизайн экстерьера и интерьера, улучшил конструкцию, а также усовершенствовал тяговую систему.

Новая модификация трамвая Imperio от Astra Новая модификация трамвая Imperio от Astra. Источник: Matti Blume/wikipedia

Салон новой модификации трамвая Imperio от Astra Салон новой модификации трамвая Imperio от Astra. Источник: transport-publiczny.pl

Кроме того, было обновлено программное обеспечение. В частности, дочерняя ICPE-SAERP разработала для трамвая систему помощи водителю и обнаружения препятствий. Тележки и двигатели нового трамвая изготовлены Siemens Mobility.

Представленный трамвай длиной 18 м имеет 2 секции. В зависимости от пожеланий заказчика Astra может предложить данную в машину в двух-, трех-, четырех-, пяти- и шестисекционном исполнении с тележками для линий с шириной колеи 1000 и 1435 мм. Стоит отметить, что производитель пока поставляет трамваи только на рынок Румынии.

Водородный трамвай H2 от Hyundai Rotem

Одной из новинок салона стал трамвай H2 с тягой от водородных топливных элементов. В этом году южнокорейский производитель получил первый серийный заказ на 34 такие машины для Тэджона. Подвижной состав планируется ввести в эксплуатацию в конце 2028 года. Строительство первой линии, по которой будут курсировать водородные машины, была начато в сентябре.

Водородный трамвай H2 от Hyudai Rotem на выставке InnoTrans 2024 Водородный трамвай H2 от Hyudai Rotem. Источник: transport-publiczny

Салон водородного трамвая H2 от Hyudai Rotem Салон водородного трамвая H2 от Hyundai Rotem. Источник: Magyarics Zoltan/RegionalBahn

Ранее Hyundai Rotem публиковала техпараметры низкопольного трамвая в виде инфографики. Его предполагается комплектовать четырьмя блоками водородных топливных элементов мощностью по 90 кВт. Запас хода базовой модели (высота 3,7 м) должен составлять более 150 км, а у модели увеличенной высотой до 4 м он будет больше – более 200 км. На заправку требуется около 15 минут. Емкости с водородом установлены на крыше.  Как отмечали специалисты НИИАС, присутствующие на выставке, машина также имеет базовый набор сенсоров, предполагающий небольшую поддержку водителя в управлении трамваем.

Поезд метро JK и трамвай-поезд Citylink от Stadler

Состав нового поколения модели JK стал единственным натурным образцом, представлявшим на выставке сегмент метрополитена. Экспонируемая модель JK предназначена для узкопрофильных линий U-Bahn метрополитена Берлина. В 2020 году городской перевозчик столицы Германии BVG заказал у швейцарского производителя до 1,5 тыс. вагонов разных модификаций за €3 млрд.

Двухвагонный поезд JK имеет ширину 2,4 м, общая вместимость – 142 человека (28 сидений). Под каждым вагоном обмоторены три оси, общая мощность двигателей составляет 540 кВт. Конструкционная скорость – 70 км/ч. Кузова вагонов выполнены из алюминия.

Поезд метро JK от Stadler для Берлина Поезд метро JK от Stadler для Берлина. Источник: Stadler

Зона для колясок и велосипедов в поезде метро JK от Stadler Зона для колясок и велосипедов в поезде метро JK от Stadler. Источник: Stadler

Предсерийный состав впервые демонстрировался еще два года назад. Поезда должны были пойти в эксплуатацию в 2022 году, однако сроки сдвинулись из-за сбоев с поставками комплектующих. Испытания начались только в начале 2024-го, на конец лета ожидались опытные поездки с пассажирами, но она пока так и не начались.

В то же время Stadler показала и единственный на выставке трамвай-поезд платформы Citylink для оператора Saarbahn, обслуживающего легкорельсовую линию между Германией и Францией. При этом заказанные Saarbahn 28 машин будут курсировать только в Германии. Первые 4 машины должны быть поставлены до декабря, остальные – к 2027-му.

Трамвай-поезд платформы Citylink от Stadler для Saarbahn Трамвай-поезд Citylink от Stadler для Saarbahn. Источник: Falk2/wikipedia

Трехсекционный двунаправленный трамвай-поезд длиной 37,2 м будет эксплуатироваться на линиях с шириной колеи 1435 мм. Заявляется, что Citylink вместимостью 233 пассажира может разгоняться до 100 км/ч. В салоне расположено 100 сидячих мест, включая откидные сидения, и площадки для детских колясок и велосипедов. Трамвай-поезд оснащен оборудованием для работы от двух систем тока: постоянного напряжением 750 В на линиях трамвая уличной сети в городе и переменного 15 кВ на сети железных дорог.

Салон трамвай-поезда Citylink от Stadler для Saarbahn Салон трамвай-поезда Citylink от Stadler для Saarbahn. Источник: Кирилл Балберов/today1520

Кабина водителя трамвай-поезда платформы Citylink от Stadler Кабина водителя трамвай-поезда платформы Citylink от Stadler. Источник: Adorján Péter/RegionalBahn

Saarbahn – один из участников немецко-австрийского консорциума VDV, который в 2022-м заказал 246 трамвай-поездов Citylink у Stadler с опционом на 258 машин. На данный момент это крупнейший контракт производителя. VDV был создан для разработки единого стандарта трамвая, что позволило снизить стоимость каждой машины на €1 млн и сократить расходы на обслуживание за счет общих заказов. Трамвай-поезда для каждого из заказчиков, с одной стороны, будут отличаться количеством и расположением дверей, высотой, наполнением салона и другими параметрами, а, с другой стороны, будут иметь одинаковые тележки, тяговое оборудование, конструкцию и компонентную часть.

Самый длинный трамвай в линейке Alstom

Девятисекционный низкопольный трамвай Urbanliner Flexity длиной 50,9 м выпущен французским производителем для самой загруженной в Берлине линии M4. С июня он проходит обкатку в столице Германии. Модель станет самым длинным трамваем в городе.

Модификация отличается обновленным шасси, новой конструкцией сидений и окон. Улучшена эргономика кабины, а зеркала заменены видеокамерами. Пассажировместимость новой машины составляет 312 человек, включая 92 сидячих места. Трамвай оснащен системами помощи водителю, включая систему обнаружения препятствий.

Трамвай Urbanliner Flexity от Alstom. Источник: Jens Herfort Pedersen/flickr

Салон трамвая Urbanliner Flexity от Alstom Салон трамвая Urbanliner Flexity от Alstom. Источник: Jens Herfort Pedersen/flickr

Рамочное соглашение на €571 млн, заключенное между BVG и Bombardier Transportation (поглощена Alstom в 2021 году), предусматривает закупку до 117 полностью низкопольных машин. Так, 35 девятисекционных должны иметь длину 50 м, 82 пятисекционных – 30 м. Твердый заказ был сделан на 17 и 3 единицы соответственно за €115 млн.

Трамваи других производителей

Также на InnoTrans 2024 была показаны низкопольные трамваи чешской Skoda Group и польской Pesa.

Трехсекционный двунаправленный ForCity Smart 41T длиной 30,6 м выпущен Skoda Group в рамках контракта 2019 года на поставку до 38 трамваев для перевозчика Бонна Stadtwerke Bonn. Первая машина прибыла в город в марте прошлого года и до сих пор ждет разрешения для ввода в эксплуатацию.

Трамвай имеет пассажировместимость 180 человек, включая 60 сидячих мест, и может развивать максимальную скорость 80 км/ч. Предусмотрены места для детских колясок, инвалидных кресел и велосипедов. Он оснащен системой кондиционирования воздуха, в которой CO2 используется в качестве хладагента.

В свою очередь трехсекционный трамвай Twist от Pesa выпущен для оператора городского транспорта польского Вроцлава MPK Wrocław. Машина длиной 27 м может вмещать 200 пассажиров. Она оснащена суперконденсаторами для накопления энергии при рекуперации и ее использования для тяги по обесточенным участкам сети.

По контракту 2021 года стоимостью 204 млн злотых (€47 млн) польский производитель до января 2025-го должен поставить 24 таких трамвая. Также может быть реализован опцион еще на 16 машин.

Другие материалы с InnoTrans 2024: пассажирский подвижной состав, локомотивы, грузовые вагоны, путевая техника

Читайте также обзорные материалы по Innotrans 2022: пассажирский подвижной состав, локомотивыгородская рельсовая техникагрузовые вагоныпутевая техника

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK

КСК Компоненты технологического суверенитета КСК Компоненты технологического суверенитета
Продвижение соцсетей в машиностроении Продвижение соцсетей в машиностроении