Россия: В 2022 году предприятие, входящее сегодня в состав «Трансмашхолдинга» (ТМХ), отмечает свое 125-летие. Оно является одним из ключевых в истории транспортного машиностроения России, а главный результат его трудов – более десяти тысяч вагонов метро, построенных для разных городов мира.
Первые годы
В 1895 году потомственный почетный гражданин Савва Мамонтов, дворянин Константин Арцыбушев и гражданин Североамериканских штатов, временный Московской 1 гильдии купец, инженер А.В. Барри представили в министерство финансов Российской империи проект под названием «Московское акционерное общество вагоностроительного завода». В январе 1896 года Комитет министров разрешил «учреждение означенной Компании», а ее Устав, как тогда было принято, утвердил император Николай II.
Корпус литейных мастерских завода в Мытищах (справа) рядом с водонапорной башней железной дороги, начало XX века. Источник: «Метровагомаш»
Предприятие открылось в 1897 году в городе Мытищи. По своему техническому оборудованию завод предназначался для постройки подвижного железнодорожного состава и изготовления запасных частей. Первой продукцией стали вагоны для Северной железной дороги России.
В 1903 году началось производство трамвайных вагонов и снегоочистителей для Москвы. В эти годы среди машиностроительных предприятий страны Мытищинский завод занимал второе место по выпуску продукции.
Трамвайный вагон МП-8 на тележках Беккера. Выпускался Мытищинским и Коломенским заводами в 1908 году. Источник: wikiwand.com
Еще до начала Первой мировой войны завод принял заказы от военного ведомства и приступил к изготовлению полевых вагонов и платформ для перевозки военной техники. Строительство и деятельность завода в начале века оказали существенное влияние на экономическую, социальную и демографическую ситуацию в окрестностях Мытищ.
Осваивая новый подвижной состав
После революции, с 1 июля 1920 года, Мытищинский завод был включен в «ударную группу» крупнейших предприятий Москвы и Подмосковья, которые должны были выполнять наиболее важные работы по восстановлению народного хозяйства и, в первую очередь, транспорта. Управление завода пыталось преодолеть последствия гражданской войны, решить проблемы со снабжением, достать необходимые инструменты и оборудование. В 1924 году были созданы бюро производства и технический контроль. В результате принятых мер выпуск продукции завода стал быстро возрастать и в 1926 году дал около двух норм продукции от довоенного уровня.
Первые моторные вагоны, построенные в СССР, на Баку-Сабунчинской линии Закавказской железной дороги
Последовавшие 1925-1926 годы стали переломными в работе вагоностроительного завода. С этого времени начала восстанавливаться его специализация как вагоностроительного предприятия, сократилось производство сельскохозяйственных машин. В это время заводские конструкторы разработали проект первого в стране 19-метрового металлического вагона для электрифицированной железной дороги. С этого момента на заводе началось массовое производство новых типов вагонов. В 1929 году на Мытищинском вагоностроительном заводе были изготовлены первые электрические пассажирские поезда для России.
Осенью 1930 года начались работы по реконструкции и перестройке завода. На заводе создали цех по ремонту оборудования, перевели на поточную систему сборку трамвайных и пригородных вагонов, организовали электросварочный цех, внедрили штамповку. В 1932 году строго определилась специализация предприятия — выпуск трамвайных и 19-метровых железнодорожных вагонов.
Переход к метро
Рост столицы СССР требовал создания городской системы метрополитена. 17 мая 1933 года руководство завода издало приказ о начале работ по метровагонам. Прототипом первого отечественного вагона метро стал вагон из Нью-Йорка, который поступил в эксплуатацию в 1932 году. Тщательно изучив проект американского вагона, конструкторы завода разрабатывали собственную модель. В мае 1934 года первые вагоны были изготовлены.
Вагоны метро типа А. Источник: «Метровагонмаш»
В январе 1935 года завод выпустил первые 40 вагонов метро. Метровагоны, изготовленные на Мытищинском заводе, впервые в практике отечественного вагоностроения были цельнометаллическими, сварной конструкции. Вагоны типа А и Б выпуска 1934-1939 годов проработали в Московском метрополитене почти 40 лет.
В 1936 году началась разработка вагонов типа Г, которые предназначались для эксплуатации на Горьковской линии метро Москвы, открытой в 1938 году. Главное отличие вагонов типа Г от вагонов типа А и Б состояло в том, что все они были моторными и позволяли осуществлять электрическое реостатное торможение с самовозбуждением тяговых двигателей. Каждый вагон имел кабину управления и четыре токоприемника. В салоне были установлены закрытые светильники с лампами накаливания и питанием от контактной сети.
В Мытищах также было освоено производство роликовых букс, крайне необходимого в вагоностроении узла, который прежде закупался за границей. В 1939 году началось серийное производство трамваев для Москвы. В мае 1940 года был освоен и налажен серийный выпуск двухосных 20-тонных платформ и контейнеров. Мытищинский завод уверенно набирал темпы и стал одним из крупнейших предприятий вагоностроительной промышленности страны.
После начала Великой Отечественной войны Мытищинский вагонный завод получил правительственное задание на выпуск военной продукции и был передан в Наркомат вооружения. Предприятие освоило выпуск бронированных гусеничных транспортных машин, впоследствии – гусеничных шасси для зенитно-ракетных комплексов. Несмотря на ежедневные авианалеты, завод не прерывал производственного режима ни на один час, работал в две смены. В марте 1942 года завод начал выпуск корпусов и отдельных деталей для реактивных снарядов. 21 апреля 1942 года ГКО СССР принял решение о возвращении эвакуированного оборудования. В том же году на предприятии было создано конструкторское бюро и налажено серийное производство самоходно-артиллерийских установок САУ-76, а сам завод был переименован в завод № 40. В 1945 году был освоен выпуск новых самоходных установок со счетверенными зенитными пулеметами, а затем мощных гусеничных тягачей.
За образцовое выполнение заданий для фронта завод был награжден орденом Отечественной войны I степени. В начале 1946 года было принято решение о возобновлении на Мытищинском заводе производства вагонов для метрополитена (типа Г, в 50-60-е годы – типа Д), осуществлялся ремонт трофейных вагонов из Германии. А в конце того же года было организовано производство самосвалов. Получили также новое развитие заказы Министерства обороны. 26 сентября 1948 года завод № 40 был переименован в Мытищинский ордена Отечественной войны 1 степени машиностроительный завод (ММЗ).
Мировая известность
В 1956 году в Мытищах приступили к созданию одной из самых известных моделей метро – вагонов типа Е. Вагоны базовой модели выпускались в 1960-е годы. В 1973-1977 годах конструкторы предприятия разработали новую модификацию – вагон типа Еж3, на базе которых были разработаны и экспортные версии – типа Ечс и Ев3, предназначенные для Пражского и Будапештского метрополитенов. В 1974 году начались испытания вагонов типа И, кузов которых изготавливался из алюминиевого сплава. Этот вагон был на 3 тонны легче вагона типа Е, его салон был шире и вмещал на 25-30 пассажиров больше.
Вагоны метро 81-717/714. Источник: «Метровагонмаш»
Существенной вехой в заводском метровагоностроении стали разработка конструкций и освоение производства новых вагонов метро — моделей 81–717 и 81–714. Новые вагоны имели немало отличительных особенностей. Появились головные (с кабиной управления) и промежуточные (без кабины) вагоны, что позволило на 10% увеличить провозную способность поезда и усилить мощность тяговых двигателей. На базе этих моделей были разработаны экспортные модификации этих вагонов.
Завод перешел на выпуск модернизированных вагонов метро моделей 81–717.5/81–714.5. Модернизация заключалась в повышении надежности и пожаробезопасности его узлов и систем. В начале 90-х было освоено производство вагонов нового поколения — моделей 81–718 и 81–719 с тяговым тиристорно-импульсным электроприводом постоянного тока.
С конца 80-х стала постепенно расширяться география внешнеэкономических связей завода. Началась структурная перестройка предприятия: был избран совет трудового коллектива, который впоследствии утвердил новую структуру управления ММЗ. Она предусматривала создание на предприятии трех производств: вагонного, автосамосвального и серийного.
20 августа 1992 года «Метровагонмаш» как производитель гражданской транспортной техники был выделен из состава ММЗ и преобразован в акционерное предприятие. В 1993 году завод продемонстрировал новую модель метровагона «Яуза», который представлял собой новую веху в истории отечественного метровагоностроения: в нем был применен асинхронный тяговый привод.
Свой 100-летний юбилей в 1995 году завод встретил достойно: акционерному обществу удалось сохранить и приумножить производственный потенциал, обеспечить работой основные и вспомогательные цеха, привлекать все больше заказчиков как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Продукция с эмблемой «Метровагонмаша» экспортировалась во многие страны мира.
Современное предприятие
В 1997 году завод начал выпускать и рельсовые автобусы, оборудованные дизельной силовой установкой и предназначенные для перевозок пассажиров на неэлектрифицированных участках сетей железных дорог. Модель РА-1 разработана на базе «Яузы». Модификации РА-1 поставлялись для железных дорог Венгрии и Чехии. В середине 2000-х данный подвижной состав получил развитие в виде модели РА-2: поставки его модернизированной версии ДП-С в Сербию являются важной вехой развития экспорта в истории ТМХ – одного из крупнейших производителей рельсовой техники в мире, в состав которого «Метровагонмаш» вошел в 2005 году. С 2019 года в производстве находится следующее поколение – рельсовые автобусы РА-3 «Орлан», которые должны послужить базой для первых поездов с водородной тягой в России.
Следующее поколение поездов метро – «Русич» – стало выпускаться с 2002 года, его модификации производили вплоть до 2013 года. После поставки нескольких сотен вагонов «Русич», в 2012 году, начали массово запускать поезда типа «Ока».
Вагон модели 81-740/741 «Русич» в Москве. Источник: «Метровагонмаш»
Прорывной для «Метровагонмаша» оказалась вторая половина 2010-х годов. В 2017 году по заказу Московского метрополитена «Метровагонмаш» запустил в серийное производство вагоны серии 81-765/766/767 модели «Москва», ставшие базовой для целой линейки поездов метро. Ее ключевыми особенностями стали возможность прохода через весь салон, значительно улучшенный салон поезда и эксплуатационные характеристики, расширенные двери и снижение уровня шума. В общей сложности в 2017-2019 годах в столичный метрополитен было поставлено свыше 1500 вагонов метро разных модификаций «Москвы».
Также данная модель была представлена в экспортном варианте – в период 2018-2019 годов «Метровагонмаш» поставил 40 вагонов метро серии 81-765.4Б/766.4Б в Бакинский метрополитен. Впоследствии предприятия продлили сотрудничество, подписав контракт на изготовление и поставку еще 60 вагонов метро данной серии. В 2019 году вагоны модификации 81-765.4/766.4/767.4 поставлялись в Московский, Казанский, Ташкентский метрополитены.
На этом фоне завод совершил значительный скачок по основным показателям производства. До 2017 года максимальный объем выпуска составлял 325 вагонов метро в год, а в период с 2017 по 2019 годы, после постановки на серийное производство вагонов «Москва», предприятие в 2 раза увеличило производственные мощности.
В октябре 2020 года на Кольцевую линию Московского метрополитена вышел первый состав еще более совершенных поездов метро «Москва 2020». Его дизайн был отмечен международными премиями, существенно повышена комфортабельность для пассажиров (в частности, ширина прохода дверей достигла 1,6 м) и машинистов, были интегрированы аккумуляторные батареи для автономного хода, а уровень автоматизации GoA3 позволяет осуществлять движение поезда без участия машиниста. Более того, предусмотрена техническая возможность перехода в полностью беспилотный режим GoA4. В 2020-2023 годы в столичное метро будет поставлено 1360 таких новейших вагонов.
Поезда метро «Москва-2020» производства ТМХ. Источник: autoreview.ru
Осваивая новую продукцию, «Метровагонмаш» не забывает и про классические модели. За последние годы предприятие изготовило и поставило в российские метрополитены вагоны метро самой массовой «номерной» серии 81-717/714: в 2018-2020 годах вагоны серии 81-717.6/714.6 поставлены в Нижегородский, Екатеринбургский и Самарский метрополитены. Также «Метровагонмаш» осуществлял капитальный ремонт и модернизацию вагонов метро серии 81-717.4/714.4 по контракту с Софийским метрополитеном: в 2020 году в Болгарию было поставлено 8 вагонов метро, а впоследствии между предприятиями был подписан контракт (опцион) на проведение капитального ремонта и модернизации еще 40 вагонов метро данной серии. Еще один экспортный контракт – с Будапештским метрополитеном – предусматривал проведение капитального ремонта с продлением срока службы 222 вагонов метро серий 81-717/714 и Ев3.
На современном производстве «Метровагонмаша». Источник: «Метровагонмаш»
Подойдя к своему 125-летию, «Метровагонмаш» является одним из ведущих и современных промышленных предприятий России, с передовой производственной системой, которая включает 6 эталонных линий, высокой степенью автоматизации производства и контроля качества. Сегодня свыше 9000 вагонов метро, выпущенных заводом, ежедневно перевозят более 16 миллионов пассажиров в 19 метрополитенах 11 стран мира.