Первый поезд метро «Минск 2024», созданный одним из лидеров мирового метровагоностроения — российским «Трансмашхолдингом» (ТМХ), летом был передан Минскому метрополитену. Сейчас он проходит обкатку, а до конца текущего года запланирована поставка еще 6 четырехвагонных составов.
Сам поезд «Минск 2024», процессы его разработки, производства и поставки наглядно показывают приоритет ТМХ — обеспечение комфорта как для заказчика и эксплуатанта, так и для пассажиров. Такой подход дает российской компании значительные преимущества на мировом рынке поездов метро.
От «Номерного» до «Минска»: инновационный поезд к юбилею
Многолетняя история сотрудничества Минского метрополитена и завода «Метровагонмаш», который ныне входит в состав ТМХ, началась с момента открытия подземки в 1984 году. Сейчас в столице республики эксплуатируется свыше 200 вагонов, выпущенных в Мытищах. Это различные модификации модели 81-717/714, прозванной «Номерной». «Метровагонмаш» поставлял их в Минск с 1983 по 2014 год. И к сорокалетию метрополитена столицы Беларуси его парк пополнился поездами новейшей модели, созданными специально для минчан.
Поезд метро «Минск 2024» (модель 81-765.7/766.7) разработан конструкторами компании «ТМХ Инжиниринг» для работы в условиях Минского метрополитена в соответствии с техническим заданием заказчика. Вагоны для Минска спроектированы с учетом передовых технических решений. Они оборудованы сквозными проходами по всему составу, широкими дверными проемами, климатическими установками с обеззараживанием воздуха. В салонах новых поездов уютно и безопасно.
В вагонах нового поезда – по две моторные двухосные тележки с индивидуальным приводом осей. Установленные на них асинхронные тяговые электродвигатели мощностью 170 кВт российского производства позволяют повысить максимально допустимую скорость состава, а также улучшить характеристики замедления и ускорения. Поезда оборудованы современными тяговыми преобразователями КАТП-4. Конструкционная скорость достигает 90 км/ч, а пневмоподвеска обеспечивает высокую плавность хода.
Асинхронный тяговый двигатель в поезде метро «Минск 2024». Источник: Метровагонмаш
Новинка для роста перевозок
На фоне значительного роста населения Минска в последние годы, система метро является одним из ключевых элементов повышения мобильности его жителей. Стратегическую роль в этом играет развитие Зеленолужской линии: первый участок из четырех станций был открыт в 2020 году и среднесуточный объем перевозок уже превышает 150 тыс. пассажиров. В ближайшее время она будет продлена на юг города, включив еще три станции.
ТМХ сегодня поставляет поезда именно под обеспечение роста перевозок на расширяемой Зеленолужской линии. Контракт на поставку 28 вагонов (7 четырехвагонных составов) был заключен между «Метровагонмашем» и Минским метрополитеном в марте 2023 года. Подвижной состав планируется приписать к еще строящемуся депо «Слуцкое».
Зеленолужская линия — единственная в метро Минска, на которой применяются автоматические платформенные двери, что должно позволить в перспективе перейти на полностью беспилотное движение. Такая особенность потребовала и изменения в конструкции поездов от ТМХ. Для точного совмещения дверей на платформах и в поездах промежуточные вагоны были укорочены по длине относительно базовой версии на 140 мм, а головные — на 70 мм. Также было установлено оборудование, обеспечивающее синхронное открытие и закрытие дверей.
Вагоны поезда «Минск 2024» с открытыми дверьми на сборке. Источник: Метровагомаш
Основные узлы поездов метро «Минск 2024» изготавливаются в России. При этом в конструкцию вагонов заложено использование комплектующих производства белорусских предприятий — таких как гасители колебаний, элементы освещения салона и кабины, стеклоочистители, бортовая система безопасности движения АРС-АЛС и другие компоненты.
Кузова вагонов изготовлены из нержавеющей стали с применением технологий лазерной резки и сварки. Срок службы подвижного состава — 30 лет.
Автоматизация и удобства для машиниста
В конструкции поезда «Минск 2024» используется система автоматического управления поездом уровней GoA1 и GoA2, которая подразумевает обязательное присутствие машиниста на борту. Как пояснили в ТМХ, речь идет о полуавтоматизированном движении: машинист отвечает за закрытие дверей, обнаружение препятствий на пути и реагирует на внештатные ситуации. При этом регулирование движения поезда и его остановок автоматизированы.
Отдельное внимание уделено рабочему места машиниста. Так, пульт полностью переработан с учетом пожеланий заказчика: органы управления оптимизированы с использованием сенсорных панелей и экранов. Кабина головного вагона оборудована высокотехнологичными ударопрочными стеклами с функцией обогрева, позволяющей сохранять полноценный обзор даже при резких сменах температуры и влажности, характерных при выезде на открытые участки маршрута.
Пульт управления в кабине машиниста поезда метро «Минск 2024». Источник: ТМХ
В передней части кабины машиниста также установлен эвакуационный трап, конструкция которого соответствует всем требованиям пожарной безопасности на пассажирском транспорте. Вместе с широкими герметичными межвагонными переходами такое решение позволяет быстро и безопасно спускаться в тоннель, значительно ускоряя эвакуацию пассажиров при нештатной ситуации.
Эвакуационный трап в поезде метро «Минск 2024». Источник: Метровагонмаш
Безопасность без компромиссов
Поезд «Минск 2024» оборудован всеми прогрессивными системами безопасности: автоматизированного обнаружения и тушения пожара, видеонаблюдения, а также устройствами экстренной связи с машинистом и механизмами аварийного открывания дверей. Салоны вагонов оснащены датчиками температуры и задымления, камерами и огнетушителями. В каждом вагоне — 6 камер видеонаблюдения и 8 датчиков пожарной сигнализации.
Системы безопасности в вагоне поезда «Минск 2024». Источник: Метровагонмаш
Новые составы оснащены дверными механизмами прислонно-раздвижного типа с защитой от случайного зажатия. Вагоны имеют 8 дверных проемов (по четыре с каждой стороны), ширина каждого — 1400 мм, что позволяет одновременно входить или выходить двум людям. Это повышает удобство поездок в часы пик и увеличивает вместимость состава, чему также способствуют сквозные бочкообразные межвагонные переходы шириной до 1500 мм, конструкция которых выполнена единым узлом без опоры на сцепку.
Новый уровень комфорта для пассажиров
Подвижной состав оснащен надежной шумо- и теплоизоляцией. На крыше поезда смонтирована система создания микроклимата с принудительной вентиляцией и обеззараживанием воздуха при помощи ультрафиолетового излучения. Климат-контроль работает в двух режимах, которые настраиваются в зависимости от пассажиропотока.
Максимальная вместимость вагона превышает 300 человек. В каждом установлены эргономичные сиденья (41 место в головных вагонах и 44 в промежуточных) как стандартного, так и откидного типа, обитые специальной износостойкой тканью. В головных вагонах поезда предусмотрены зоны с опорой и креплением для маломобильных пассажиров, детских колясок и велосипедов.
Зоны с опорой и креплением и сиденья откидного типа в поезде «Минск 2024». Источник: Метровагонмаш
Места установки поручней с нанесенным «теплым» покрытием выбраны с учетом многолетнего опыта эксплуатации вагонов серии 81-765/766. Для удобства стоящих пассажиров предусмотрены горизонтальные поручни, расположенные над сиденьями и под потолком в накопительных зонах, а также вертикальные у дверных проемов и вдоль секций с креслами. Специальные места для маломобильных пассажиров оборудованы ремнями безопасности и горизонтальными боковыми поручнями.
Поезда оснащены USB-зарядками для гаджетов — 28 устройств на весь состав. Они размещены на стеновых панелях рядом с межвагонными переходами и местами для маломобильных пассажиров. В салонах установлены наддверные ЖК-дисплеи и рекламно-информационные ЖК-мониторы. Новая система информирования пассажиров также создана в соответствии с пожеланиями Минского метрополитена.
Наддверный ЖК-дисплей в поезде «Минск 2024». Источник: Метровагонмаш
В вагонах применена современная система адаптивного освещения, использующая принцип «световой короб», при котором источники света расположены за сегментами потолочных панелей из полупрозрачного материала. Это обеспечивает равномерную яркость даже на больших площадях. При этом температура света автоматически изменяется в течение дня, подстраиваясь под биоритмы пассажиров — от ярко-белого света утром до приглушенного теплого вечером. Также в зоне дверных проемов имеется световое оповещение открытия и закрытия дверей.
Выпуск в кратчайшие сроки: шаг за шагом
Проектирование поезда «Минск 2024» было выполнено специалистами ТМХ в 2023 году в течение пяти месяцев. Сварка кузовов первого четырехвагонного состава завершилась на «Метровагонмаше» в конце мае текущего года. Тогда же вагоны были окрашены в фирменные цвета Минского метрополитена — синий и белый, на кузове разместили герб Минска и логотип Минского метрополитена.
Затем в начале июня смонтирована шумоизоляция и уложено напольное покрытие внутри вагонов, установлены окна и начат монтаж электрооборудования. К середине месяца завершен монтаж дверей. В июне «Метровагонмаш» посетили журналисты российских и белорусских СМИ, которым впервые представили создаваемые вагоны.
Презентация поезда «Минск 2024» в июне 2024 года. Источник: ТМХ
Во второй декаде июня была смонтирована система климат-контроля для салона, обеспечивающая обеззараживание воздуха: установлены кондиционеры на крышах вагонов, оборудование подключено к электрическим цепям. В потолочных отверстиях созданы шахты воздуховодов. Также установлена дренажная система для отведения конденсата из кондиционера, завершены электромонтажные работы по их подключению. Выполнен монтаж освещения пассажирского салона.
Далее до конца июня на вагонах первого поезда смонтировали кожухи пола, наддверные и надоконные кожухи, надоконные и подоконные панели. Салоны оснастили поручнями с «теплым» покрытием. На тележках вагонов установили отечественные асинхронные тяговые двигатели. Вагоны были оснащены современными устройствами безопасности: автоматизированной системой обнаружения и тушения пожара, системой видеонаблюдения, устройствами экстренной связи с машинистом, а также механизмами аварийного открывания дверей.
В начале июля в камере дождевания прошли проверку на герметичность остекление, двери, мелкие кузовные части поезда и оборудование на крыше вагонов. Затем первый состав поезда был оборудован межвагонными переходами, установлен пульт управления в кабине машиниста головного вагона.
Во второй декаде месяца шли уже финальные работы: в вагонах монтировали сиденья, интегрировали USB-разъемы, ЖК-дисплеи и мониторы. В конце месяца новый поезд был отправлен заказчику и 30 июля прибыл в Минск.
Такая слаженная работа не вызывает удивления. Завод «Метровагонмаш» — один из самых передовых и наиболее эффективных в мировом метровагоностроении предприятий. Системный подход в проекте для Минского метрополитена наглядно показывает готовность российского производителя оперативно откликаться на любые запросы заказчиков и учитывать потребности пассажиров и эксплуатантов. В совокупности с большим опытом поставок в десятки метрополитенов мира, включающих также проекты модернизации и сервиса на жизненном цикле, это залог лидерства ТМХ на рынке поездов метро на десятилетия вперед.
***
«Трансмашхолдинг» — № 1 среди производителей железнодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ, № 5 в мире. Компания предлагает полный спектр продуктов и услуг: от дизайна и разработки нового подвижного состава до модернизации, сервисных контрактов жизненного цикла и цифровых систем управления движением. В структуру холдинга входит производственные и сборочные площадки в России и других странах мира, а география работы охватывает более 30 государств. Официальный сайт: tmholding.ru.
Реклама. Рекламодатель: АО «Трансмашхолдинг», ИНН 7723199790. Erid: 2SDnje8adUW