Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Siemens и Alstom обновляют городской рельсовый транспорт Франции

13 декабря 2022
Время чтения ~ 8 мин
Поезд метро Metropolis, поезд метро MP14 и электропоезд X’Trapolis Cityduplex на заводе Alstom в Птит-Форе в ноябре 2022 год
Поезд метро Metropolis, поезд метро MP14 и электропоезд X’Trapolis Cityduplex на заводе Alstom в Птит-Форе в ноябре 2022 года (слева направо). Источник: Alstom
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 8 мин

Франция: В сентябре в Ренне была запущена вторая беспилотная линия метро с поездами, выпущенными немецкой Siemens Mobility. А в ноябре на заводе Alstom в Птит-Форе был представлен новый подвижной состав для Марселя и столичного региона Иль-де-Франс.

Поезда Cityval от Siemens

Спустя 8 лет после заключения контракта с Siemens 20 сентября в Ренне была введена в эксплуатацию автоматизированная линия метро B протяженностью 13,4 км с 15 станциями. Изначально запуск был запланирован на 21 декабря 2020 года, однако из-за пандемии коронавируса он несколько раз переносился.

Проектирование и строительство линии, поставку парка из 25 двухвагонных поездов на шинном ходу, систем СЦБ и платформенных дверей полностью взяла на себя Siemens. Схожие проекты по созданию автоматизированного рельсового транспорта облегченного типа VAL под ключ были реализованы компанией и в других французских городах: Лилле, Париже, Тулузе. В том числе Siemens занималась созданием первой в Ренне автоматизированной линии метро A и поставкой поездов для нее.

Беспилотный поезд Siemens Cityval в Ренне Беспилотный поезд Siemens Cityval в Ренне. Источник: метрополитен Ренна

На новой линии B впервые воплощена в жизнь автоматизированная система нового поколения Neoval. В отличие от «классической» системы VAL, где колеса двигаются по специальным бетонным дорожкам, в новой они закреплены на одном направляющем рельсе, установленном на бетонной плите. Принцип работы идентичен однорельсовым трамваям Translohr, выпускавшимся до 2012 года компанией Lohr Industrie (в 2012 году она была приобретена Alstom). До поглощения Siemens вела разработку системы совместно с ней. Интересно, что созданием дизайна поездов для Ренна занималось французское агентство промышленного дизайна Yellow Window. Оно же в сентябре этого года представило дизайн экстерьера и интерьера для новых однорельсовых трамваев Alstom для итальянской Падуи.

Siemens разработала две модели поездов Neoval: Cityval — решение для городов (она применена в Ренне), Airval — для аэропортов. Основное различие заключается в габаритах и салоне. Так, версия Airval имеет более широкий размер кузова, кроме того, в ней меньше мест для сидения, увеличена площадь свободного пространства для размещения багажа и площадь остекления.

Салон беспилотных поездов Siemens Cityval

Салон беспилотных поездов Siemens Cityval Салон беспилотных поездов Siemens Cityval. Источник: railway-news.com

В свою очередь Cityval для Ренна в двухвагонной составности имеет длину 22,4 м, ширину 2,6 м и может вмещать 179 пассажиров, включая 26 мест для сидения. В зависимости от пиковых нагрузок есть возможность добавить третий вагон, что позволит повышать провозную способность линии на около 15 тыс. человек в час в одном направлении (для двухвагонной конфигурации этот показатель составляет 9 тыс. человек). Рабочая скорость поезда составляет 35 км/ч.

Поезда Metropolis, Cityduplex и MP14 от Alstom

В начале ноября на заводе Alstom в Птит-Форе был представлен первый из 38 беспилотных поездов Metropolis (NEOMMA) на шинном ходу для марсельского метрополитена. Поставка первых трех поездов ожидается в 2023 году, ввод в эксплуатацию всего парка запланирован на 2024 год. Подвижной состав производится в рамках контракта стоимостью около 430 млн, заключенного осенью 2019 года, на поставку поездов и модернизацию двух линии под беспилотное движение. Как заявляют в Alstom, поезда будут курсировать в полуавтоматическом режиме (машинисты будут контролировать посадку и высадку пассажиров, а также осуществлять трогание поезда с места) до середины 2025 года на линии М2 и до 2026 года — на линии М1. Ожидается, что после этого подвижной состав будет переведен в полностью беспилотный режим с интервалом движения в 2 минуты.

Четырехвагонный поезд Metropolis длиной 65 м и шириной 2,6 может вмещать до 500 пассажиров. Потребление энергии в нем относительно текущего парка метро Марселя должно снизиться на 25%. Такой результат предполагается за счет рекуперативного торможения и светодиодной системы освещения. Также, как заявляет Alstom, поезд на 96% состоит из компонентов, подлежащих переработке.

Беспилотный поезд Alstom Metropolis (NEOMMA) для Марселя на заводе в Птит-Форе Беспилотный поезд Alstom Metropolis (NEOMMA) для Марселя на заводе в Птит-Форе. Источник: madeinmarseille.net

Через несколько недель после презентации NEOMMA на площадке в Птит-Форе состоялся еще один показ, организованный специально для делегации чиновников столичного региона Иль-де-Франс. Одной из самых ярких новинок стал электропоезд X’Trapolis Cityduplex с переменной этажностью. Рамочный контракт стоимостью €3,7 млрд на поставку до 255 таких поездов для регионального сервиса RER в агломерации Парижа был заключен в январе 2017 года с перевозчиком SNCF. Твердая часть охватывает поставку 56 шестивагонных для линии E и 15 семивагонных поездов для линии D. У перевозчика поезда получили наименование RER Nouvelle Generation (RER NG).

По состоянию на ноябрь 2022 года, SNCF получила 5 шестивагонных поездов, которые успешно прошли тестирование в испытательном центре Нуази-ле-Сек. Как заявляет менеджер Alstom по работе с ключевыми клиентами в регионе Иль-де-Франс Оливье Пиз, поезда уже сертифицированы, не хватает только одобрения Управления безопасности железных дорог общего пользования для допуска к пассажирским перевозкам. Запуск первых поездов на линии E запланирован летом 2023 года.

Испытания электропоезда X’Trapolis Cityduplex (RER NG) в Ганьи в мае этого года. Источник: Le Ferrovipathe Francilien, youtube.com

В каждом поезде X’Trapolis Cityduplex в двухэтажном исполнении реализованы головные вагоны, в одноэтажном – промежуточные (4-5 таких в составе). RER NG может курсировать как по электрифицированным линиям переменного тока с напряжением 25 кВ, так по линиям постоянного тока с напряжением 1,5 кВ с максимальной скоростью 140 км/ч. Шестивагонная конфигурация длиной 115,5 может вмещать 1,5 тыс. пассажиров, семивагонная длиной 130,3 м — 1,8 тыс. Поезда рассчитаны на высокую плотность загрузки: более половины сидений складываются, чтобы обеспечить дополнительную вместимость в часы пик.

Также были представлено несколько пятивагонных поездов MP14 на шинном ходу с кабинами машиниста для метрополитена Парижа. С апреля они тестируются на путях депо, расположенном неподалеку от станции Рони-Буа-Перрье в пригороде Парижа, а в следующем году будут проходить обкатку на линии 11.

Поезда MP14 имеют длину 75,4 м и могут вмещать 562 пассажиров. Уровень шума в вагонах снижен на 40% по сравнению с поездами, эксплуатируемыми в настоящее время. Степень пригодности к вторичной переработке заявляется на уровне 95%.

Поезд метро MP14 для Парижа на заводе в Птит-Форе Поезд метро MP14 для Парижа на заводе в Птит-Форе. Источник: Pauline Landais-Barrau/twitter.com

Рамочное соглашение на поставку до 217 таких поездов разной составности для нескольких линий парижского метрополитена была заключено с городским автономным управлением транспорта (RATP) в марте 2015 года. Первый заказ в рамках контракта включал поставку 35 восьмивагонных беспилотных машин для линии 14. За ним в январе 2017 года последовал дополнительный заказ на 20 шестивагонных беспилотных поездов для линии 4. Второй и третий опционы охватывали поставку в общей сложности 39 пятивагонных MP14 с кабиной машиниста для линии 11. Первые восьмивагонные поезда поступили в регулярную эксплуатацию в октябре 2020 года.

Поезд метро Metropolis для Парижа на заводе в Птит-Форе Поезд метро Metropolis для Парижа на заводе в Птит-Форе. Источник: Denis Fainsilber/ Les Echos

Кроме того, Alstom показала поезда Metropolis, которые собираются для курсирования с 2024-2025 годов на новых автоматизированных линиях метро Парижа. В рамках проекта Alstom поставит 25 шестивагонных поездов и 23 трехвагонных поезда, соответствующий контракт был подписан в 2018 году. Трехвагонные поезда длиной 54 м могут вмещать до 500 пассажиров, шестивагонные длиной 108 м — до 1 тыс. человек. Их эксплуатационная скорость составляет 55-65 км/ч, максимальная скорость – до 110 км/ч.