Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

София испытывает сложности в закупках поездов метро из-за зависимости от российских технологий

25 января 2023
Время чтения ~ 3 мин
Российский подвижной состав в метро Софии, Болгария
Российский подвижной состав в метро Софии, Болгария. Источник: Надежда Чипева/Дневник
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 3 мин

Болгария: Метрополитен столицы страны объявил в конце декабря 2022 года закупку 16 поездов метро на 250 миллионов левов (€128 млн). Подвижной состав предполагается к поставке для нескольких линий, половина машин должна иметь автоматику, совместимую с поставленными ранее российскими системами. Однако в отношении закупок из России действуют санкции ЕС.

Так, по данным болгарского издания «Дневник», по одному лоту 8 машин нужны для «красной» и «синей» линий, где с момента их запуска в 1998 и 2012 годах соответственно эксплуатируются российские поезда производства «Метровагонмаша» (входит в ТМХ) — моделей 81-717.4/714.4 и 81-740.2/741.2 «Русич». Второй лот из еще 8 метропоездов предполагается для автоматизированной «зеленой» линии, введенной в эксплуатацию в 2020 году с поездами модели Inspiro совместного производства немецкой Siemens и польской Newag, оборудованными верхним токосъемом.

Как указывает исполнительный директор Софийского метрополитена Стоян Братоев, российские компании не смогут участвовать в конкурсе из-за санкций. К тому же, по его словам, в отношении этого заказа действует требование ЕС о 50% локализации в Евросоюзе. Также представитель перевозчика отмечает, что финансирование закупки пока не обеспечено. «Мы пока не знаем, откуда возьмутся деньги. Идея в том, что если средства высвободятся, то будет готовая процедура», — цитирует Братоева «Дневник».

Отдельно отмечается, что в конкурсе для новых поездов на линии, где уже эксплуатируется российский подвижной состав, включено требование об их соответствии действующим системам автоматизации и возможности соединения «с любым типом поездов, задейстованных на этом участке». Техника должна быть способна работать без установки дополнительного стационарного оборудования. По мнению Братоева, для этого должно хватать специального блока управления. В остальном, по его словам, поезда ничем не отличаются от предыдущих заказов. При этом представитель метрополитена указал, что эксплуатируемые «Русичи» имеют нероссийские комплектующие и Европы и Японии, в частности электродвигатели Hitachi и японскую электронику.  По данным «Дневника», крайний срок подачи заявок назначен на 23 марта.

В последние годы ТМХ выполнял для Софии контракт по капитальному ремонту и модернизации поездов 81-717.4/714.4: всего контракт с опционами включает работы по 12 поездам. Проведенный ROLLINGSTOCK анализ официальных сообщений российского производителя показал, что к началу 2022 года были проведены работы по 8 поездам. Данные портала TransPhoto также свидетельствуют о том, что 8 модернизированных поездов были переданы заказчику. В сентябре-2022 в сообщении ТМХ о производственной программе по поездам метро упоминание работ для Софии отсутствовало.

В сентябре гендиректор ТМХ Кирилл Липа указывал, что ни один из зарубежных заказчиков и партнеров не отказался от контрактов, однако экономические условия и политическое давление вынуждают трансформировать условия сотрудничества. В частности, продолжается отгрузка поездов метро в Баку: на днях метрополитен города объявил о запуске в эксплуатацию еще одного состава. В Венгрии активы ТМХ приобрела Magyar Vagon, а сами юрлица были переименованы в Ganz-MaVag, отгрузки пассажирских вагонов по контракту с Египтом продолжились венгерской стороной.

Опыт поставок с действующими системами автоматики метрополитенов СССР/России имеют швейцарская Stadler и чешская Skoda Group. Так, первая поставляла поезда метро М110/111 в Минск, вторая — поезда 81-556/557/558 «НеВа» в Санкт-Петербург. При этом Skoda Group сейчас реализует контракт по поставкам метропоездов в Варшаву.