Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Состояние и перспективы производства трамваев в России

8 июля 2024
Время чтения ~ 17 мин
Трамваи ПК ТС и BKM Holding на фестивале «ТранспортФест» в Санкт-Петербурге, 2024 год
Трамваи ПК ТС и BKM Holding на фестивале «ТранспортФест» в Санкт-Петербурге, 2024 год. Источник: sb.by
Поликарпов Александр, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 17 мин
Слободяник Александр, руководитель проектов по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency

На протяжении последних лет уверенно росли производство и поставки трамваев в России на фоне высокого спроса и действующих государственных мер поддержки. В некоторых городах уже завершается обновление трамвайного парка и трамвайных систем в целом. Активно развиваются профильные производители — они разрабатывают и поставляют современные низкопольные трамваи. На рынок трамваев выходят новые игроки. Однако значительная потребность в обновлении трамвайного парка сохраняется, поэтому бум трамваестроения в России будет продолжаться.

Опубликовано в альманахе «Тренды рынка подвижного состава» к международной выставке ИННОПРОМ и международной научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты»

О производстве 2020-2023 годах

В конце 2010-х годов городской рельсовый транспорт столкнулся с критической необходимостью обновления трамвайного парка и путевой инфраструктуры. До этого с 1990-х работа городского пассажирского транспорта сопровождалась системным существенным недофинансированием. Оно привело к высокому износу подвижного состава, сокращению маршрутной сети и, как следствие, ухудшению транспортной доступности для жителей городов. С 2000 по 2022 год эксплуатационная длина трамвайных путей в России сократилась на 20%, количество трамвайных вагонов снизилось на 38,8%, пассажирооборот и объем перевозок пассажиров трамвайным транспортом сократились в 8,1 и 7,4 раза соответственно.

Для исправления ситуации Правительством России были приняты масштабные программы поддержки, способствующие обновлению городского подвижного состава, включая трамваи. В результате их реализации, несмотря на воздействие различных кризисных форс-мажорных факторов, производство трамваев в России в 2020–2023 годах росло.

Обновлению подвижного состава способствовали принятые государственные программы, включая национальный проект «Безопасные качественные дороги», федеральный проект «Чистый воздух» и другие программы. Кроме того, трамвайный парк обновлялся в рамках концессий по реконструкции и развитию городского электротранспорта. Новый подвижной состав поставлялся также для работы на новых линиях.

Наиболее значительно производство трамваев выросло в 2021 году по сравнению с 2020-м: рост составил 32,6% — до 252 трамваев. Дополнительным положительным фактором увеличения производства было постепенное восстановление экономики от последствий пандемии COVID-19 и мер по ограничению ее распространения в 2020 году.

Динамика производства трамваев в России Динамика производства трамваев в России в 2020–2023 годах, ед. Источник: Анализ ROLLINGSTOCK Agency на основе данных Росстата

В 2022-м, несмотря на введенные санкции и ограничения, производство трамваев по сравнению с 2021 годом увеличилось на 4,8% — до 264 единиц. Росту производства способствовал высокий уровень локализации производства продукции на фоне ограничения поставок комплектующих из недружественных стран.

В 2023 году производство трамваев продолжило расти. По его итогам было произведено 309 трамваев, что на 17% выше уровня 2022-го. Помимо реализации государственных программ росту показателей способствовала масштабная работа участников отрасли по углублению импортозамещения и поиску альтернативных поставщиков, в том числе из дружественных стран. Следует отметить, что на динамику выпуска трамваев существенное влияние оказывает структура их производства по секционности.

В целом в 2020–2023 годах производство трамваев в России увеличилось в 1,6 раза, чему способствовали стимулирующая государственная политика по обновлению городского транспорта и высокая потребность в новом подвижном составе.

Производствои поставка трамваев в России в 2023 году Производство и поставка трамваев в России в 2023 году. Источник: Анализ ROLLINGSTOCK Agency

Стоит отметить, что на фоне возросшего объема выпуска производственные мощности профильных производителей работают с высоким уровнем загрузки. С учетом ожидаемого сохранения высокого спроса предприятия уже несколько лет заявляют о планах расширения мощностей по выпуску подвижного состава. Например, Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) прорабатывает строительство нового цеха, который должен позволить увеличить производственные мощности до 220 трамваев в год. В 2023 году о планах на треть увеличить свои мощности по выпуску трамваев заявлял крупнейший игрок рынка — «ПК Транспортные системы» (ПК ТС).

Основные производители и поставщики

В настоящий момент в России только три предприятия выпускают новые трамвайные вагоны: помимо упомянутых УКВЗ и ПК ТС, их производит также «Уралтрансмаш». В то же время на фоне высокой потребности в подвижном составе на рынок активно выходит белорусская компания BKM Holding (завод «Белкоммунмаш»): в 2023 году ее доля в структуре поставок составила 5,6% (30 секций). Дополнительно появляются новые небольшие локальные игроки рынка, которые приоритетно специализируются на оказании услуг по модернизации трамваев. Создание производства трамваев и выпуск собственной модели анонсировала «Синара — Транспортные Машины» (СТМ).

«ПК Транспортные системы»

Сегодня ПК ТС — лидер российского трамваестроения. Компания начала работать только в 2013 году, однако за это время создала семейство инновационных моделей подвижного состава, тем самым фактически изменив отрасль и побудив к системному развитию остальных производителей. ПК ТС планомерно развивала собственных поставщиков компонентов и комплектующих, сотрудничая также по данному направлению с компаниями, входящими в холдинг «Транскомпонент».

Компания в целом специализируется на выпуске городского электрического подвижного состава: кроме трамваев она выпускает различные модели троллейбусов и электробусов. У ПК ТС три производственные площадки, основная находится в Санкт-Петербурге, — на Невском заводе электрического транспорта выполняется сборка трамвайных вагонов, от установки электрооборудования до пусконаладочных работ.

ПК ТС выпускает только низкопольные трамваи, среди которых односекционная модель 71-911ЕМ «Львенок», двухсекционные 71-923М «Богатырь М» и 71-921 «Корсар» (для узкой колеи), трехсекционные 71-931М «Витязь М», 71-934 «Лев», 71-931М «Витязь-Ленинград», 71-932 «Невский».

С 2020 по 2023 год ПК ТС было произведено 550 трамваев, что составляет 54,2% от общего объема выпуска трамваев в России. Большинство трамваев, преимущественно многосекционных моделей, было поставлено в Москву и Санкт- Петербург. Например, в столицу было поставлено 40 односекционных и 144 трехсекционных трамваев (всего 472 секции), или 43,1% от всех поставок производителя.

Трамвай модели 71-931М «Витязь М»в Москве Трамвай модели 71-931М «Витязь М» в Москве. Источник: ПК ТС

В настоящий момент у компании заключены крупные контракты на производство трамваев для Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми до 2026 года поставка трамваев превысит 120 единиц (около 300 секций). Например, для проекта трамвайной линии «Славянка» производитель поставит 22 низкопольных трехсекционных трамвая модели 71-932 «Невский». Также сейчас у ПК ТС действуют контракты в Волгограде, Саратове, Туле, Новотроицке. В мае 2024-го на базе трамвая 71-911ЕМ «Львенок» в Москве начались испытания системы автоведения, которую в перспективе планируется довести до полноценного беспилота.

ПК ТС на данный момент единственный производитель трамваев в России, у которого действует структура по обслуживанию подвижного состава — компания «Электротранссервис». Она была создана в рамках контрактов жизненного цикла, которые заключены ПК ТС в Москве. К тому же производитель реализует практику открытия центров технического сопровождения в регионах присутствия на период выполнения гарантийных обязательств.

Усть-Катавский вагоностроительный завод

УКВЗ — старейший производитель трамваев в России. Первый трамвай был выпущен в начале XX века, а совокупно за всю историю заводом было произведено более 28 тыс. трамвайных вагонов. Конструкторское бюро предприятия разрабатывает новые технические решения, в том числе модульную конструкцию подвижного состава. УКВЗ остается одним из основных игроков российского трамвайного рынка.

В серийной продуктовой линейке предприятия сегодня присутствуют как полностью низкопольные модели — односекционнные платформенного ряда 71-628 и 71-628М, так и с переменным полом — односекционные 71-623 и трехсекционные 71-631 в различных модификациях.

В последние годы завод преимущественно выпускал односекционные трамваи. Так, за 2020–2023 годы предприятием выпущены 375 трамваев, что составляет 36,9% российского производства. В этот период основной заказ УКВЗ пришелся на Челябинск: для города предприятие поставило 141 секцию трамваев, или 36,6% от общего объема своих поставок. Существенные поставки были в Краснодар — 67 секций — и в Таганрог в 2021–2022 годах — 50 секций. В 2023 году УКВЗ начал осуществлять поставки в Липецк (28 секций) и вернулся на рынок Санкт-Петербурга (14 секций). У завода также действуют контракты в Ярославле, Магнитогорске и других городах.

В линейке УКВЗ не хватало низкопольной трехсекционной модели, при этом завод ранее подступался к такому проекту несколько раз. В феврале 2024-го предприятие презентовало такой трамвай — 71-639 «Кастор». По нему была объявлена стоимость 155 млн руб. в базовой комплектации, что, по заявлению УКВЗ, на 20% ниже рынка. К тому же модель самая короткая среди аналогов — 25,8 м. На данный момент трамвай не законтрактован, прорабатываются его поставки в Челябинск и Екатеринбург.

Трамвай 71-639 «Кастор»на обкатке в Екатеринбурге Трамвай 71-639 «Кастор»на обкаткев Екатеринбурге. Источник:Black Iron/ wikimedia

Дополнительно идет работа над еще рядом моделей трехсекционных машин. Также УКВЗ сохраняет планы выпустить низкопольный пятисекционный трамвай. Как ROLLINGSTOCK рассказывал гендиректор УКВЗ Роман Новиков, этот подвижной состав будет конструкционно отличаться от платформы 71-628, однако иметь те же тележки. Кроме того, в разделе перспективных разработок на сайте УКВЗ представлено модульное мультисекционное решение (от 2 до 9 секций).

«Уралтрансмаш»

На мощностях предприятия в Екатеринбурге трамваи выпускаются с 1997 года. Уникальным дизайнерским решением «Уралтрансмаша» сегодня является исполнение подвижного состава в ретростиле. Они имеют стилизованный под старину экстерьер, в то время как в салоне, ходовой части, системе управления и других узлах трамвая применены современные технологии.

Производственная линейка предприятия сегодня включает: низкопольные односекционные трамваи (71-415, 71-415Р), частично низкопольные односекционные (71-407, 71-411, 71-412), низкопольные двухсекционные (71-421Р «Довлатов») и низкопольные трехсекционные трамваи (71-418, 71-431Р «Достоевский»).

С 2020 по 2023 год на мощностях «Уралтрансмаша» было произведено 90 трамваев, что составляет 8,9% российского производства. В годовой структуре поставок завода обычно доминирует один город. Так, в 2020 году было поставлено 24 трамвая в Омск, в 2021-м — 27 трамваев в Евпаторию, в 2022-м — 10 трамваев в Нижний Тагил.

Трамвай 71-431Р «Достоевский»в Санкт- Петербурге Трамвай 71-431Р «Достоевский» в Санкт- Петербурге. Источник: Горэлектротранс Санкт-Петербурга

Сейчас ключевым контрактом для «Уралтрансмаша» является поставка ретротрамваев для Санкт-Петербурга — всего 76 двухсекционных и трехсекционных машин. Поставки идут со значительной задержкой: в прошлом году было поставлено только 10 трамваев. Заказчик указывал, что это связано с загруженностью «Уралтрансмаша» на основном производстве — военной продукции. В июне на предприятии подтвердили, что есть план по переносу части производства трамваев в Санкт-Петербург.

Новые игроки рынка

В то же время мощностей перечисленных производителей сейчас недостаточно, чтобы справиться со спросом. На этом фоне на российском рынке появляются новые игроки. Наиболее крупный — белорусский производитель городского электрического транспорта BKM Holding, в состав которого входит завод «Белокоммунмаш». BKM Holding выпускает трамваи с переменным и полностью низким полом (односекционные T811, в перспективе — трехсекционные T856), а также поставляет машинокомплекты для модернизации существующего парка трамваев и производства новых. Помимо трамваев на предприятии выпускается широкий ассортимент колесной техники: троллейбусы, электробусы и электрогрузовики.

BKM Holding активизировалась в России с 2022 года. Так, за прошедшее время компания заключила и (или) согласовала значительные объемы поставок трамваев и машинокомплектов в Россию. В их рамках в 2023 году было поставлено 10 трамваев в Барнаул, 6 трамваев — в Самару, а также начали реализовываться крупные долгосрочные контракты с Краснодаром (анонсирована закупка 90 трамваев) и Нижним Новгородом (170 трамваев разной секционности). В то же время опыт работы предприятия на российском рынке показывает наличие проблем с качеством поставляемых трамваев. Кроме того, систематически нарушаются сроки поставки продукции.

Трамвай T811 «МиНиН» от BKM Holding в Нижнем Новгороде Трамвай T811 «МиНиН» от BKM Holding в Нижнем Новгороде. Источник: Кира Мишина/ pravda-nn

Стоит отметить, что BKM Holding создает совместные предприятия в России для последующей поставки машинокомплектов и локализации производства нового подвижного состава, а также для модернизации трамвайных вагонов на мощностях своих СП. Например, под заказ Нижнего Новгорода на российско-белорусском совместном предприятии СП «Нижэкотранс» начат серийный выпуск трамваев на площадях завода «Фоксбас» в Ворсме. На другом совместном предприятии — «БКМ Сибирь» в Новосибирске — производится восстановление трамваев и сборка новых из машинокомплектов.

Разработку своего трамвая ведет «Синара — Транспортные Машины» (СТМ). Весной 2023 года в компании анонсировали, что поставят первые трехсекционные низкопольные трамваи собственной разработки в Ростов-на-Дону, где у СТМ действует концессионное соглашение с регионом. Весной текущего года компания приступила к организации опытного производства трамваев на одной из своих площадок в Екатеринбурге. Компания собирается инвестировать в расширение мощностей и организацию серийного выпуска подвижного состава.

Опытный образец трамвая, планируемый к производствув Барнауле Опытный образец трамвая, планируемый к производству в Барнауле. Источник: rnews

Также стоит отметить работу небольших локальных игроков рынка. Одним из них является перевозчик Ижевска — «ИжГЭТ», на мощностях которого модернизируются старые трамваи Tatra T3. Модернизированные вагоны используются только в Ижевске, однако компания пытается получить заказы в других городах. Для новых регионов мелкосерийную глубокую модернизацию трамваев Tatra T3 наладила компания «ЗЭТ Спутник». В Барнауле прорабатывается реализация еще одного проекта по созданию нового трамвайного производства. Опытный образец вагона был представлен в июне 2024 года. При успешной реализации проекта производство будет ориентировано только на потребности региона.

Потенциал развития трамвайного рынка

В настоящий момент трамвайный парк России превышает 7 тыс. единиц. Как уже отмечалось, его состояние характеризуется высоким уровнем износа и среднего возраста на фоне системного недофинансирования на протяжении 25 лет. Несмотря на текущее масштабное обновление трамвайного парка, доля вагонов, находящихся в эксплуатации более 25 лет, в структуре парка остается на уровне около 50%.

Высокий уровень среднего возраста подвижного состава и его износа наблюдается в трамвайных системах многих городов России. Например, Екатеринбург обладает одним из самых больших и возрастных трамвайный парков в стране — он включает 459 машин (более 6% от общего парка России), а его средний возраст составляет 37,5 лет.

В связи с этим в перспективе до 2030 года ожидается высокая потребность в обновлении трамвайного парка страны. По оценкам ROLLINGSTOCK, с 2025 года она может составить около 600 трамваев в год. Потребный объем инвестиций только на обновление и модернизацию текущего трамвайного парка превысит 400 млрд руб.

Помимо обновления подвижного состава уже реализуются и планируются к реализации проекты по строительству и вводу в эксплуатацию новых трамвайных линий. С их учетом потребность в производстве и поставках трамваев будет более значительной, а объем рынка трамваев в стоимостном выражении в 2025–2030 годах превысит отметку в 450 млрд руб. В связи с этим в ближайшие годы сохранится высокий спрос на подвижной состав — и бурное развитие трамваестроения России продолжится. Производители будут показывать рекордные объемы производства, реализовывать проекты по развитию производственных мощностей и созданию новых моделей.

Авторы: 
Александр Поликарпов, сооснователь и управляющий партнер ROLLINGSTOCK Agency
Александр Слободяник, руководитель проектов по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK

КСК Компоненты технологического суверенитета КСК Компоненты технологического суверенитета
Продвижение соцсетей в машиностроении Продвижение соцсетей в машиностроении
E-line. Грузоперевозки E-Line. Грузоперевозки