Россия: Петербургский метрополитен заключил контракт с «Трансхолдлизингом» на поставку 950 вагонов метро модели 81-725.1/726.1/727.1 Smart в 2022-2031 годах. Поставщиком выступит Октябрьский электровагоноремонтный завод (входит в «Трансмашхолдинг», ТМХ).
Поставка будет осуществляться по лизинговой схеме: контракт лизинга рассчитан на 25 лет, а его общая стоимость составит 242,6 млрд руб (255 млн руб. в среднем за вагон), что делает его одним из самых крупных на мировом рынке в 2022 году. Финансирование идет за счет средств Фонда национального благосостояния (ранее Правительство России одобрило выделение 96,9 млрд руб.), ВЭБ и города: по данным Фонтанка.ру, банк с учетом средств из ФНБ выдаст льготный кредит, а город будет авансировать поставки. Стоит отметить, что в 2021 году стоимость закупки подвижного состава без механизма лизинга самим городом оценивалась в 130 млрд руб.
Из вагонов трех модификаций – головных, промежуточных моторных и безмоторных — будут сформированы 8- и 6-вагонные поезда Smart. Подвижной состав призван заменить в метро Санкт-Петербурга сначала вагоны серий Ем-501 и Ема-502 на Линии 1 (Кировско-Выборгская), а затем вагоны 81-717.5/714.5 на Линии 2 (Московско-Петроградская). Первый поезд планируется направить в Санкт-Петербург уже в сентябре, а всего до конца 2022 года метрополитен города должен получить 8 поездов.
Впервые прототип дизайна поездов Smart ТМХ показал в 2019 году. В 2021 году бывший тогда вице-губернатором Санкт-Петербурга Максим Соколов сообщал, что вагоны Smart были разработаны ТМХ специально для метрополитена города. В свою очередь ТМХ указывал, что проект может быть изменен учетом предложений и требований города и метрополитена. По состоянию на июль, как писала Фонтанка.ру, окончательный дизайн-проект еще не был подписан.
ТМХ отмечает, что поезда спроектированы на 95% из компонентов, которые выпускаются российскими предприятиями. Предполагается, что за счет асинхронного тягового привода будет обеспечена экономия до 30% электроэнергии относительно эксплуатируемой сейчас техники. Также в вагоны будет интегрирована возможность автономного хода до 200 м для обеспечения маневровых работ на парковых путях. Другие конструкционные решения — электродинамическая тормозная система, необслуживаемые межвагонные автосцепки, двери прислонно-сдвижного типа, система вентиляции салона с комплексом по обеззараживанию воздуха.
Подписание соглашения между Петербургским метрополитеном и «Трансхолдлизингом»: начальник метрополитена Евгений Козин (слева) и генеральный директор «Трансхолдинзинга» Владимир Попов (справа). Источник: ТМХ
Весной этого года о запуске серийного производства производства преобразователей собственных нужд на основе карбида кремния сообщали «Ключевые системы и компоненты». Они планируются к применению на поездах метро Smart. Отмечалось, что они существенно легче относительно предшественников, имеют значительно меньшие габариты, способствуют снижению потерь электроэнергии, понижению уровня акустического шума и росту КПД.
Также в июне этого года на Петербургском международном экономическом форуме ТМХ и Санкт-Петербург подписали соглашение о развитии производства электрического транспорта в городе. Заявлялось, что инвестиции в проект в 2022-2024 годах должны составить 3 млрд руб., а на созданных мощностях будет производиться подвижной состав не только для Петербурга, но и для поставок в другие города страны. В то же время номенклатура продукции, планируемая к выпуску в рамках проекта, не раскрывалась.