Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Трамваи «Уралтрансмаша»: 25 лет истории

10 октября 2022
Время чтения ~ 8 мин
Трамвай модели 71-415 в цехах «Уралтрансмаша»
Трамвай модели 71-415 в цехах «Уралтрансмаша». Источник: Уралтрансмаш
Рынкова Ксения, специалист пресс-службы «Уралтрансмаш»
Время чтения ~ 8 мин

Россия: Ровно четверть века назад, 10 октября 1997 года, из цехов «Уралтрансмаша» вышел трамвай модели 71-401 – первый, произведенный заводом. Выпуск трамвайных пассажирских вагонов предприятие, отмечающее в этом году свое 205-летие, освоило в условиях тотального экономического коллапса. Благодаря этому направлению «Уралтрансмаш» продолжил свою работу даже в тяжелые времена 1990-х.

С начала 1991 года чешское предприятие CKD прекратило поставки своих трамвайных вагонов Tatra в Россию. В то время около 20 перевозчиков по всей России эксплуатировали вагоны исключительно чешского производства. Одними из первых забили тревогу электротранспортники города Екатеринбурга. Именно они в 1992 году выступили инициаторами создания акционерного общества «Российский трамвай».

Осенью того же 1992 года состоялось рабочее совещание в Екатеринбурге. На нем, в частности, было решено было организовать в России производство трамвайных вагонов, аналогичных чешским Т6B5 (Т3М).

В 1993 был создан консорциум «СПЕКТР» (Совместное Производство Екатеринбургских Трамваев). Уже в конце того года года заговорили, что вагон должен быть не точной копией чешского трамвая, а более совершенным. Предполагалось оснастить его тяговым приводом с асинхронным двигателем, не имеющим аналогов в России.

Трамвай 71-401 на испытаниях, 1998 год Трамвай 71-401 на испытаниях, 1998 год. Источник: Уралтрансмаш

В день своего выпуска в 1997 году трамвай был сразу передан работникам Западного депо Екатеринбурга, где получил парковый номер 1. Вагон отличался технически от чешского «брата» и изменился внешне: новая кабина с увеличенной площадью остекления, средняя дверь на одно окно к кабине (дабы салон мог заполняться равномернее).

В 1999 году из цехов завода выходит модификация 71-401. Наконец-то смогла осуществиться давнишняя мечта всех членов союза СПЕКТР – трамвай вышел на линию. Всего СПЕКТРов модели 71-402 (именно такой порядковый номер был присвоен новому трамваю) было выпущено 57 вагонов. Спустя два года с начала серийного производства вагонов модели 71-402 конструкторы «Уралтрансмаша» решили несколько обновить дизайн вагона, а заодно и реализовать ряд новых технических решений.

Началась работа и над следующей моделью. Толчком для ее появления явился фактический распад консорциума «СПЕКТР» как совместного производства трамваев. К тому времени руководство завода решило, что уже в состоянии самостоятельно разработать трамвайный вагон. В основу новой модели взяли серийный 71-402.

Трамвай 71-402 в Уфе Трамвай 71-402 в Уфе. Источник: muet-ufa.ru

Сборка первого опытного образца началась весной 2003 года. Уже в июне 71-403 был представлен на Европейско-Азиатском машиностроительном форуме, который проходил в Екатеринбурге. Внешние отличия от предшественника были минимальны – новая округлая форма кабины, очень похожая очертаниями на кабину вагона 71-619, и тонированные прорезиненные стекла.

В сентябре 2003 года вагон прибыл на испытания в Западное трамвайное депо Екатеринбурга. Трамвай должен был пройти 1000 км без пассажиров. В ходе испытаний не было выявлено серьезных недостатков, но сертификация вагона затянулась до декабря по причинам организационного и финансового характера. В конце декабря вагон модели 71-403 был одобрен межведомственной комиссией и рекомендован для серийного производства. В середине января началась его регулярная эксплуатация.

Трамвай 71-403 на улицах Нижнего Новгорода Трамвай 71-403 на улицах Нижнего Новгорода. Источник: zaleskiy.com

Летом 2005 года впервые заговорили о существенной модернизации трамвайного вагона 71-403. На новой модели решено было устранить ряд недостатков предшественника, а также внедрить новые идеи. Впервые вагон был представлен 16 марта 2006 года. В течение зимы 2006-2007 годов он также проходил испытания в Екатеринбурге. Государственная приемка вагона прошла 24 апреля 2007 года. Модель была рекомендована к серийному производству.

В 2007 году «Уралтрансмаш» входит в состав «Уралвагонзавода».  Летом 2008 выходит новый 405-й вагон с тяговым электрооборудованием, разработанным и изготовленным компанией АСК. Главной особенностью новинки было применение гибридной тяги: вагон мог питаться не только от контактной сети, но и от батареи литий-ионных аккумуляторов. Так, первая испытательная поездка трамвая по Екатеринбургу прошла с опущенным пантографом.

Трамвай 71-405 в Самаре, 2014 год Трамвай 71-405 в Самаре, 2014 год. Источник: Сергей Шишков/ttransport.ru

В 2011 году на выставке «Уралтрансмаш» представил трамвай нового поколения – трехсекционный сочлененный, с полностью низким полом по всей длине салона – модели 71-409. В январе 2014 года на предприятии началась реализация нового масштабного проекта «Низкопольный модульный трамвайный вагон нового поколения» модели 71-410, о котором заговорил весь мир.

Модель отличалась принципиально новым дизайном, возможностью челночного хода и увеличенной вместимостью. Трамвай 71-410 остался концептом, а инновационные конструкторские решения воплотились в следующей линейке скоростных низкопольных вагонов.

Концепт кузова трамвая 71-410 на выставке «Иннопром», 2014 год Концепт кузова трамвая 71-410 на выставке «Иннопром», 2014 год. Источник: Уралтрансмаш

В 2015 году на выставке «Иннопром» предприятие представило рестайлинговые модели серийных трамваев класса «комфорт» и «эконом» — полностью низкопольный 71-409 и 71-407 с переменным полом. Позже эти вагоны прошли эксплуатационные испытания с пассажирами в Екатеринбурге. На сегодняшний день модель 71-407 успешно курсирует во многих городах России.

Трамвай 71-409-01 Трамвай 71-409-01. Источник: Уралтрансмаш

В июле 2018 года впервые был показан трамвай модели 71-412, к концу года он прошел приемосдаточные испытания и в начале 2019 года получил сертификат соответствия. Эта машина впоследствии стала основой для уникальных решений – вагонов 71-411 и 71-411-03 для узкой колеи 1000 мм. Они был разработаны в 2019 году, а уже через год «Уралтрансмаш» обновил ими трамвайный парк в Евпатории.

Трамвай 71-411 в Евпатории Трамвай 71-411 в Евпатории. Источник: Уралтрансмаш

Разработка полностью низкопольного вагона модели 71-415 началась в 2016 году. Задача, поставленная перед конструкторами, была предельно краткой: разработать трамвай, по техническим параметрам и дизайну не уступающий продукции конкурентов. По цене вагон также должен был быть конкурентным на российском рынке. Специально под новую модель трамвая была разработана инновационная поворотная тележка с двойным рессорным подвешиванием.

Трамвай 71-415 Трамвай 71-415. Источник: УВЗ

Следующим вагоном из семейства полностью низкопольных вагонов стал трехсекционный трамвай модели 71-418. Опытный образец был показан в 2019 году, а летом он успешно завершил приемо-сдаточные испытания в городских условиях Екатеринбурга и получил сертификат соответствия. Немаловажным преимуществом модели 71-418 является стопроцентная комплектация узлами отечественного производства, большая часть из которых изготавливается на самом «Уралтрансмаше». В начале 2022 года 71-418 с рядом усовершенствований относительно пилотного образца прошел дополнительную тестовую эксплуатацию и завершил приемо-сдаточные испытания. Сегодня машина успешно курсирует по Екатеринбургу.

Трамвай 71-418 в Екатеринбурге Трамвай 71-418 в Екатеринбурге. Источник: Уралтрансмаш

В конце 2020 года «Уралтрансмаш» реализовал проект, не имеющий аналогов в мире – ретромодель 71-415Р. Она является полностью низкопольной, имеет современную комплектацию, но в то же время выполнена в историческом дизайне. При ее разработке ставилась задача обеспечить максимальную унификацию каркасов в целях сокращения номенклатуры изделий, используемых для производства, снижения трудозатрат и себестоимости выпуска.

Трамвай 71-415Р Трамвай 71-415Р. Источник: Уралтрансмаш

В начале 2021 года ретротрамвай успешно прошел все приемо-сдаточные испытания и получил сертификат соответствия. В 2021 году «Уралтрансмаш» поставил 11 машин данной модели в Нижний Новгород к юбилею города.

Направление ретродизайна получило отклик по стране. В 2023 году в Санкт-Петербург будут поставлены принципиально новые и технически сложные многосекционные модели трамваев 71-421 «Петроградка» и 71-431 «Коломна». Вагоны для Северной столицы по требованию заказчика будут стилизованы под подвижной состав 50-60-х годов XX века.

Дизайн-проект ретротрамвая для Санкт-Петербурга Дизайн-проект ретротрамвая для Санкт-Петербурга. Источник: Уралтрансмаш

За 25 лет «Уралтрансмаш» поставил трамваи в 17 городов России, география поставок расширяется с каждым годом. Сегодня на предприятии действует серийное производство мощностью 150 трамвайных вагонов в год, а конструкторы уже работают над новыми машинами.