Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

УКВЗ планирует начать сборку первого беспилотного трамвая в конце 2022 года

19 апреля 2022
Время чтения ~ 5 мин
Трамвай 71-628М в Таганроге.
Трамвай 71-628М производства УКВЗ в Таганроге. Источник: Сергей Немцев, transphoto.org
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 5 мин

Россия: Соответствующее заявление сделал генеральный директор Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ) Роман Новиков. О планах УКВЗ по поставкам пятисекционных трамваев с беспилотными технологиями для космодрома «Восточный» сообщалось еще в 2020 году.

«Начало сборки первого беспилотного трамвая запланировано на конец года», – отметил Новиков в интервью ТАСС. Ранее, в октябре 2020 года, пресс-служба УКВЗ сообщала о старте предпроектных работ по обеспечению космодрома «Восточный» трамвайным движением. В частности, планировалась поставка пятисекционных низкопольных трамваев, в которых предполагалось применение беспилотных технологий.

Тогда же Новиков говорил, что испытания по автоматизации трамваев проводятся предприятием совместно с «НПО Автоматики» (вместе с УКВЗ входит в состав «Роскосмоса»). На сайте УКВЗ пятисекционная низкопольная модель 71-665 представлена как перспективная разработка. Заявляется, что в основе машины будет применена не имеющая аналогов в России портальная безосевая тележка. На каждом из ее колес будет применен отдельный мотор, что должно обеспечить независимое управление угловой скоростью вращения каждого колеса, снижение износ колес и повышение плавности хода.  Как в феврале 2020 году в интервью ТАСС говорил Новиков, данный трамвай будет иметь «хороший» радиус поворота, а его ценовой порог «не сильно» отличается от трехсекционного. Обновленный рендер трамвая 71-665  был показан в ноябре прошлого года.

3d-модель пятисекционного трамвая 71-655, разрабатываемого УКВЗ 3d-модель пятисекционного трамвая 71-655, разрабатываемого УКВЗ. Источник: Роскосмос 

Помимо УКВЗ, работы в России по автоматизации ведет и крупнейший российский производитель трамваев – «ПК Транспортные системы» (ПК ТС). Первые испытания беспилотного трамвая «Витязь-М» состоялись в августе 2018 года в Санкт-Петербурге. В 2019 году на трамвае в Москве также была протестирована система управления Cognitive Tram Pilot, помогающая водителю в опасных ситуациях (разработка Cognitive Pilot).

Также департамент транспорта Москвы объявлял о планах проведения в этом году совместных с компанией «Яндекс» испытаниях беспилотного трамвая. На первом этапе тестирование должно проходить в депо и на городских путях в ночное время, ближе к концу года планируется приступить к тестовым поездкам автономного трамвая вместе с пассажирами. Стоит отметить, что «Яндекс» на данный момент не делал никаких публичных заявлений о разработке систем технического зрения для подвижного состава.

Испытания системы технического зрения от Cognitive Pilot на трамвае ПК ТС Испытания системы технического зрения от Cognitive Pilot на трамвае ПК ТС. Источник: Cognitive Technologies

В прошлом году в интервью журналу «Техника железных дорог» президент ПК ТС Феликс Винокур отмечал, что техническое решение в части внедрения «беспилотного» уровня автоматизации GoA4 готово и требуется уже актуализация нормативной базы. Согласно поручению Правительства РФ, в этом году Минтранс России должен подготовить законопроект о высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средствах.

Среди крупных мировых производителей, ведущих работы в направлении беспилотных трамваев, можно выделить Siemens Mobility, которая осенью прошлого года приступила к испытаниям системы технического зрения в Будапеште. Производитель сообщал о начале разработке беспилотного трамвая в 2018 году, работа прототипа без водителя была продемонстрирована в августе прошлого года в депо Потсдама. Компания планирует подготовить данную технологию для коммерческой эксплуатации к 2026 году.

Демонстрация работы беспилотный трамвайной системы Siemens, 2018 год Демонстрация работы беспилотный трамвайной системы Siemens, 2018 год. Источник: wired.com

Ранее УКВЗ сообщал о планах расширить свои производственные мощности. В начале года стало известно о намерениях завода инвестировать 958 млн рублей в строительство нового цеха. По оценкам губернатора Челябинской области Алексея Текслера, новый цех позволит увеличить мощности завода в три раза с 75-90 ед. в год до 210-220 трамваев. На прошлой неделе в интервью ТАСС Роман Новиков также заявлял, что по состоянию на апрель предприятие законтрактовано практически на 100%, ведется проработка вопросов контрактации на перспективу двух-трех лет. Наиболее современные машины УКВЗ, трамваи 71-628М (планировалась к поставкам в Москву), на днях стали прибывать и проходить обкатку в Таганроге: техника поставляется в рамках сотрудничества с «Синара – Транспортные Машины» (СТМ), которая реализует масштабный концессионный проект по управлению трамвайной сетью города.

В ближайшей перспективе в России ожидается существенный спрос на покупку новых трамваев. В конце 2021 года Правительство России утвердило механизмы, позволяющие регионам страны получать кредиты из государственного бюджета на комплексное развитие городского электротранспорта. Как тогда указывал премьер-министр России Михаил Мишустин, с применением данного инструмента запланирована закупка свыше 1,5 тысяч трамваев. По оценкам «Первой компании транспортной инфраструктуры» (ПКТИ), МАП ГЭТ и Strategy Partners, в 2022-2030 годах в России в зависимости от сценарных условий может быть закуплено от 1570 до 2486 трамваев, то есть в среднем по 174-276 трамваев в год. По их же данным в 2021 году в города России были переданы 250 новых трамваев (+17% к 2020 году).