Россия: К поставкам с 2023 года предполагаются 42 трехсекционных и 12 двухсекционных низкопольных трамваев, стилизованных под подвижной состав 50-60-х годов прошлого века. Среди технических новинок заявляется система активной помощи водителю. Также планируется модернизировать тележки от уже серийно выпускаемого трамвая «Уралтрансмаша» (входит в концерн «Уралвагонзавод») – модели 71-415 – в части редукторов и других деталей.
О получении заказа сообщил сам производитель. Конкурс на закупку аналогичного количества трамваев в лизинг был опубликован петербургским «Горэлектротрансом» в феврале этого года, а в конце апреля договор на 12,9 млрд руб. с НДС с перевозчиком подписал «Сбербанк лизинг». Согласно документу, лизинговые платежи предполагаются до 2030 года. Стоимость лизинга одного двухсекционного трамвая составит 208,7 млн руб. с НДС, трехсекционного – 246,4 млн руб. с НДС. По истечении срока лизинга город может выкупить трамваи по 1 тыс. руб. за штуку.
В линейке «Уралтрансмаша» уже есть модификация односекционного трамвая 71-415, выполненная в ретростиле и получившая обозначение 71-415Р: в 2021 году 11 таких машин «Уралтрансмаш» уже поставил для эксплуатации в Нижнем Новгороде (закупка профинансирована «Сбербанк лизингом»). В отличие от модели 71-415, модификация получила новые тяговые электродвигатели ЭДБТ1 мощностью по 62 кВт, также в ней было увеличено с 30 до 38 количество мест для сидения. В то же время пассажировместимость ретромодели в сравнении с 71-415 сократилась со 190 до 174 человек. В рамках разработки 71-415Р была в том числе поставлена задача обеспечить максимальную унификацию каркасов с целью сокращения номенклатуры изделий, используемых для производства, снижения трудозатрат и себестоимости выпуска.
Внутри трамвая 71-415Р. Источник: УВЗ
Кабина машиниста трамвая 71-415Р. Источник: УВЗ
В то же время для Санкт-Петербурга «Уралтрансмашу» предстоит сделать трехсекционную и двухсекционную ретромодели. В линейке производителя есть трехсекционная машина – 71-418: она уже прошла тесты и, как отмечают на «Уралтрансмаше», готова к серийному выпуску. Двухсекционная же пока находится в разработке. Также в числе требований суммарная мощность тяговых двигателей не более 300 кВт для двухсекционной модели и не более 450 кВт — для трехсекционной, пассажировместимость для двухсекционной — не менее 115 человек, для трехсекционной – не менее 160 человек, возможность преодолевать 3 км в режиме автономного хода и способность проходить кривые радиусом 14 метров. Как пишет «Фонтанка», последнее из перечисленных требований подразумевает, что трамваи будут предназначены для Третьего трамвайного парка, обслуживающего центр города.
Дополнительно трамваи для Санкт-Петербурга должны отличаться по дизайну: в них должна узнаваться техника, эксплуатировавшаяся в городе 1950-60-е годы. «За точку отсчета этот период выбрали потому, что именно тогда ленинградский трамвай был главным пассажирским транспортом, ведь метро в городе открылось только в 1955 году», – объясняет генеральный директор «Уралтрансмаша» Дмитрий Семизоров. Первые трамваи должны быть разработаны и поставлены до конца мая 2023 года.