Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

В Петербурге началась эксплуатация трамваев ПК ТС с системой технического зрения

1 августа 2022
Время чтения ~ 4 мин
Трамваи 71-923М «Богатырь М» в первый рабочий день на маршруте №24
Трамваи 71-923М «Богатырь М» в первый рабочий день на маршруте №24. Источник: Олег Соловьев, transphoto.org
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин

Россия: Первые двухсекционные трамваи 71-923М «Богатырь-М» производства «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) с системой активной автоматизированной помощи водителю Cognitive Tram Pilot на основе искусственного интеллекта вышли на городской маршрут, обслуживаемый трамвайным парком №7. По данным сайта transphoto.org, с мая этого года город получил 9 таких машин. Согласно заключенному в феврале контракту, в этом году Петербург должен получить в общей сложности 45 трамваев 71-923М «Богатырь-М» и еще 9 единиц до конца следующего года. 

Новый трамвай 71-923М «Богатырь М» с системой активной помощи водителю был 13 июля показан губернатору Санкт-Петербургу Александру Беглову. Как сообщает сама ПК ТС, набор сенсоров, используемых в Cognitive Tram Pilot, составляет 2 камеры, которые крепятся под стеклом в кабине водителя, и 1 радар, устанавливаемый в передней части трамвая под корпусной панелью. Технология разработана компанией Cognitive Pilot, которая является совместным предприятием «Сбербанка» и Cognitive Technologies.

Система может распознавать различные объекты дорожной сцены: пешеходов, светофоры, транспортные средства, дорожные знаки и других. По словам водителя-наставника трамвайного парка №7 Галины Панковой, система обнаруживает препятствие за 30 м, а за 5 м до него трамвай может сам сделать остановку, если система квалифицировала дорожную ситуацию как опасную (например, при нахождении объекта на рельсах) и водитель не отреагировал на это предупреждение. Кроме этого, она не позволяет водителю превысить скорость, предписываемую правилами на заданном маршруте.

Система активной автоматизированной помощи водителю Cognitive Tram Pilot Система активной автоматизированной помощи водителю Cognitive Tram Pilot на трамвае 71-923М «Богатырь М». Источник: iot.ru

Генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова в комментарии «РБК Петербург» сообщила, что система способна обеспечивать безопасность в любую погоду и в любых дорожных условиях: ночь, дождь, туман, снег, ослепление светом и т.п. Cognitive Tram Pilot проходила испытания с 2018 года в Москве и Санкт-Петербурге, в том числе на дорогах общего пользования. В Петербурге трамвай с техническим зрением уже ходил в пилотном режиме на маршруте, где поступил к полноценной эксплуатации. Как заявляет Ускова, в системе используется более 70% отечественных компонентов, продолжается работа по дальнейшей локализации оборудования.

Директор петербургского «Горэлектротранса» Денис Минкин в интервью ТАСС, говоря о перспективах доведения системы до работы в полностью автономном режиме, подчеркивал, что для начала ее «нужно научить работать, загрузить приложения, обеспечить интерфейс». Сейчас Cognitive Tram Pilot проходит тестовую обкатку, запоминает маршрут с учетом остановок, светофоров и пешеходных переходов. «В пределах 5 лет будет техническая готовность к автопилотированию для трамваев, фактическая для вагонов метро есть уже сейчас, поскольку нет трафика и препятствий на рельсах. Еще около 5 лет может уйти на юридические вопросы. В пределах 10 лет поедут андроиды. Сначала их внедрят в метро, потом в ж/д транспорте и затем в трамваях», – отмечает Минкин.

В администрации Санкт-Петербурга заявляют, что системами Cognitive Tram Pilot будут комплектоваться все новые трамваи, поступающие в город с 2022 года. Законтрактованный объем поставок на 2022-2023 год составляет 192 трамвая. Из них 138 трамваев (77 двухсекционных 71-923М «Богатырь М» и 61 трехсекционных 71-931М «Витязь М) должна поставить ПК ТС, остальные 54 (12 двухсекционных и 42 трехсекционных в ретростиле) произведет «Уралтрансмаш» (входит в УВЗ). В то же время в ближайшие годы Санкт-Петербург планирует объявить конкурсы на закупку еще на 404 трамваев.