Россия: Презентация односекционного вагона прошла на заводе Foxbus в Нижегородской области. Там должен быть налажен выпуск трамваев совместно с белорусской BKM Holding в рамках СП «Нижэкотранс». На первом этапе уровень локализации в России составит 30%. Объем инвестиций в проект не раскрывается.
Согласно текущим данным из ЕГРЮЛ, 30% в СП «Нижэкотранс» составляет доля управляющей компании холдинга «Белкоммунмаш» (старое название, сейчас – BKM Holding). Еще 15% в совместном предприятии принадлежат самой компании «Экологические проекты», остальная доля у производителей автобусов Foxbus с заводом на 46 тыс. м2 в Ворсме и поставщика комплексных решений «АМБ Холдинг».
В основу новой модели взята платформа низкопольных трамваев 811. Машина получила название «МиНиН», что означает кооперацию Минска и Нижнего Новгорода. Как заявляет BKM Holding, экстерьер и интерьер были разработаны эксклюзивно для российского города. На сайте белорусского производителя указано, что вагон серии 811 длиной 16,5 м имеет пассажировместимость 165 человек, суммарная мощность четырех тяговых электродвигателей составляет 280 кВт, а также он может преодолевать до 5 км в режиме автономного хода.
Салон низкопольного трамвая «МиНиН». Источник: vremyan.ru, РИА Новости
В сентябре этого года Нижний Новгород заключил концессионное соглашение с компанией «Экологические проекты», согласно которому на заводе Foxbus в Ворсме должны быть выпущены 170 трамваев, в том числе 26 трехсекционных. В «Нижэкотрансе» говорят, что стоимость одного односекционного трамвая составит более 57 млн руб. BKM Holding заявляет, что планирует поставить на площадку 10 односекционных трамваев платформы 811 и 26 трехсекционных трамваев платформы 856, 20 машинокомплектов трамвайных вагонов и 114 комплектов трамвайных тележек и электрооборудования. На полной мощности в Ворсме должны быть созданы около 500 рабочих мест.
В рамках концессионного соглашения помимо закупок трамваев в Нижнем Новгороде планируется также заменить 149,3 км путей, отремонтировать 15 тяговых подстанций и три трамвайных депо. Потребность в инвестициях в рамках концессионного проекта оценивается в 50,4 млрд руб., из которых государственная безвозмездная субсидия из федерального и регионального бюджетов составит почти 30%.
Генеральный директор «Нижэкотранса» Александр Титов пояснил «Коммерсанту», что при производстве импортные комплектующие составляют 7%. Остальные детали в пропорции 70% на 30% производятся в Белоруссии и России. С апреля 2023 года это соотношение должно измениться в пользу российских поставщиков. Уже сейчас для нижегородских трамваев электродвигатели ДАТ-72Б поставляет Сарапульский электрогенераторный завод (СЭГЗ). На предприятии сообщили ROLLINGSTOCK, что до конца 2022 года всего для BKM Holding отгрузят 44 электродвигателя.
Пульт управления трамваем «МиНиН». Источник: Глеб Никитин/telegram
Согласно сайту BKM Holding, всего ею на текущий момент поставлены на разные рынки 382 трамвая. По данным ПКТИ, МАП ГЭТ и Strategy Partners, в 2021 году в Россию BKM Holding поставил 5 трамваев (2% рынка): это была модернизация трамваев 71-605 для Новосибирска под модель БКМ 62103, проводилась на площадке «дочки» «БКМ-Сибирь». В целом модернизация для Новосибирска и была в последние годы основным бизнесом BKM Holding в России в трамвайном сегменте. Наиболее же крупную поставку новых трамваев в Россию производитель осуществил в 2013-2014 годах для Казани – 20 трехсекционных трамваев модели БКМ-84300М (80% низкого пола), 13 трамваев модели БКМ 62103 и 8 машин модели Stadler 62103 (все с переменным полом).