Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Власти Москвы пока не видят экономической целесообразности в беспилотном метро

10 мая 2023
Время чтения ~ 4 мин
Поезда метро «Москва-2020» на Большой кольцевой линии метро Москвы
Поезда метро «Москва-2020» на Большой кольцевой линии метро Москвы. Источник: Владимир Буин/transphoto
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин

Россия: Такую позицию озвучил заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов в интервью порталу CNews. По его мнению, машинисты останутся в метро на горизонте 10-15 лет, однако город активно внедряет технологии автоматизации как в подвижном составе, так и в инфраструктуре.

Как отмечает Максим Ликсутов, пока переход на полностью беспилотное движение технологически невозможен из-за высокой интенсивности движения на некоторых линиях в Москве – более 36 пар поездов в «часы пик». При этом, по его словам, проводились тесты и на 42 пары.

Также требуется соответствующее телекоммуникационное оборудование для передачи и обработки большого количества данных. Дополнительно заммэра Москвы указывает и на ограничения по безопасности: в частности, применение контактного рельса для тяги поездов (такой аргумент позволяет предполагать проработку беспилота без установки платформенных дверей). «Наше решение о таком переходе должно быть обосновано несколькими факторами, в числе которых — существенное повышение безопасности и сокращение интервалов движения, — говорит Максим Ликсутов. — Наблюдаем за развитием этих технологии в мире, но однозначных успехов по этим двум пунктам и экономической целесообразности пока не видим. Поспешных шагов здесь делать точно не хотим». Он отмечает, что на данный момент «человек намного надежнее, качественнее решает множество других вопросов, быстрее реагирует на нештатные ситуации».

В то же время Москва поступательно прорабатывает повышение автоматизации своей системы метро. Так, возможность доведения поездов «Москва-2020» до полностью беспилотного уровня GoA4 закладывалась при их первой закупке в 2020 году. Сам производитель подвижного состава – «Трансмашхолдинг» — тогда же сообщал «Технике железных дорог», что поставляемые в столицу России новые поезда уже готовы к работе на уровне GoA3. В свою очередь в объявленном в конце прошлого года дополнительном заказе на 500 вагонов (планируются к поставке в 2024-2025 годах) кабина машиниста сохраняется, о чем свидетельствует опубликованное техтребование по интеграции проекционного дисплея лобового стекла. К тому же выход на линии с 2026 года нового поколения поездов анонсировал в этом феврале мэр Москвы Сергей Собянин: он указывал, что в них прорабатывается внедрения возможности беспилотного управления и автономного хода.

Ведутся и работы в части подготовки инфраструктуры. Так, в тоннелях новой Большой кольцевой линии (БКЛ) примерно через каждые 100 м установлены RFID-метки, передающие информацию о местоположении состава на монитор в кабине машиниста. Также для перспективного внедрения беспилота метрополитену Москвы в этом году был выделен отдельный сегмент радиосигнала — частоты 360–380 МГц (диапазон LTE, 4G). «Это позволяет нам не зависеть от текущих операторов, которые могут сами регулировать приоритет голоса над передачей данных, вести ремонт инфраструктуры, не ставя нас в известность», — объясняет Максим Ликсутов в интервью CNews. Тестирование передачи сигнала начинается на Некрасовской линии (открыта в 2019 году, 19,6 км, 8 станций).

На данный момент конкретные планы по запуску полноценного беспилотного метро в России были анонсированы в Казани. В 2020 году сообщалось, что в проект закладывается возможность работы такого подвижного состава на максимальной скорости до 90 км/ч и с интенсивностью движения до 40 пар поездов в час (средний интервал – 1,5 мин). Как в сентябре прошлого года в интервью ROLLINGSTOCK отмечал управляющий директор ТМХ по развитию интеллектуальных систем управления Андрей Романчиков, с городом было согласовано техническое задание по автоматизации для строящейся второй линии метро. Ее полная протяженность должна составить 20 км при наличии 12 станций, первый участок планируется открыть в 2027 году. Андрей Романчиков указывал, что техзадание включает весь комплекс беспилотных систем, в том числе установку платформенных дверей. «Проект в стадии реализации, он точно будет сделан», — говорил он.