Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Грузовые вагоны на сети РЖД: рынок в ожидании баланса

31 января 2025
Время чтения ~ 6 мин
Вагоны ОВК
Вагоны ОВК. Источник: времяовк.online
Поликарпов Александр, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 6 мин

Россия: Участники железнодорожного рынка продолжают работать над решением общих проблем роста парка грузовых вагонов на сети и ухудшения динамики перевозок. Встречу с журналистами на днях провел курирующий перевозочный процесс замгендиректора РЖД Михаил Глазков, где представил видение ситуации перевозчиком и принимаемые меры. В частности, внимание СМИ привлекла инициатива по стимулирования выпуска и внедрения грузовых вагонов с осевой нагрузкой 25 тс. В комментарии «Ведомостям», также осветившим эту тему, поделился своим взглядом на ситуацию.

На динамику рынка грузовых вагонов в России влияют РЖД (как общесетевой перевозчик и владелец инфраструктуры), вагоностроители, владельцы вагонов и грузовладельцы. Глобально все они хотят, чтобы сеть работала стабильно, вагонный рынок был в балансе спроса/предложения, а парк был в наличии. Однако у каждого субъекта рынка есть свои бизнес-интересы и он, в первую очередь, отстаивает их, что приводит к дестабилизации системы и нарушает общий баланс. Например, полувагонов на сети много и они в целом находятся в профиците, однако у отдельных операторов скоро ожидается значительное списание парка, в связи с чем они вынуждены закупать новые вагоны для сохранения своей доли рынка и выполнения обязательств перед клиентами.

В настоящее время парк вагонов на сети железных дорог России является рекордно большим. Однако все равно сохраняются локальные дефициты вагонов. Периодически конкретный клиент в конкретный момент времени и в конкретном месте не может получить вагоны, но при этом в других местах сети – парк в профиците. Спрос на наиболее востребованные направления перевозок превышает технические возможности инфраструктуры: где-то на станциях скапливаются вагоны, движение осложняется, в результате падает скорость доставки, время в пути следования растет. Образуется вагонная спираль: для выполнения контрактных обязательств еще больше наращивается парк, который стимулирует новый круг замедления сети.

В прошлом году в связи с этим ситуация уже стала критической и начали применяться жесткие административные меры. В частности, вводились ограничения доступа вагонов, не принимались порожние вагонов, увеличился контроль за выходом вагонов из ремонта. Во многом это связано с низкими объемами списания вагонов в последние годы.

Прошедший 2024 год был уникальным – поставка новых вагонов превысила списание более чем на 50 тыс. вагонов. Это вызвано, как уже говорил, очень низким уровнем списания: по оценкам RSA, оно составило 16,6 тыс. вагонов (для сравнения, в 2023-м было списано около 22 тыс. ед.). При этом поставка новых вагонов на сеть РЖД превысила 70 тыс. ед. Следует понимать, что производство вагонов на российских заводах не равно поставке на сеть РЖД. Так, в 2024 году российские производители отправили на экспорт 4,5-5 тыс. новых вагонов, при этом около 2 тыс. вагонов на сеть РЖД поставили производителей из других стран Пространства 1520 (преимущественно из Беларуси).

В целом в 2024 году российские заводы выпустили 72-73 тыс. вагонов, что будет одним из самых высоких показателей с начала 1990-х годов и будет уступать только производству 2019 года. В среднесрочной перспективе ожидается сокращение объема выпуска вагонов, но он все равно будет превышать списание. Парк вагонов на сети будет расти примерно на 20-25 тыс. ед. в год, что в целом нормально и позволит спокойно перенести массовые списания начала 2030-х годов.

По прогнозу RSA, в 2025 году уже ожидается снижение производства вагонов до 50-55 тыс. ед., списание составит около 25 тыс. ед., также возможно ускоренное списание парка по разным причинам.

Решение о покупке вагонов принимает не РЖД или вагоностроители, а операторы и грузовладельцы. Для решения собственных логистических и бизнес-задач клиенты будут продолжать покупать вагоны, а регуляторные и административные механизмы могут только замедлить постановку на сеть или вызвать рост цен. Поэтому для решения проблемы излишнего парка следует учитывать интересы владельцев вагонов и грузовладельцев.

В настоящее время на вагоностроительные заводы оказывает сильное негативное влияние высокая ставка ЦБ, в связи с которой вагон перестал быть привлекательным инвестиционным активом. Вагоны сейчас покупают для решения насущных задач.

В целом по каждому роду вагонов наблюдаются свои внутренние тренды, есть свои тенденции на рынках самих грузов, перевозимых в вагонах, также есть особенности в зависимости от географии размещения производства и рынков сбыта. С учетом этого целесообразно рассматривать вагонный рынок по отдельным сегментам. Например, в настоящее время идет массовое списание цистерн, что стимулирует спрос на них, поэтому наблюдается рост их выпуска. В то же время по хопперам списание минимальное и в целом рынок насытился, следовательно, будет существенное сокращение выпуска.

Сомневаюсь, что с помощью регуляторных и административных мер можно решить проблему роста вагонного парка и не уничтожить данный рынок. Думаю, рано или поздно пройдет выравнивание спроса по географии перевозок, а также на фоне тенденции укрупнения вагонных игроков произойдет восстановления баланса. При этом применение регуляторных инструментов нужно в настоящий момент для избежания коллапса на сети.

Вагоны с осевой нагрузкой 25 тс массово выпускают два производителя – УВЗ и ОВК. В последние годы в данном сегменте предложение со своей тележкой активно развивает «РМ Рейл», работы по направлению также ведет «Алтайвагон». В целом технологическая эффективность применения вагонов с осевой нагрузкой 25 тс сильно зависит от груза и рода вагона. Применение таких вагонов оправданно при перевозке тяжелых грузов (уголь, руда), но для многих легких грузов достаточно вагонов с тележкой 23,5 тс. Это подтверждается сохранением спроса на соответствующие вагоны.

Автор: Александр Поликарпов, сооснователь и управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency. Авторский канал в Telegram @polikarpov_rollingstock

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK

КСК Компоненты технологического суверенитета КСК Компоненты технологического суверенитета
Продвижение соцсетей в машиностроении Продвижение соцсетей в машиностроении