Россия: Управляющий директор по лизингу подвижного состава «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская в большом интервью «Коммерсанту» поделилась оценкой динамики спроса на грузовые вагоны. ROLLINGSTOCK приводят ряд цитат из него.
Об итогах на рынке лизинга в 2024 году
«Весь рынок “в железке” за девять месяцев 2024 года показал объем нового бизнеса в 487 млрд руб., из которых 208 млрд руб. – это крупная сделка одного участника рынка для большого и значимого государственного инфраструктурного проекта (речь о контрактах на лизинг поездов для ВСМ. – Прим. ред.). Если ее не учитывать, рыночные сделки в сегменте – 279 млрд руб. нового бизнеса. Это на 10% меньше, чем показатели 2023 года целиком.
<…>
В четвертом квартале было минимальное количество сделок, по сути, реализация старых договоренностей или сделки с теми, у кого на пороге списание парка.
<…>
Те крупные операторы, перед кем стоит задача сохранить долю рынка, у кого есть подписанные сервисные контракты, которые необходимо исполнять любой ценой, они, конечно, если у них намечено списание парка на 2025–2026 годы, заходили в новый подвижной состав».
О спросе на лизинг вагонов в 2025 году
«Основная “игра” развернется во втором полугодии. Сейчас рынок вагонов живет в ожидании.
<…>
Какие факторы влияют? Первый фактор – это денежно-кредитная политика. Многие участники рынка ожидают, что во второй половине 2025 года будет все-таки смягчение денежно-кредитной политики. При текущей цене вагона 1 процентный пункт ставки (ставки ЦБ. – Прим. ред.) – это приблизительно 180 руб. за вагон в сутки без НДС в лизинговом платеже.
Второй фактор – банковский спред. С октября 2024 года сегмент столкнулся с определенным дефицитом ликвидности на рынке, в связи с чем произошел беспрецедентный рост банковских спредов. Вместо лизинговой ставки по формуле “ключевая плюс 3 процентных пункта” выдачи могли происходить по ставке “ключевая плюс 7 процентных пунктов”. Третий фактор – динамика на мировых сырьевых рынках. В конце года мы видели, что курс рубля шел на понижение, рублевая выручка сырьевых компаний росла. То есть доля вагонной составляющей в цене товара снижалась. Четвертый фактор – скорость на сети. Ну и пятый фактор – геополитика».
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK