Россия: Спор между вагоностроительным «Заводом металлоконструкций» (ЗМК) и оператором «МосРегионТранс» идет с начала 2023 года. Мажоритарные акционеры предприятия добиваются признания недействительной сделки на поставку 1000 зерновозов. Первым на продолжающееся дело обратил внимание портал Mashnews. В начале февраля Арбитражный суд Саратовской области, отказывая очередной раз в удовлетворении иска, подробно изложил суть дела и указал на множество спорных моментов в позиции истца.
История спора
Спор касается заключенного в июне 2022 года между «Заводом металлоконструкций» и «МосРегионТрансом» контракта стоимостью 4,5 млрд руб. с НДС на поставку 1000 зерновозов модели 19-6869. ЗМК их производит с 2015 года, а в среднем, по оценкам ROLLINGSTOCK, занимает 12,5% рынка хопперов-зерновозов России в последние годы. Согласно условиям соглашения, первая партия из 400 вагонов передавалась заказчику до конца декабря-2022, остальная часть – до конца марта-2023.
В октябре-ноябре 2022 года «МосРегионТрансу» были переданы первые 185 вагонов. После этого поставки прекратились и ЗМК в январе-2023 в одностороннем порядке отказался от исполнения договора, ссылаясь на нарушения условия контракта заказчиком. Тогда же акционер завода, предприниматель Станислав Гамзалов, обратился с иском о признании сделки недействительной.
В феврале 2024 года Арбитражный суд Саратовской области отказал истцу в удовлетворении его требований. В мае того же года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд оставил решение без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения. Тогда же сам ЗМК возобновил поставку зерновозов. С мая 2024 по январь 2025 года завод передал заказчику 533 зерновоза. Таким образом, на текущий момент общий объем поставленных вагонов составляет 718 единиц.
Однако, пройдя в середине 2024 года кассационную инстанцию в Арбитражном суде Поволжского округа, иск снова вернулся в первую инстанцию – в арбитраж региона. Сейчас с исковыми требованиями в интересах ЗМК к «МосРегионТрансу» выступают Станислав Гамзалов и австрийская OW Capital Management GmbH, владеющие более 74,2% акций предприятия. В качестве третьих лиц по делу привлечены сам вагоностроитель, его гендиректор Михаил Столбун, а также «Альфа-Лизинг» и «Альфа-Банк».
Согласно требованиям истцов, ЗМК и «МосРегионТранс» должны вернуть друг другу все полученное по договору 2022 года. Так, Гамзалов просит суд обязать завод выплатить оператору 832,5 млн руб., а оператора возвратить предприятию 185 зерновозов.
Пошаговые опровержения
Гамзалов утверждает, что данный договор был заключен без согласия акционеров. Оно требовалось из-за крупного объема сделки и выхода ее за рамки обычной хозяйственной деятельности. Однако в качестве опровержения данного факта ответчик представил фонограмму, в которой Гамзалов одобряет заключение сделки.
Также истец назвал договор экстраординарным из-за схемы оплаты. Так, «МосРегионТранс» в июле-2022 внес аванс по договору в размере 225 млн руб. с НДС (5% от стоимости контракта). Остальные 95% он оплачивал в течение 3 дней после получения вагонов. Как заявляет Гамзалов, это отличается от положений договоров поставки, заключенных с другими контрагентами. Согласно его позиции, обычно они предусматривают полную предоплату. В связи с этим, по мнению истца, совершение данной сделки привело бы к банкротству завода или изменению его вида либо существенному изменению его масштабов. Гамзалов ссылается на дефицит оборотных активов и запасов у предприятия, что при исполнении сделки неизбежно бы повлекло привлечение стороннего финансирования.
Для разъяснений в этом моменте суд привлек к делу оценщика компании «Экспертно-консультационный центр». По его мнению, ситуация при исполнении контракта не была бы столь критической. Он посчитал, что при условии поэтапной поставки партиями не более 50 вагонов у ЗМК было достаточно финансовых ресурсов для исполнения договора без привлечения дополнительных собственных либо привлеченных заемных средств. Аванса же, по мнению суда, хватало как раз на выпуск порядка 50 вагонов.
Также оценщик собрал информацию у других вагоностроителей, согласно которой оплата с авансом до 10% является достаточно распространенной в контрактах на грузовой подвижной состав, включающих значительные партии и поэтапную поставку. Оценщик посчитал, что ЗМК обладает достаточной производственной мощностью для исполнения спорного контракта, а средний срок изготовления 1000 вагонов составляет 1 квартал (3 месяца). Так, по оценкам ROLLINGSTOCK, в последнее время ЗМК в среднем производил по 4,6 тыс. вагонов в год.
Отдельное внимание суд обратил на еще один аргумент Гамзалова. Так, в иске утверждалось, что якобы в договоре предусмотрена поставка одним днем: партии из 400 вагонов – 31 декабря 2022 года, а партии из 600 вагонов – 31 марта 2023 года. Суд назвал это «объективно абсурдной позицией», так как в договор предполагает поставку вагонов до указанных дат, а не точно в них.
Перспективы
В итоге Арбитражный суд Саратовской области области отказал в удовлетворении исковых требований Станислава Гамзалова и OW Capital Management GmbH. В феврале Двенадцатый арбитражный апелляционный суд принял апелляционные жалобы как истцов, так и самого ЗМК. Следующее заседание по делу намечено на 5 марта.
Значимый спор вокруг остановки поставки вагонов проходил и в прошлом году. Дело было связано с расторжением контракта на 12 тыс. полувагонов между «Объединенной вагонной компанией» (ОВК) и «Сибирской угольной энергетической компанией» (СУЭК). В то же время в нем аргументация расторжения сделки была связана с резким ростом себестоимости производства вагонов на фоне событий 2022 года. В декабре суд оставил в силе решение, согласно которому ОВК должна была выплатить СУЭК неустойку в почти 965 млн руб. Апелляций по нему не последовало.
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK