Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Суд разрешил ОВК расторгнуть договор с СУЭК на 12 тыс. полувагонов

17 июня 2024
Время чтения ~ 3 мин
Погрузка угля
Погрузка угля в полувагоны. Источник: СУЭК
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 3 мин

Россия: Решение Арбитражного суда Москвы по иску «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК) к торговому дому «Объединенной вагонной компании» (ОВК) было опубликовано на прошлой неделе.

Угольная компания с января хотела взыскать с вагоностроителя 1,6 млрд руб. неустойки за отказ в поставках глуходонных полувагонов модели 12-9869 с осевой нагрузкой 25 тс. Ранее в 2021 году стороны заключили долгосрочный договор на 12 тыс. вагонов с графиком поставок в 2022-2024 годах. Общая стоимость составляла 46,4 млрд руб. с НДС (в среднем 3,86 млн руб. за вагон).

Согласно договору, в 2022-2023 годах СУЭК должна была получить 7 тыс. полувагонов от ОВК, но ей было передано только 13 единиц. Неустойка была рассчитана в соответствии с условиями договора, однако в ОВК ее посчитали чрезмерной.

Суд учел чрезвычайность и непрогнозируемость обстоятельств, с которыми столкнулась ОВК в этот период. Так, на фоне возникшего в 2022 году дефицита буксовых кассетных подшипников Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ, входит в ОВК) уходил в режим простоя. В решении суда отмечено, что простой длился 8 месяцев, с мая по декабрь. В то же время в самой ОВК в тот период сообщали, что начинали поэтапно возобновлять производство на ТВСЗ с августа. Согласно отчетности ОВК, в 2022 году компанией было выпущено только 3,6 тыс. полувагонов, в 2023 году – уже 10 тыс.

Суд отметил, что затем контракт не мог быть исполнен, так как существенно, на 50-70%, выросла себестоимость производства вагонов из-за удорожания сырья и комплектующих. Так, другой вагоностроитель – «РМ Рейл» – в начале 2024 года указывал, что себестоимость производства грузового вагона в сравнении с 2022 годом увеличилась на 65%. Также, к примеру, «СберЛизинг» приводил свои оценки, согласно которым полувагон в 2023 году на рынке в среднем стоил 5 млн руб. с НДС (+30% к средней стоимости по договору СУЭК и ОВК).

В решении сам суд признал, что производство вагонов является низкомаржинальным видом деятельности и цена, зафиксированная в договоре СУЭК и ОВК, стала убыточной.

Как отмечено судом, ОВК незамедлительно уведомляла заказчика о невозможности выполнения контракта, а также предлагала изменить условия договора. К тому же вагоностроитель активно прорабатывал вопросы минимизации влияния санкций, инициируя обсуждение антикризисных мер поддержки на уровне отраслевых объединений, Росжелдора и Минпромторга России. Не достигнув с СУЭК новых договоренностей, ОВК вернула аванс, а также дополнительно перечислила 300 млн руб. в качестве компенсации.

С учетом перечисленного было одобрено расторжение договора, а неустойка для ОВК была снижена до 50 млн руб. СУЭК может обжаловать решение в течение месяца. Напомним, что в конце 2023 года ОВК была продана новому собственнику.

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK