Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Вагоностроение Украины может ждать роста спроса после нескольких лет спада заказов

3 февраля 2022
Время чтения ~ 4 мин
В цеху Крюковского вагоностроительного завода
В цеху Крюковского вагоностроительного завода. Источник: railexpoua.com
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин

Украина: По итогам 2021 года в стране были произведены 1 948 грузовых вагонов, что является минимумом с 2015 года. Однако государственная программа обновления парка должна дать возможность отрасли выйти из депрессии.

Объем производства в 2021 году оказался на 31% ниже, чем в 2020-м, при этом сокращение выпуска грузовых вагонов фиксируется четвертый год подряд. Наибольшее количество вагонов в прошлом году выпустили Крюковский вагоностроительный завод (1 013 ед.), «Днепрвагонмаш» (461 ед.) и ОМЗ «Карпаты» (300 ед.).

Снижение спроса на грузовые вагоны, производимые украинскими предприятиями, прослеживается с 2011 года. Если в 2011 году было произведено более 48,3 тыс. (33,2 тыс. из них были поставлены в Россию), то уже в 2015 этот показатель составил около 1 тыс. вагонов. Это во многом связано с решением России перестать признавать сертификаты соответствия выпускаемых украинскими производителями грузовых вагонов из-за претензий к безопасности техники. В 2015-2018 годах объем производства восстанавливался на фоне экспортных заказов из других стран, однако потом снова последовал спад из-за роста импорта российских б/у вагонов в Украину из других стран пространства колеи 1520. Так, с выпущенных в 2018 году 11,4 тыс. вагонов производство уменьшилось до 1,9 тыс. в 2021-м.

Чтобы вывести украинскую вагоностроительную отрасль из депрессивного состояния властями страны в прошлом году была принята программа обновления парка грузовых вагонов. Она предусматривает производство в 2022-2031 годах 51,3 тыс. вагонов (36,7 тыс. полувагонов и 14,6 тыс. зерновозов). Предполагается, что со стороны национального перевозчика «Укрзализныци» (УЗ) размер вложений составит 52,3 млрд грн (около $1,8 млрд), со стороны частных владельцев подвижного состава 68,1 млрд грн (около $2,4 млрд). В этом году УЗ намерена выпустить на собственных мощностях – Панютинском, Дарницком и Стрыйском вагоноремонтных заводах – 1 496 грузовых вагонов (1 446 полувагонов и 50 зерновозов).

Грузовой вагон производства «Днепрвагонмаш» Грузовой вагон производства «Днепрвагонмаш». Источник: Днепровагонмаш

Одним из этапов реализации программы должно стать постепенное ограничение срока эксплуатации грузовых вагонов. С 1 февраля этого года вступил в силу соответствующий приказ Министерства инфраструктуры Украины. Он предполагает, что основным критерием возможности продления срока эксплуатации грузового вагона является наличие у него остаточного ресурса или возможности его восстановления, который будет оценивается путем проведения комплекса диагностических мероприятий специализированной организацией. Однако срок продления не может превышать предельного срока эксплуатации, который будет постепенно уменьшаться.

Так, согласно приказу, для полувагонов на 2022 год планируется установить предельный срок на уровне 43 лет и ежегодно его снижать, пока он не достигнет в 2028 году 22 лет, то есть текущего нормативного срока службы. Также для зерновозов на 2022 год планируется установить предельный срок на уровне 43 лет и ежегодно его сокращаться, пока он не достигнет 30 лет в 2028 году.

По мнению Министерства инфраструктуры Украины, регуляторное изменение позволит обновить парк вагонов и поддержать вагоностроительную отрасль страны. В интервью «Интерфакс-Украина» в марте 2021 года бывший глава правления УЗ Владимир Жмак говорил, что введение ограничения срока службы грузовых вагонов создаст «небольшой» дефицит парка, обеспечит спрос на вагоны и минимизирует риски для безопасности, так как на сети железных дорог Украины находится большое количество импортированных вагонов из России, Прибалтики, Молдавии, Беларуси, где действуют ограничения по сроку службы. В то же время объединение промышленных предприятий «Укрметаллургпром» не поддерживало данную инициативу властей, считая, что целесообразнее повышать требования к качеству ремонтов и ужесточать контроль за этой сферой.

На текущий момент парк грузовых вагонов на сети железных дорог Украины составляет более 174 тыс. ед., около 95 тыс. из них (55%) эксплуатируются с превышенным нормативным сроком службы. По мнению УЗ, это приводит к увеличению на 30-50% текущих расходов на содержание вагонов, а также большому количеству аварий и сходов подвижного состава.