Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

«Электропульт» освоит выпуск водородных приводов общей мощностью 440 кВт

2 июня 2025
Время чтения ~ 2 мин
Рендер трехвагонного водородного поезда от «Трансмашхолдинга»
Рендер проекта трехвагонного водородного поезда от «Трансмашхолдинга». Источник: ТМХ
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 2 мин

Россия: На площадке петербургского предприятия создается производство водородного привода. В него инвестируется около 1,5 млрд руб., а запуск производства запланирован на 2026 год.

Проект был анонсирован в середине мая гендиректором завода «Электропульт» Сергеем Реботенко в ходе мероприятия, посвященного 90-летию завода. Предприятие в 2024 году вошло в состав ГК «Ключевые системы и компоненты» (ГК КСК) и должно стать одним из центров компетенций по приводной и преобразовательной технике для подвижного состава.

В ответ на уточняющий запрос ROLLINGSTOCK на «Электропульте» сообщили, что сейчас уже строится стенд для интеграционных испытаний компонентов, а также проводится обучение сотрудников работе с высоким давлением. Конструкторская документация на водородную силовую установку разработана по заказу ГК КСК, а углубление технологических переделов предполагается при росте заказов на такие системы привода.

Создаваемый привод включит 4 топливных элемента, систему хранения водорода, литий-ионные накопители и преобразователь тока. Топливные элементы от «Электропульта» будут иметь мощность по 110 кВт каждый. «Мы рассчитываем в первом поколении топливных элементов получить срок службы 20000 часов, а затем довести его до 25000 часов», – дополнили на «Электропульте».

Первое применение этого привода планируется в водородном поезде от «Трансмашхолдинга» (ТМХ, на рендере). Сборка пилотного образца уже началась, в 2026 году должна пройти его сертификация, а с 2027-го – опытная эксплуатация первых составов на Сахалине. В то же время водородный привод может затем предлагаться к использованию и на других видах транспорта.

Работа топливных элементов предполагает выработку электроэнергии посредством реакции «холодного горения» между водородом и кислородом с применением протонообменной мембраны. Побочными продуктами химической реакции являются водяной конденсат и пар, а излишки энергии накапливаются в аккумуляторах. Эта технология является наиболее распространенной в части водородной тяги. Предварительный национальный стандарт на соответствующие энергоустановки сейчас прорабатывается техническим комитетом ТК 045.

Альтернативное решение – применение водорода в смеси с дизелем. В этой технологии сохраняется традиционная работа двигателя внутреннего сгорания, а водород служит повышению КПД и снижению объема выбросов. Например, такое решение от Deutz заложено в рельсовых автобусах Stadler. В ТМХ ранее сообщали ROLLINGSTOCK, что в этом направлении НИОКР пока не ведутся, но машиностроитель готов начать соответствующие разработки при возникновении спроса.

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK