Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

ЕПК возобновила производство буксовых кассетных подшипников для грузовых вагонов

31 августа 2022
Время чтения ~ 5 мин
Производство подшипников на мощностях «ЕПК-Бренко» в Саратове, 2021 год
Производство подшипников на мощностях «ЕПК-Бренко» в Саратове, 2021 год. Источник: Бизнес-Вектор
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 5 мин

Россия: В августе компания выпустила 15 тыс. подшипников, а до конца года планирует произвести всего 95 тыс. единиц. В то же время оператор «Национальная транспортная компания» (НТК, 57,5 тыс. вагонов в оперировании) настаивает на рисках дефицита и призывает отменить антидемпинговую пошлину на подшипники из Китая.

О возобновлении производства на площадке «ЕПК-Бренко» в Саратове «Коммерсанту» сообщил директор по ремонту и эксплуатации подвижного состава Сергей Попов. По оценкам ROLLINGSTOCK, такой объем позволяет полностью переукомплектовать подшипниками почти 12 тыс. грузовых вагонов с осевой нагрузкой 25 тс. Также сопоставление с данными Объединения вагоностроителей показывает, что этот объем равен почти 35% от годовых производственных возможностей завода «ЕПК-Бренко» в Саратове, и почти 19% — от мощностей всех выпускавших кассетные подшипники в России предприятий в целом.

В то же время НТК настаивает на существенных рисках дефицита кассетных подшипников и призывает отменить пошлину на их поставки из Китая. По данным НТК, в августе в России из-за нехватки простаивало до 7,5 тыс. полувагонов 25 тс (0,6% общего парка вагонов на сети и 1,2% от парка полувагонов – оценка ROLLINGSTOCK), а к концу года их количество может вырасти до 9 тыс. Оператор указывает, что дефицит таких вагонов в работе создает риски для перевозок угля, а нехватка подшипников оценивается в 100 тыс. единиц (комплект на 12,5 тыс. вагонов).

Тележка грузового вагона с кассетным подшипником Тележка грузового вагона с кассетным подшипником. Источник rmrail.ru

«Коммерсантъ» пишет, что ЕПК продолжает поставлять подшипники на старых комплектующих по цене около 30 тыс. руб., однако продукция из КНР с учетом пошлины будет составлять 60-70 тыс. руб. Несколько моделей подшипников из Китая сейчас проходят испытания – на сайте РС ФЖТ публиковались заявки на их проведение по продукции, адреса производства которой соответствуют китайским компаниям LYC Bearing и Wafangdian Bearing Co. Как указывает Сергей Попов, китайские подшипники сейчас поступают в России через «Гарант Рейл Сервис», «Новую вагоноремонтную компанию», «Севертранском» и компании из Узбекистана. Испытания должны закончиться к началу октября.

Сейчас в отношении подшипников кассетного типа из Китая действует ввозная пошлина в 10% и антидемпинговая пошлина в 41,5%. Минпромторг России сообщил ТАСС, что по его оценкам потребность в кассетных подшипниках может быть покрыта за счет возможностей российских производителей, а отмена антидемпинговой пошлины может привести к полной остановке российского производства. «Коммерсантъ» ссылается на данные, представленные к июньскому совещанию у вице-премьера Юрия Борисова: согласно им один конический подшипник кассетного типа на внутреннем рынке Китая в среднем стоит около 18 тыс. руб., а с учетом пошлин и доставки до России их цена составит 30 тыс. руб. В РЖД сообщили «Ведомостям», что не фиксируют снижения объемов перевозок на Восточном полигоне: погрузка в восточном направлении, значительную долю в которой занимает уголь, с начала августа выросла на 3,5%.

Ранее в РЖД сообщали, что полностью импортозамещенный кассетный подшипник должен быть выпущен на бывших мощностях SKF в Твери (теперь – «ТЕК-КОМ») к концу 2022 года. Также недавно был одобрен льготный займ ФРП для полного освоения производства кассетных подшипников на Челябинском кузнечно-прессовом заводе (ЧКПЗ): предприятие планирует выпускать до 75 тыс. такой продукции для грузовых вагонов в год. В том числе из-за нехватки подшипников на 2,5 месяца останавливались вагоностроительные мощности «Объединенной вагонной компании» в Тихвине.

(увеличить)

Дискуссия о снятии пошлины на подшипники из Китая преждевременна, считает управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Александр Поликарпов. «Пусть сначала китайская продукция пройдет сертификацию и подтвердит, что соответствует требованиям по безопасности, межремонтным пробегам и другим характеристикам, чем убедит перевозчика в отсутствии рисков допуска таких подшипников, а рынок – в целесообразности их покупки. Только после этого считаю корректным рассматривать вопрос снятия пошлины», — говорит он. По его словам, нужно учитывать, что государство уже взяло на себя обязательства по содействию развитию производства кассетных подшипников в России: это специальные инвестиционные контракты с ЕПК и «ТЕК-КОМ», а также льготный займ для ЧКПЗ.

Подробные характеристики по операторам вагонов на сети РЖД, а также тренды развития в текущих условиях представлены в новом аналитическом отчете «Операторы грузовых вагонов 2022: первые итоги работы в новых условиях» от ROLLINGSTOCK.