Россия: В марте этого года ГК «Ключевые системы и компоненты» (ГК КСК) приобрела у «РЭП Холдинг» петербургский завод «Электропульт». Сумма сделки не раскрывается. С ним к крупнейшему производителю компонентов для подвижного состава в России перешел производственных цех компании «Сименс Электропривод».
В портфеле заказов завода скоро должен появиться существенный объем заказов от структур «Трансмашхолдинга», в том числе будет идти разработка водородного привода. ГК КСК ставит перед предприятием задачи освоения новых продуктов и значительного роста объема выручки.
О заводе «Электропульт»
Приобретенное ГК КСК предприятие — одно из ведущих в России в части разработки и производства электротехнического оборудования, систем управления, распределения и регулирования электроэнергии. Оно обеспечивает нужды энергетики, в том числе атомной, и других ключевых отраслей — газовой, химической, нефтяной, металлургической. Современное производство и передовые технологии позволяют предприятию выпускать конкурентоспособную, энергоэффективную продукцию с повышенными сроками эксплуатации.
«Предприятие имеет долгую и славную историю, — рассказывает гендиректор «Электропульта» Сергей Реботенко. — В последние годы владельцем компании были структуры “Газпромбанка”. ГК КСК зашла на завод год назад, специалисты провели скрупулезный анализ состояния и перспектив предприятия. Первый пакет акций мы выкупили в ноябре прошлого года, а закрыли сделку в марте текущего. Сегодня мы поддерживаем и развиваем основные направления деятельности завода, а также модернизируем портфель заказов и выходим на новые рынки, хотя, безусловно, это вопрос не одного дня или месяца».
В цехах завода «Электропульт». Источник: ГК КСК
Знаковыми проектами для предприятия сегодня остаются крупные заказы по линии атомной энергетики. «В первом квартале этого года мы отгрузили для турецкой атомной станции “Аккую” 35 больших фур, наполненных оборудованием, шкафами управления — очень серьезные объемы, — вспоминает управляющий директор завода Александр Лазарев. — Причем две фуры были загружены только документацией. Регламент работы и приемки продукции очень серьезный у атомной отрасли, нам к нему пришлось привыкать. А в следующем году планируется запуск проекта атомной станции в Египте, объем отгружаемой продукции будет сопоставим с турецким. Это очень масштабные программы».
Историческая справка
15 мая 1935 года было создано производственно-конструкторское бюро по разработке и изготовлению щитов и аппаратуры управления для строящихся электростанций. Это было вызвано необходимостью электротехнического оснащения активно строящихся тепловых и гидроэлектростанций СССР. В 1937 году конструкторское бюро преобразовали в Государственный союзный завод электротехнической аппаратуры, приборов и щитов управления электростанциями «Электропульт». С 1939 года все электростанции СССР стали комплектовать только изделиями санкт-петербургского предприятия, страна полностью отказалась от импортных щитов управления.
На заводе «Электропульт» изготовили оборудование для первой атомной электростанции в Обнинске, для Угличской гидроэлектростанции, Куйбышевской ГЭС, Красноярской ГЭС, для Саяно-Шушенской ГЭС, Запорожской АЭС, Кольской АЭС, Ленинградской атомной электростанции и др. Осуществляли поставку оборудования на крупнейшие ТЭС, ГЭС и АЭС России и зарубежья. За годы работы предприятие было неоднократно удостоено высших государственных наград.
В 2004 году завод вошел в состав «РЭП Холдинга», провел масштабную реорганизацию производственных цехов, оснащение новейшим оборудованием и технологиями. Помимо собственных разработок, предприятие приобрело 5 лицензий на производство электротехнической продукции ведущих зарубежных фирм.
Задачи перед предприятием
В последние годы объем выручки «Электропульта» колебался в диапазоне 2-3 млрд рублей в год. По оценке специалистов ГК КСК, эта цифра должна быть в пять раз больше. Целевой уровень оборота предприятия — 10 млрд рублей в год. Таких объемов, по прогнозу Сергея Реботенко, вполне реально достичь всего за 3 года. По структуре портфеля основным заказчиком у предприятия является «Росатом», на который приходится не менее 60% всей выпускаемой продукции. Предприятия «Газпрома» и «Газпромнефти» занимают еще 30%. Оставшиеся 10% — прочие отрасли экономики и спецзаказы. В перспективном плане до 30–40% в портфеле заказов санкт-петербургского предприятия может занять ТМХ, в первую очередь, в части преобразовательной техники.
«Мы рассматриваем возможность использования «Завода ЭЛЕКТРОПУЛЬТ» как предприятия, которое может обеспечить потребности ТМХ по тяговым преобразователям, — рассуждает Сергей Реботенко. — Сейчас мы начали производить накопители для поездов метро. А в целом завод способен выпускать самое разнообразное электрооборудование. Мы надеемся, что уникальные возможности предприятия найдут применение в сфере преобразовательной техники, а главное — в производстве генераторов и двигателей для железнодорожного подвижного состава ТМХ».
В цехах завода «Электропульт». Источник: ГК КСК
Открывающиеся перед заводом перспективы высоко оценивает и коллектив предприятия. «Вхождение нашего завода в периметр КСК, конечно, вдохновляет людей, — говорит директор по производству Алексей Шилинский. — Новое руководство имеет большой опыт управления промышленным производством, что не может не радовать. Речь идет и о развитии наших традиционных направлений деятельности, и о выходе на новые для нас рынки, в первую очередь, железнодорожного транспорта. Уверен, что накопленный десятилетиями опыт нашего коллектива позволит в сжатые сроки освоить дополнительные компетенции и обеспечить требуемое качество новых для нас продуктов».
Значимые компетенции для железнодорожного машиностроения
ГК КСК благодаря сделке по приобретению смогла также получить площадку «Сименс Электропривод», расположенную на территории предприятия и оставленную немецким концерном после ухода из России. «Площадку и большую часть самого важного, уникального и высокотехнологичного оборудования мы уже получили, — говорит директор по работе с ключевыми заказчиками Проектного офиса КСК Олег Глазков. — Сейчас остается решить вопрос в части механообработки, выкупить остатки оборудования. Также нужно восстановить работоспособность площадки. Но уже сейчас мы формируем портфель по производству электромашин — генераторов и электродвигателей. В ТМХ есть существенные потребности в новой номенклатуре таких продуктов. Начнем мы как раз с подвагонных генераторов».
Ранее в «Сименс Электропривод» осуществляли выпуск тягового оборудования для электропоездов платформы «Ласточка» и электровозов 2ЭС10 «Гранит», которые производил завод «Уральские локомотивы» (входит в Группу Синара). Сегодня специалисты Проектного офиса КСК планируют запустить производство для подвижного состава ТМХ, например, для электропоездов «Иволга», пассажирского подвижного состава перспективных моделей и др.
«Одно из главных преимуществ площадки “Сименс Привод” — пропиточная камера, — говорит Александр Лазарев. — Изначально производство создавалось с прицелом на выпуск двигателей для газоперекачивающих станций “Газпрома”, а они огромные по размеру. Поэтому пропиточная станция сделана с расчетом на очень большие электромашины. А сейчас в камере можно одновременно пропитывать большое количество компактных агрегатов, которые нужны в периметре КСК и ТМХ. В целом площадка отличная, построена по самым современным стандартам международного уровня. Аналогичный цех Siemens строили в Атланте, США. Так, они пригласили команду из Санкт-Петербурга и попросили сделать в Атланте точную копию российской площадки».
Привод для водородной техники
Помимо развития действующих проектов и освоения номенклатуры в интересах ключевых заказчиков КСК, петербургский завод вошел в число участников масштабного проекта по созданию железнодорожного подвижного состава на водородном топливе.
«Мы заключили контракт по созданию привода на водороде для поездов с нашими технологическими партнерами из дружественных стран, — рассказывает Сергей Реботенко. — В России водородный двигатель для железнодорожного транспорта — это принципиально новое технологическое решение, достаточно выигрышное по своим эксплуатационным характеристикам для неэлектрифицированных регионов страны. Партнером проекта выступает “Росатом”, который выполняет стратегическую для нашей страны программу по созданию недорогого водородного топлива, а также систем его хранения и транспортировки. Наша часть в этом гигантском проекте не такая большая, но крайне значимая и высокотехнологичная — создать водородный тяговый привод».
В апреле 2025 года участники проекта должны совместными усилиями выпустить такой привод. Сейчас идет стадия НИОКР, потом будут сделаны опытные образцы, пройдут испытания. К этому моменту на «Электропульте» должны создать стенды для проведения испытаний. Коллектив также будет готовить площадку по сборке водородной топливной системы.
Сергей Реботенко, гендиректор «Завода ЭЛЕКТРОПУЛЬТ» (в составе ГК КСК). Источник: ГК КСК
Сергей Реботенко: «Наша цель – выйти на уровень 2500 двигателей в год»
Гендиректор предприятия рассказал о планах его развития.
Сергей Олегович, расскажите о причинах покупки предприятия нашим холдингом, какие плюсы принесет его вхождение в периметр ГК КСК обеим сторонам?
Во-первых, «Завод ЭЛЕКТРОПУЛЬТ» обладает серьезными возможностями, которых ранее не было в периметре КСК, что, конечно, представляет для нас большой интерес. Выход на рынки за пределами нашего ключевого заказчика, «Трансмашхолдинга», заложен в стратегии развития ГК КСК. Основные объемы продаж санкт-петербургского предприятия —это «Росатом», «Газпром», «Газпромнефть». Завод выпускает высококлассные продукты — щитовое оборудование, высоковольтное оборудование, распределительные устройства. По сути, предприятие способно делать полностью все системы управления электроэнергией, системы управления для атомных станций, практически для любых объектов. Такой компетенции у нас в холдинге не было.
Второй момент — это прекрасные производственные площади, которые мы планируем использовать для удовлетворения нашей потребности в преобразовательной технике и электротехнической аппаратуре для моторвагонного подвижного состава и локомотивов.
В-третьих, нужно отметить наличие на территории предприятия самого технологичного на сегодня в России производства электромашин — двигателей и генераторов, — это площадка «Сименс Привод», которую мы смогли приобрести благодаря покупке «Завода ЭЛЕКТРОПУЛЬТ». Мы забрали основной производственный цех, выкупили оборудование «Сименса» и способны на этом оборудовании мирового уровня производить приводы для любого типа железнодорожной техники, включая высокоскоростной подвижной состав, которые сейчас в центре внимания РЖД и российских властей.
Наконец, нельзя не отметить высокопрофессиональный коллектив предприятия, включающий 400 специалистов. В том числе на заводе работает конструкторское бюро со штатом 50 человек — это один из ключевых активов предприятия. Сейчас мы идем по пути интеграции нашего конструкторского бюро с деятельностью компании «ТМХ Инжиниринг». Эти два инженерных центра способны дополнить друг друга по компетенциям, более гибко реагировать на постоянно возрастающий объем заказов по разработке новой техники, как в области подвижного состава, так и на других рынках, на которых работает «Завод ЭЛЕКТРОПУЛЬТ».
А что получил санкт-петербургский завод и его коллектив?
Вхождение в периметр КСК откроет новые перспективы для санкт-петербургского предприятия. Уже в этом году мы планируем внести в портфель заказов завода существенный объем от ТМХ. По моей оценке, по итогам 2024 года доля ТМХ в структуре выручки «Завода ЭЛЕКТРОПУЛЬТ» составит около 10%. Основными заказчиками в перспективном нашем портфеле будут «Росатом» и «Трансмашхолдинг», это безусловно. Мой прогноз по структуре портфеля завода в 2024 году: 60% — «Росатом», 25% — структуры «Газпрома», 10% — ТМХ, 5% — все остальные. При этом суммарный объем выручки увеличится вдвое по сравнению с прошлым годом и составит около 4 млрд рублей.
Нужно отметить, что с конца прошлого года мы начали возвращать в штат специалистов, которых потеряли в предыдущие годы в силу разных причин. 60 человек мы приняли на работу в начале 2024 года и восстановили штат на уровне 400 человек. До конца года примем на работу еще не менее 60 человек — для выполнения нашего производственного плана. Мы значительно увеличили размер заработной платы, доведя его до среднего уровня по Санкт-Петербургу.
В наших планах — увеличить обороты предприятия в течение трех лет в пять раз, до 10 млрд рублей в год. Развитие бывшей площадки «Сименс Привод» пойдет уже в плюс к этим оборотам, ее выручка составляла около 3 млрд в год в ценах трехлетней давности. Раньше тут выпускали по 1200 двигателей в год. Сейчас нам предстоит, конечно, для начала восстановить работоспособность оборудования и производственных линий на этом участке. Мы планируем, что примерно в течение полугода мы восстановим работоспособность площадки и будем наращивать мощности. Наша цель — выйти на уровень 2500 двигателей в год на любой тип подвижного состава, включая высокоскоростной.
Подготовлено на основе материалов из журнала «Ключевой компонент» № 2 (15) 2024
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK