Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Импортозамещение компонентов в КСК: факты и планы

9 августа 2022
Время чтения ~ 10 мин
Производство климатического оборудования в КСК
Производство климатического оборудования в КСК. Источник: КСК
Квасов Денис, главный редактор журнала «Ключевой компонент»
Время чтения ~ 10 мин
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency

Россия: Один из крупнейших производителей компонентов для подвижного состава в России – ГК «Ключевые системы и компоненты» (КСК) – заявляет об уровне локализации свой продукции по ряду позиций на уровне более 90% и планах довести этот показатель до 100% с учетом имеющихся и разрабатываемых мер господдержки. Подробный материал об этой работе был опубликован в июльском выпуске корпоративного журнала «Ключевой компонент». КСК продолжает наращивать собственные инженерно-конструкторские компетенции, искать альтернативных поставщиков внутри России и в азиатском регионе. Цель – полностью избавиться от рисков, связанных с внешними геополитическими и санкционными факторами.

Первоочередные задачи

Генеральный директор КСК Тарас Спивак подчеркивает, что само создание холдинга в 2017 году стало ответом на выраженную потребность транспортного машиностроения в надежной, конкурентоспособной компонентной базе российского производства. В периметре КСК были консолидированы ведущие компонентные активы, расположенные в разных регионах страны, некоторые производства создавались с нуля. Их синергия, наращивание управленческих и производственных компетенций, актуализация продуктовой линейки в рамках единой стратегии позволили компании взять курс на глубокую локализацию производства компонентов в России, которая должна была полностью нивелировать риск зависимости предприятий транспортного машиностроения от иностранных поставщиков. Так что события последних месяцев лишь придали дополнительный стимул к ускорению уже запущенных процессов.

«В марте мы начали перестраивать свои логистические потоки, чтобы переориентироваться исключительно на внутренних производителей и найти пути замены той небольшой части импортных комплектующих, которую мы ввозили с территории Евросоюза. В ближайшее время эти вопросы будут окончательно решены. При этом можно прогнозировать, что при переходе с зоны влияния валютных рисков на территорию РФ себестоимость продукции будет снижаться», – отмечает Тарас Спивак. По его словам, КСК рассчитывает, что конкурентоспособность российской продукции в конечном итоге значительно возрастет.

Локализация климатического оборудования

Масштабные проекты по линии импортозамещения реализуются в последние годы в дивизионе «Климатическое оборудование». И это логично – ведь в составе климатических систем такие субкомпоненты, как вентиляторы c внешним ротором и холодильные компрессоры, традиционно были импортными – в России производств подобной продукции просто не существовало. До недавнего времени к таким субпродуктам относились и теплообменники, которые КСК импортировала из стран Евросоюза. В прошлом году предприятие «Транскон», входящее в дивизион «Климатическое оборудование», ввело в эксплуатацию собственную производственную линию по выпуску трубчато-ламельных теплообменников на территории промтехнопарка компании в Твери.

Трубчато-ламельные теплообменники применяются при сборке климатических систем для различных видов транспортных средств, в том числе железнодорожного и рельсового транспорта, сельскохозяйственной техники, промышленного и коммерческого холода. Современное технологическое оборудование позволяет «Транскону» выпускать теплообменники в соответствии с самыми высокими стандартами качества. Планируемая производительность технологической линии – 12 тыс. изделий в год.

Также сегодня в дивизионе «Климатическое оборудование» разработан проект по организации производства линейки первых в России фреоновых спиральных компрессоров со встроенным электродвигателем. Макетные образцы уже изготовлены и успешно прошли полный цикл заводских испытаний. Технически дивизион готовится выйти на серийное производство таких агрегатов в 2024 году. Рынок спиральных компрессоров ежегодно растет, что напрямую связано с увеличением производства кондиционеров для электротранспорта и крышных кондиционеров. Создание в России собственного производства спиральных компрессоров позволит существенно снизить зависимость производителей кондиционеров от импортных комплектующих.

По вопросу замены импортных вентиляторов сейчас прорабатываются несколько вариантов – пока что производство использует имеющиеся запасы, однако параллельно ведет разработку собственной линейки унифицированных моделей вентиляторов с внешним ротором.

Решения в области электронных и электрических компонентов

Одно из самых сложных направлений с точки зрения импортозамещения – производство электронных и электрических компонентов, сконцентрированное на предприятиях «Элком» и «ПТМ» дивизиона «Электротех». Дело в том, что высокотехнологичные продукты, в частности вычислительные ядра (микропроцессоры и микроконтроллеры с частотой выше 25 МГц), являющиеся ключевым компонентом многих электронных систем, первыми попали под санкционные ограничения. Впрочем, по мнению начальника экспертно-аналитического отдела «Элком» Георгия Калганова, ситуация не безвыходная. Специалисты предприятия уже сегодня прорабатывают сразу несколько вариантов и выбирают оптимальный в каждой конкретной ситуации.

На электронном производстве КСК На электронном производстве КСК. Источник: КСК

«Есть несколько групп поставляемых субкомпонентов, с которыми мы сейчас активно работаем в этом направлении», – говорит он. – Например, вопрос с кабельной продукцией полностью решен – найден отечественный поставщик, заменивший европейского. Также закрыты узкие места по автоматическим выключателям, реле, контакторам, тумблерам, переключателям. Где-то находим производство в России, где-то оперативно отбираем поставщика в Китае или странах азиатского региона. В целом есть много вариантов – замена партнера, организация параллельного импорта, частичный вывод производства на внешние площадки – в тот же Китай, собственная разработка компонентов. Весь вопрос только в том, сколько временных и финансовых затрат потребует тот или иной способ решения проблемы».

Решения в области экстерьера и интерьера

В производстве металлоконструкций и элементов интерьера и экстерьера санкционное давление с каждым днем возрастает. По словам технического директора «КСК МК» Дмитрия Ширкина, это связано с прекращением как прямых поставок на предприятие – например, электрооборудования (термореле, датчики), фитингов для туалетных комплексов, ПВХ-пластика, электрических заслонок воздуховодов, инструмента для механической обработки и расходных материалов для раскройных, лазерных и плазменных станков, – так и поставок импортного сырья и материалов для производства комплектующих на предприятия России (краски, герметики, нержавеющие стали и др.).

«По всем этим группам номенклатуры идут поиски альтернативных вариантов по импортозамещению», – рассказывает Дмитрий Ширкин. – Совместно с “КСК Инжиниринг” и “ТМХ Инжиниринг” в документацию вводятся российские и зарубежные аналоги, проводятся дополнительные испытания продукции для подтверждения готовности к отгрузке. Мы находим отечественную замену импортной составляющей при выполнении механической обработки, плазменной и лазерной резки, а также смотрим азиатский рынок».

Критичным вопросом для специалистов «КСК МК» являются качество и надежность выпускаемой продукции. Новые комплектующие и материалы потребуют оценки их надежности и долговечности, в том числе подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов (ГОСТ, СНИП, ОСТ). На устранение неизбежных проблем может уйти до 2-3 лет ввиду необходимости накопления статистических данных о качестве продукции в гарантийный и эксплуатационный периоды. Решаются локальные вопросы замены импортных комплектующих и в дивизионе «Интерьер и экстерьер».

«Сегодня со сложностями столкнулись все производители, у кого есть импортная материальная составляющая, – говорит заместитель генерального директора «НПО «Вояж» Илья Зубов. – Мы не стали исключением. Проблемными позициями для нас оказались смолы, клеи, скотч, различные виды креплений. По большинству расходников вопрос уже решен – в результате совместной работы с поставщиками и “КСК Инжиниринг”. Например, по смоле мы нашли китайский аналог, провели испытания, выпустили опытную партию изделий – вопрос закрыли».

Другим примером импортозамещения в дивизионе «Интерьер и экстерьер» может служить пассажирское кресло 3-го класса собственного производства для электропоезда «Иволга 3.0». Ранее «НПО «Вояж» закупало готовое кресло в Европе, сегодня разработан макет, до середины июля будет готов опытный образец для прохождения испытаний и дальнейшего декларирования, серийное производство специалисты дивизиона планируют запускать уже в этом году. Кроме того, уже начался выпуск стеклопластиковых облицовочных панелей для одноэтажных вагонов серии 61-4458 производства Тверского вагоностроительного завода (входит в «Трансмашхолдинг») – альтернатива исчезнувшему ПВХ-пластику из Германии.

Развитие собственной IT-инфраструктуры

В конце 2021 года в промтехнопарке КСК введен в опытно-промышленную эксплуатацию собственный центр хранения и обработки данных. Также недавно в периметре холдинга появилась собственная IT-компания, которая аккумулирует все процессы, связанные с цифровизацией и работой с данными предприятий и служб в периметре КСК. Функционал дата-центра КСК охватывает не только тверские площадки, но и все прочие наши предприятия в других регионах. До этого проекта на крупных производствах были свои серверные – это многократные затраты на обслуживание, персонал и каналы связи. Теперь все мощности сконцентрированы в одном месте. По расчетам специалистов IT-службы КСК, данный проект полностью себя оправдывает и с технологической, и с финансовой точки зрения, а также в плане информационной безопасности.

Серверные мощности в КСК Серверные мощности в КСК. Источник: КСК

В центре установлено высокотехнологичное инфраструктурное оборудование. Машинные залы оснащены на 18 серверных стоек, 12 из них уже запущены в опытную эксплуатацию. «Переход от аутсорса в части IT-мощностей, а также уход от сторонних облачных технологий – большой шаг вперед с точки зрения развития собственных IT-компетенций», – говорит генеральный директор «КСК ИТ» Евгений Атаманов. — Собственный ЦОД позволит нам сократить совокупную стоимость владения IT-инфраструктурой, обеспечить бесперебойную и согласованную работу информационных систем предприятий группы компаний, обеспечить реализацию в КСК собственных цифровых проектов, без которых самостоятельное создание высокотехнологичной, конкурентной компонентной базы в современных условиях было бы невозможно».

Материал подготовлен на основе статьи «Все сложится», опубликованной в журнале «Ключевой компонент», № 2 (7) 2022