Россия: Преобразователь собственных нужд (ПСН) создан ГК «Ключевые системы и компоненты» (КСК) для поездов метро, которые должны быть закуплены у «Трансмашхолдинга» (ТМХ) для Санкт-Петербурга. Также планируется создание таких компонентов для электропоездов и локомотивов.
Технология разработана электротехническим дивизионом КСК совместно с партнером – компанией «Цикл Плюс». В КСК отмечают, что созданный для вагонов метро ПСН на основе карбида кремния по сравнению с предыдущим поколением таких компонентов существенно легче (-35%) и имеет значительно меньшие габариты (-27%). При этом потери электроэнергии при номинальных параметрах ниже более чем на 18%, а КПД выше на 1,7%. Также понижен уровень акустического шума.
Как отмечает Олег Глазков, директор по новой технике и техническому развитию компании КСК «Системы привода», улучшенные показатели оборудования удалось обеспечить за счет применения MOSFET-транзисторов на основе карбида кремния. «В отличие от применяемых сейчас кремниевых IGBT-транзисторов, они имеют более высокую допустимую температуру кристалла и значительно меньшие потери», – говорит Глазков.
Как сообщили в КСК в комментарии для ROLLINGSTOCK Agency, на данный момент в производстве ПСН есть зависимость от импортных комплектующих, так как компонент построен на микроэлектронике, но незначительная. «Пути замещения существуют и активно прорабатываются», – указали в компании.
Разработка и создание опытных образцов ПСН заняла у КСК порядка двух лет, однако научные изыскания начались значительно раньше. ПСН будут производиться на площадке КСК в Мытищах в Московской области. В 2022 году запланировано выпустить до 100 единиц таких изделий. Исходя из годовых объемов выпуска вагонов метро, КСК оценивает потребность в ПСН на уровне 400 единиц в год. В то же время в компании отмечают, что доля присутствия КСК на этом рынке будет зависеть от ряда условий его работы – ценовые параметры, качество, сроки поставок, предложения конкурентов и др. После проведения отработки технологии КСК планирует создать ПСН и для другого подвижного состава: электропоездов и локомотивов.
Проект головного вагона поезда метро для Санкт-Петербурга, представленный ТМХ в 2019 году. Источник: страница вице-губернатора Санкт-Петербурга Максима Соколова в социальной сети «ВКонтакте»
Запущенный в серийное производство компонент планируется устанавливать на новых поездах метро «Смарт-2022». В КСК указывают, что он в этому году должен пройти испытания и уйти в серийную эксплуатацию. В 2021 году вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов сообщал, что вагоны «Смарт» были разработаны ТМХ специально для метрополитена города. На этой неделе Правительство РФ одобрило выделение 96,9 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на закупку 950 вагонов метро у ТМХ в течение 2022-2031 годов. Это должно позволить обновить почти 50% подвижного состава Санкт-Петербурга.
В конце прошлого года об успешных испытаниях полупроводниковой технологий с применением карбида кремния сообщала Siemens Mobility. Такие полупроводники были установлены на одном из двух тяговых преобразователей трамвая Avenio и в течение года испытывались в Германии, в городе Мюнхен. Пробег составил 65 тыс. км и показал, что примененная технология обеспечивает сокращения потребления энергии на 10%, а также значительное снижение шума.