Россия: Проект соответствующего постановления Правительства России опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Оно предполагает внесение дополнений в условия работы национального режима в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ, который был принят в конце 2024 года.
Так, документом предлагается включить иностранные тепловозные дизели в перечень товаров, которые запрещены к госзакупке и закупке при оказании услуг по госзаказу. «Стоит отметить, что для всех иностранных компонентов железнодорожного подвижного состава с кодом 30.20.4 (код ОКВЭД. – Прим. ред.) установлен запрет закупки. При этом дизели тепловозные, которые производятся исключительно российскими производителями, в этот перечень не входят и имеют отдельный код 28.11.13.110. Для приведения в соответствие предлагается установить запрет на закупку тепловозных дизелей», – указано в пояснительной записке к проекту документа. Ограничения предполагаются на закупку дизелей и для других отраслей.
В Минпромторге отмечают, что мера направлена на защиту российских производителей, привлекающих господдержку и реализующих инвестпроекты по созданию производств газопоршневых и дизельных двигателей большой мощности. Ранее в России была сформирована масштабная инвестпрограмма «Железнодорожное машиностроение и компоненты» с планируемым объемом инвестиций 110 млрд руб. Основное финансирование в ней предусмотрено на суверенизацию комплектующих и постановку в серию двигателей новых моделей и поколений – 18-9ДГМ, 16ЛДГ220 и 16ГДГ (все – Коломенский завод), а также ДМ-185 (Уральский дизель-моторный завод, УДМЗ).
В пояснительной записке Минпромторг указывает, что российские предприятия – Коломенский завод, «Пензадизельмаш» и УДМЗ – могут выпускать до 1000 дизелей для магистральных и маневровых тепловозов в год, а с учетом реализации инвестиционных планов производственные мощности вырастут еще на 250 дизелей в год. При этом потребность в двигателяхс оценивается ведомством до 800 единиц в год, а без учета поставок в тепловозах – 300 единиц в год.
Основными потребителями являются РЖД, а также предприятия по сервису и ремонту подвижного состава. «Введение мер защиты российских производителей, включая запрет на закупку иностранных тепловозных дизелей, не повлияет на основных потребителей, которые уже используют отечественные двигатели», – указывают в Минпромторге. На закупки частных компаний действие запрета не распространяется.
Текущий импорт тепловозных дизелей оценивается Минпромторгом несущественно – около 5% или до 40 двигателей в год. Ранее американскими дизелями GEVO12 комплектовались тепловозы 3ТЭ25К2М, однако с 2022 года их заменили локомотивы 3ТЭ28. Также импортные двигатели в основном использовались в маневровых тепловозах для частных заказчиков.
В то же время сейчас на рынок колеи 1520 мм нарастает экспансия Китая. В частности, китайская CRRC уже поставила в серию свой тепловозный дизель 12V265C (на рендере): им будут комплектоваться магистральные тепловозы ТЭ36А, поставляемые в адрес «Казахстан Темир Жолы».
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK























