Россия: Компания предложила систему энергообеспечения вентиляторов охлаждения тормозных резисторов тепловоза. Она была отобрана Дирекцией тяги и Центром инновационного развития РЖД из 14 заявок, поступивших на конкурс через Единое окно инноваций холдинга.
Победа предполагает допуск решения ПКФ «Полет» к опытной эксплуатации на полигонах перевозчика. В случае подтверждения эффективности системы возможна ее последующая закупка.
В то же время была предложена не новая технология. Победившее решение является частью запатентованной ПКФ «Полет» в 2015 году микропроцессорной системы управления и диагностики тепловоза. В компании сообщили ROLLINGSTOCK, что она выпускается серийно и уже применена на маневровых тепловозах ТЭМ14, которые производит «Синара – Транспортные Машины». По данным сайта railgallery.ru, сейчас в парке РЖД находятся более 150 локомотивов ТЭМ14, однако информации о точном количестве машин с установленной системой ПКФ «Полет» в открытых источниках найти не удалось. Также такие системы устанавливаются и на новые ТЭМ14М, которые были сертифицированы СТМ в 2020 году (по данным railgallery, на текущий момент выпущены 2 таких локомотива).
В патенте ПКФ «Полет» на микропроцессорную систему отмечают, что основная задача, которая ставилась при ее разработке, заключалась в улучшении эксплуатационных характеристик локомотива, в том числе в повышении эффективности охлаждения тормозных резисторов. Как заявляется в патенте, наиболее близким аналогом системы, принятым за прототип, является унифицированная микропроцессорная система управления, регулирования и диагностики. Патент на нее ПКФ «Полет» получила в 2014 году. В ней охлаждение тормозных резисторов осуществляется за счет подачи напряжения от механических агрегатов тепловоза. Сама компания пишет, что такая система имеет низкую эффективность, не зависит от электрической нагрузки и интенсивности работы тормозных резисторов, приводит к их перегреву и снижению надежности работы тепловоза. ПКФ «Полет» привела также сравнение с еще двумя микропроцессорными системами, разработанными ВНИКТИ, однако их недостатками названы аппаратная сложность и отсутствие регулирования.
Ключевой особенностью системы от ПКФ «Полет» стала интеграция вентиляторов для охлаждения тормозных резисторов и инвертора напряжения. Последний преобразует постоянное напряжение, поступающее от тяговых электродвигателей на тормозные резисторы, в трехфазное переменное. При этом частота напряжения тока, питающего вентиляторы, изменяется пропорционально величине входного напряжения. В компании указывают, что это повышает эффективность охлаждения тормозных резисторов при увеличении их электрической нагрузки во время интенсивного торможения локомотива. Габаритные и установочные размеры блоков системы ПКФ «Полет» должны позволять устанавливать ее на различные типы тепловозов.
Инвертор напряжения для охлаждения тормозных резисторов. Источник: ПКФ Полёт
В развитие системы энергообеспечения вентиляторов охлаждения тормозных резисторов компанией была разработана другая, для вентиляторов охлаждения дизеля и тяговых двигателей, основанная на тех же решениях. Патент на нее был получен ПКФ «Полет» в сентябре 2021 года.