Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Ситуация с подшипниками: ТВСЗ в простое, альтернативы в работе, дефицит обсуждается

15 июня 2022
Время чтения ~ 7 мин
Буксовый конический подшипник кассетного типа
Буксовый конический подшипник кассетного типа
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 7 мин

Россия: Входящий в «Объединенную вагонную компанию» (ОВК) завод в начале мая подтвердил проблемы со снабжением кассетными подшипниками и продлил простой производства на весь июнь. Идет проработка альтернативных поставок с планом создания полностью импортозамещенного буксового кассетного подшипника для грузовых вагонов в 2022 году. Обсуждаются регуляторные послабления, однако отсутствует консенсус о дефиците этих компонентов.

Режим простоя на Тихвинском вагоностроительном заводе (ТВСЗ), площадках «Тихвинхиммаш» и «Тихвинспецмаш» (все входят в ОВК) был 1 июня продлен на месяц. Ранее завод уже ушел в двухнедельный простой во второй половине мая, связав его с корректировкой закупок вагонов со стороны операторов, однако в этот раз официальной причиной была названа проблема дефицита буксовых конических подшипников кассетного типа, применяемых на вагонах с осевой нагрузкой 25 тс, выпускаемых машиностроителем. «Дополнительным барьером, препятствующим деятельности наших производств, стали объективные трудности с поставками критических комплектующих для подшипников, которые производились на совместном предприятии «Тимкен ОВК», расположенном на Промплощадке. Американская сторона приняла решение отказаться от поставок и полностью их остановила. Мы вынуждены перестраивать снабжение, прорабатывается скорейшее решение для возобновления непрерывной работы», — отметил управляющий директор ТВСЗ Евгений Кузьменко в своем обращении.

Кузьменко также указал, что июньская производственная программа перенесена на второе полугодие, а действующая контрактная база включает заказ на более 20 тыс. вагонов. Ремонтный актив ОВК – ТСЗ «Титран-Экспресс» — продолжил работу в штатном режиме.

Производство вагонов в Тихвине было запущено 10 лет назад, в 2012 году, совокупные производственные мощности заявляются на уровне до 22 тыс. вагонов и 30 тыс. вагонокомплектов литья в год. Освоено производство более 70 моделей вагонов, получено более 1100 патентов. В 2021 году на предприятиях ОВК были выпущены 15,4 тыс. вагонов (-7% к 2021 году), что составляет 24,4% от всего объема производства такого подвижного состава в России.

Совместное предприятие по производству подшипников с американской Timken было создано ОВК в 2015 году и имеет мощности по выпуску до 85 000 подшипников в год. В начале марта на фоне ситуации на Украине и санкционного давления на российский рынок Timken объявила об остановке работы и закрытии всех офисов в России (подробную предысторию о развитии производств кассетных подшипников в России ROLLINGSTOCK опубликовали ранее). В ОВК сообщают, что Timken полностью остановила поставки. «Мы надеемся на ускоренную сертификацию аналогов из дружественных стран, а также перезапуск компаниями ЕПК и СКФ производства на отечественных комплектующих», — отмечают в ОВК.

Тележки 25тс с кассетными подшипниками на ТВСЗ Тележки 25тс с кассетными подшипниками на ТВСЗ. Источник: ОВК

В упомянутых ОВК компаниях также идут изменения. О выходе из совместного предприятия «ЕПК-Бренко» объявила американская Amsted Rail, однако, согласно актуальным данным из ЕГРЮЛ, структура владения предприятием на текущий момент не поменялась. В то же время организационные изменения произошли в компании «СКФ Тверь», которой владела также покинувшая Россию шведская SKF: с середины мая она на 100% принадлежит генеральному директору Алексею Шулепову, однако, как сообщил Минпромторг России, продолжит работу под наименованием «ТЕК-КОМ производство» (юридическое лицо учреждено 30 мая, также на 100% принадлежит генеральному директору Алексею Шулепову). Как в конце мая сообщил директор Челябинского кузнечно-прессового завода (ЧКПЗ) Андрей Гартунг, анонсировавший создание собственного производства кассетных подшипников, сейчас их выпуск в России полностью остановлен и только одно предприятие запустится в ближайшее время.

На этом фоне идет активная проработка альтернативных поставок как самих подшипников, так и их компонентов. Как отметил в начале июня исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов первые образцы кассетных подшипников с замещенными комплектующими должны быть готовы в конце июня – июля. «Проводятся испытания, и надеемся, что в конце июня – июле уже появятся первые образцы, скажем так, подшипников, которые переориентированы с Запада на Восток по определенным комплектующим», – цитирует Семенова «Техника железных дорог». В свою очередь «РЖД-Партнер» со ссылкой на начальника департамента технической политики РЖД Владимира Андреева писал, что полностью импортозамещенный кассетный подшипник должен быть выпущен на мощностях «СКФ Тверь» к концу 2022 года. Минпромторг России подтверждал, что игроками рынка «проводятся работы как по диверсификации поставок комплектующих (роликов, сепараторов, смазки) из Китая, не изготавливаемых на территории РФ, так и по апробации применения комплектующих (роликов, смазки), изготавливаемых на территории РФ».

Стоит отметить, что из Китая предполагается поставлять не только компоненты, но и подшипники целиком: в начале мая на сайте Регистра сертификации на железнодорожном транспорте (РС ФЖТ) были опубликованы запросы на проведение испытаний кассетных подшипников из Китая для тележек с осевой нагрузкой 23,5 тс и 25 тс.

Однако для ускоренного вывода новых подшипников на рынок, как импортных, так и российских с замещенными комплектующими, есть ряд регуляторных ограничений. Так, предлагается упростить процедуру сертификации и перенести подшипники под действие постановления Правительства РФ об особенностях разрешительной деятельности в 2022 году, которое позволяет принимать результаты испытаний в стране-изготовителе в счет испытаний, предусмотренных техническим регламентом Таможенного союза для проведения в России. «На сегодняшний момент еще идут по этому вопросу дискуссии, и мы от государства только ждем поддержки: либо вывести на время конический подшипник из технического регулирования, либо распространить на него полностью 353-е постановление», — приводит слова Евгения Семенова «Техника железных дорог».

Другое ограничение – антидемпинговая пошлина в 41,5%, действующая на импорт кассетных подшипников из Китая. О целесообразности ее временного снятия говорил Евгений Семенов в интервью ROLLINGSTOCK в апреле. Однако в комментарии для «Коммерсанта» Минпромторг России сообщил, что не считает нужным отменять действующую с 2011 года антидемпинговую пошлину, так как она «позволяет выравнять ценовые предложения игроков на рынке».

По оценкам промышленного ведомства, прогноз производства кассетных подшипников в России на 2022 год составляет порядка 390 тыс. единиц, что позволит удовлетворить внутренний спрос.  В то же время «Коммерсант» приводит оценки Минтранса России, по которым дефицит может достигать 107,2 тыс. подшипников: 60,1 тыс. для новых вагонов, 47,1 тыс. – для их ремонта. Союз «Объединение вагоностроителей» в апреле оценивал потребность в кассетных подшипниках в 2022 году на уровне 413,4 тыс. (266,3 тыс. – для новых вагонов, 147,1 тыс. – для ремонта). На этой неделе редакция ROLLINGSTOCK зафиксировала всплеcк поисковых запросов с упоминанием кассетных подшипников для грузовых вагонов, а также в издание поступило несколько звонков с вопросами о возможности приобретения этих комплектующих.