Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Тарас Спивак: «В 2022 году ГК КСК запустила беспрецедентное количество новых продуктов»

21 марта 2023
Время чтения ~ 26 мин
Тарас Спивак, генеральный директор ГК «Ключевые системы и компоненты». Источник: ГК КСК
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 26 мин

Россия: Масштабы санкционного давления, оказываемого на российскую экономику и промышленность, привели к резкому пересмотру отношения к участию России в глобальной цепочке поставок. После прохождения первых критических месяцев в повестке на смену риторике о «процентах» локализации пришел приоритет на достижение полноценного технологического суверенитета. Эти процессы затронули и производство подвижного состава, и одного из главных игроков рынка комплектующих – Группу компаний «Ключевые системы и компоненты» (ГК КСК), объединяющую более 30 предприятий и выпускающую ежегодно продукцию на сумму свыше 70 млрд руб. О работе в новых условиях в интервью ROLLINGSTOCK рассказал генеральный директор ГК КСК Тарас Спивак.

Тарас Игоревич, ГК КСК в 2022 году исполнилось 5 лет, холдинг в эти годы активно рос. Как вы сохраняете управляемость всеми процессами и нивелируете влияние естественного роста бюрократизации?

Действительно, темп расширения холдинга в эти годы был высоким, что обусловлено целью его создания. Перед нами была поставлена задача консолидировать ведущие российские предприятия, выпускающие компоненты для рельсового подвижного состава, провести их систематизацию, усовершенствовать технологические и управленческие процессы, чтобы в итоге получить синергетический эффект и обеспечить транспортное машиностроение необходимым оборудованием.

За 5 лет ГК КСК прошла и через бурный рост, и через централизацию, затем и через децентрализацию, необходимую для оптимизации и перезапуска управленческих процессов. В определенный момент мы умерили свои аппетиты и скорректировали план развития, чтобы уже запущенные процессы и проекты продолжали работать с надлежащим уровнем управляемости и качества.

Целевой периметр видов деятельности в ГК КСК уже сформирован?

По состоянию на 2022 год мы для себя определили четыре продуктовых направления – климатическое оборудование, компоненты интерьера и экстерьера, электрическая техника и заготовительное производство. К концу года было принято решение о включении в периметр холдинга пятого дивизиона по тормозному оборудованию и открытию соответствующего проекта. На этих направлениях и будет сконцентрировано наше развитие на ближайшую перспективу.

Когда планируете представить тормозное оборудование собственной разработки?

Говорить об этом пока преждевременно, в четвертом квартале прошлого года мы только приступили к формированию дивизиона. Задачи у него крайне амбициозные и важные для отрасли рельсового транспорта, в первую очередь для «Трансмашхолдинга» как основного потребителя элементов тормозных систем.

Ранее эта продукция в Россию поставлялась и производилась у нас с определенным уровнем локализации европейским производителем. Однако в силу известных событий он потерял возможность полноценно обеспечивать российский рынок, в связи с чем отрасль столкнулась с остановкой поставок тормозных систем: колодочных и дисковых тормозов, компрессорных установок. Производители такой продукции в России есть, но они не могут обеспечить соответствующий технический уровень и объем производства.

Мы, естественно, не могли остаться в стороне от этой проблемы и в конце года приняли решение о формировании соответствующих внутренних компетенций, поставив задачу по освоению наиболее приоритетных продуктов по данному направлению, таких как блоки колодочного тормоза, осевые и колесные диски, клещевые механизмы. Согласно плану, уже к концу 2023 года дивизион должен начать выполнять сервисное обслуживание и ремонт существующих тормозных систем на разном подвижном составе, в первую очередь на вагонах метро. Начало производства новых тормозных систем запланировано на 2024 год.

Михаил Мишустин (на переднем плане) в ходе посещения промышленного технопарка КСК, 2021 год. За ним Тарас Спивак (слева) и гендиректор «Трансмашхолдинга» Кирилл Липа (справа) Тарас Спивак: «Государство оперативно отреагировало и расширило инструментарий стимулирования спроса, развития производства, переформатирования цепочек поставок». На фото — Премьер-министр России Михаил Мишустин (на переднем плане) в ходе посещения промышленного технопарка КСК, 2021 год. За ним Тарас Спивак (слева) и гендиректор «Трансмашхолдинга» Кирилл Липа (справа). Источник: ГК КСК

В этом же направлении, насколько знаю, идет и «Транспневматика». Проект реализуется в сотрудничестве или это будет собственное направление ГК КСК?

Мы идем параллельно и создаем собственные компетенции. Потребность на рынке высокая, одна компания ее не закроет.

Однако в текущих санкционных условиях у отрасли есть потребность и в других компонентах, таких как гасители колебаний, автосцепки. Будет ли ГК КСК делать шаги в этих направлениях?

ГК КСК системно гасителями колебаний не занималась. Насколько мне известно, на российском рынке уже появились производители, которые эту продукцию замещают. В периметре КСК есть очень ограниченная номенклатура в этой части, но она предназначена для замены оборудования на уже находящемся в эксплуатации подвижном составе. Разработки новых перспективных систем в этой части мы не вели.

Также в России есть производитель сцепных устройств, в том числе беззазорных. Как мне кажется, пока рынок рассчитывает на него. Поэтому мы не занимаемся автосцепками.

По итогам событий 2022 года ГК КСК оказалась больше пострадавшей стороной или открывшей новые возможности?

И пострадавшей, и, естественно, потенциально выигравшей. Мы испытали колоссальное давление с разных сторон, в том числе со стороны потребителя.

«Объем запросов на новую продукцию значительно вырос, порой превышая возможности компании, а логистические ограничения сильно затруднили процесс оперативного ввода новой продукции на рынок. Мы были ограничены в импортном комплектовании, в быстром привозе компонентов, сырья, материалов, но при этом растущий спрос обеспечивал нас работой»

Государство, в свою очередь, оперативно отреагировало и расширило инструментарий стимулирования спроса, развития производства, переформатирования цепочек поставок. Это и масштабное дополнение системы субсидирования, льготных займов, гранты на НИОКР и многое другое. Результатом такой поддержки для нас стало то, что в 2022 году ГК КСК запустила беспрецедентное количество новых продуктов (см. подробнее в справке после интервью. – Прим. ред.). По ряду проектов разработки были инициированы в течение года, по другим они частично завершены или уже налажено серийное производство. Все продукты, по которым была запущена работа в 2022 году, должны дойти до производства в 2023-м.

В прошлом году из Фонда развития промышленности предприятиям ГК КСК – компаниям «Тракс» и ЦТК – были выданы льготные займы на освоение производства компонентов для климатических систем и межвагонных переходов. Как понимаю, требовалась закупка производственного оборудования. Какие возникли ограничения по нему?

Стало сложнее, так как предложение по оборудованию тоже стало ограниченным. Часть производителей просто ушла с российского рынка – это привело к логистическим усложнениям, а в ряде случаев – к отказу от поставок. Поэтому мы были вынуждены обратиться к альтернативным производителям, в частности, более активно начали использовать оборудование из Китая и Турции. Оборудование отдельных наименований закупаем у российских игроков. По всем проектам, которые холдинг запустил в 2022 году, были найдены варианты организации производства и поставок оборудования в Россию.

В 2020 году вы говорили, что одна из поставленных перед ГК КСК задач – это сокращение доли «Трансмашхолдинга» в структуре выручки КСК с 85 до 50% в течение нескольких лет. Насколько ее удалось достичь?

Действительно, задача стояла именно так: уменьшить влияние основного заказчика на деятельность ГК КСК. Речь шла не об уменьшении в абсолютных величинах, а об изменении пропорции, то есть нужно было нарастить поставки другим заказчикам при сохранении объемов реализации в адрес «Трансмашхолдинга».

Первоначально к этой задаче мы подошли с различным инструментарием, с использованием как собственных производств, так и площадок в периметре группы, которые управляются партнерами и занимаются производством для других рынков. Позднее мы исключили из учета направления, которыми занимаются партнеры, сконцентрировались на своих компетенциях и на поиске новых заказчиков.

«Одно из основных активных направлений развития сегодня – колесный общественный транспорт. Так, мы получили довольно существенный заказ от системообразующих российских автопроизводителей на комплектование автобусной техники нашими климатическими системами»

По климатике мы также открыли рефрижераторное направление. Создание такого оборудования для рефрижераторных вагонов пока отложили, а вот для рефрижераторов на колесном ходу проект находится в активной работе. Рассчитываем, что в ближайшие годы мы займем устойчивые позиции на этом рынке.

В части интерьеров и экстерьеров мы пока занимались больше реструктуризацией и оптимизацией самих предприятий. Однако в прошлом году запустили проект интерьеров для судостроения, рассчитываем, что он заработает полноценно с 2023 года. Крупные заказы от российских судостроительных компаний уже получены, планируем создать центр компетенций по судовым интерьерам.

Также рассчитываем поучаствовать в формируемом сегодня рынке компонентов для авиации, однако выход на него в ближайшие годы не будет ощутимым.

Таким образом, задача по диверсификации поставок на данный момент еще не решена, но заложен фундамент, который позволит существенно увеличить объемы присутствия ГК КСК в других сегментах машиностроения. Важно учитывать, что турбулентность последних лет требует от бизнеса и производства очень быстрого и гибкого реагирования на вызовы внешней среды. У нас только за прошлый год был поставлен большой перечень абсолютно новых задач по освоению компонентов для рельсового транспорта.

Если резюмировать, то сколько у вас сейчас крупных заказчиков без учета «Трансмашхолдинга»?

Порядка десяти.

Кресла собственной разработки КСК для электропоездов «Иволга 3.0» Тарас Спивак: «Задача по диверсификации поставок на данный момент еще не решена, но заложен фундамент, который позволит существенно увеличить объемы присутствия КСК в других сегментах машиностроения». На фото – кресла разработки КСК для электропоездов «Иволга 3.0». Источник: ГК КСК

Как за последние два года изменилась доля присутствия ГК КСК в сегменте локомотивостроения?

В абсолютных величинах реализация компонентов для локомотивов растет. В процентном выражении, с учетом того, что мы сильно расширились по пассажирской линейке, остается стабильной. Но этот год будет переломным, в локомотивах у нас есть продвижение в части электрооборудования. Мы начинаем активные поставки преобразовательной техники для локомотивов, это связано с тем, что в периметр холдинга вошел саранский завод «Электровыпрямитель». Также запускается проект по аутсорсингу аппаратного производства в интересах Новочеркасского электровозостроительного завода (входит в «Трансмашхолдинг». – Прим. ред.). Для его же электровозов серийные поставки кабин начнет НПО «Вояж», входящее в ГК КСК.

Как участвуете в новых тепловозах – в маневровом ТЭМ23 и магистральном 3ТЭ28?

Для ТЭМ23, а также контактно-аккумуляторного ЭМКА2, учитывая унификацию кабин машиниста в них, мы будем поставлять климатические системы. Планируем для этой серии производить и кабины. Также в среднесрочной перспективе электротехнический дивизион начнет выпуск полного комплекта электрооборудования для ТЭМ23. Система управления и тяговый преобразователь, традиционно входящий в комплект, будут дополнены принципиально новым элементом – синхронным тяговым генератором на постоянных магнитах.

В проекте 3ТЭ28 мы участвуем в части климатики: соответствующая система установлена на опытном образце. Также для этого тепловоза планируется разработка элементов интерьера и экстерьера.

Заказчики «Трансмашхолдинга» с прошлого года получили возможность индексировать цены на закупаемый подвижной состав. Внедрена ли у вас такая индексация цен на компоненты и как в целом изменилась маржинальность за это время?

Индексация – это вынужденная мера, обусловленная реальной инфляцией и изменением структуры в себестоимости и предложении. Можно констатировать, что в 2022 году маржинальность точно у всех значительно уменьшилась. И чем ближе к финальному продукту, тем меньше производители получили компенсацию этого роста.

Мы для производства своей продукции в основном закупаем субкомпоненты, сырье и материалы, которые не изготавливаются индивидуально под нас, а носят больше общепромышленный характер. В очень редких случаях мы занимаем в чьем-то портфеле заказов доминирующее положение и являемся ключевым клиентом. Это и хорошо, и плохо одновременно. С одной стороны, поставщик от нас не зависит и уменьшение нашего заказа вряд ли станет для него неразрешимой проблемой. С другой, мы не можем своим заказом повлиять на ценообразование и поведение поставщика.

«Гарантия заказа, например со стороны РЖД, работает на устойчивость производителя конечного продукта, на нас как поставщиков ключевых узлов подвижного состава, но ниже этот фактор уже не действует»

Таким образом, если на рынке наблюдается рост цен на материалы и сырье, мы ощущаем его в полном объеме, не имея возможности остановить, ограничить или переложить на самого поставщика. Это, например, касается всей линейки электротехнической продукции, где цены на сырье и материалы росли не на проценты, а в разы. Сначала пандемия, а потом СВО резко ускорили рост цен.

В то же время бурный «экспресс-рост» наблюдался во втором квартале прошлого года и был больше эмоциональной реакцией рынка. Затем во втором полугодии эта динамика замедлилась и начался обратный процесс. По тем позициям, где было увеличение цен в два раза и больше, мы увидели снижение и начали работать над оптимизацией себестоимости, не переводя это ценовое давление в индексацию по нашей продукции.

Говорить конкретно об индексации не могу, это все-таки коммерческая тайна. Но заказчики, конечно, учитывают влияние макроэкономической ситуации и на нас тоже. В этом году у нас также стоит задача плотно заниматься себестоимостью.

Понижение себестоимости ожидаете на масштабировании?

Нет, оно планируется исходя из того, что все «аварийные» позиции мы закрыли в прошлом году. Мы тогда приняли решение о покупке ряда субкомпонентов, сырья и материалов по любым ценам, чтобы обеспечить продолжение производства как нашей продукции, так и подвижного состава. Сейчас мы перешли к спокойной работе, к формированию запасов, получили возможность торговаться за лучшие условия, выбирать между поставщиками и логистическими схемами.

Приходят ли на российский рынок потенциальные поставщики аналогичных комплектующих из Индии, Турции, Китая, Беларуси?

Нет, и, наверное, они не торопятся полноценно выходить на российский рынок. Есть готовность поставлять с производств у себя в стране, но не локализовывать в России. Поэтому конкуренцию мы здесь не чувствуем и находимся в выигрышном положении.

Какие у ГК КСК основные стратегические задачи на 2023 год?

Если в 2022 году мы занимались «тушением пожаров» и реализовывали больше «экстремальные» шаги, направленные на сохранение и стабилизацию ситуации, то в 2023 году нам надо работать над последствиями. Мы продолжим и завершим работы по обеспечению технологического суверенитета и исключению рисковых позиций в производимой продукции. Часть покупных изделий мы внедряем в производство внутри ГК КСК, осваивая тем самым нижние переделы до тех пор, пока риск не будет нивелирован.

Линия производства климатических систем на предприятии «Транскон» Тарас Спивак: «Мы продолжим и завершим работы по обеспечению технологического суверенитета и исключению рисковых позиций в производимой продукции». На фото – линия производства климатических систем на предприятии «Транскон». Источник: ГК КСК

Какие примеры можете привести?

В конце прошлого года освоили компрессорную установку для поездов метро, в 2023 году аналогичную работу сделаем для железнодорожного моторвагонного подвижного состава. Яркий пример – дверные системы. Раньше мы производили их совместно с иностранными партнерами, отвечая за полотна, в то время как они производили приводы и блоки управления. Теперь же мы перешли на полное производство дверных систем у нас, создали свой привод со всей мехатронной частью и блоком управления. Таких примеров много.

Какая динамика у ГК КСК по патентам?

За 5 лет работы нами получено 38 патентов по направлениям электротехнической продукции, климатического оборудования, компонентов интерьера и экстерьера. Запатентовали две программы для ЭВМ. Для продукции, по которой привлекается господдержка, получение патента является обязательным.

В прошлом году Knorr-Bremse анонсировала планы оснастить телематикой свою продукцию и внедрить систему предиктивного анализа, доступ к которой будет продаваться по подписке. Вы задумывались о создании такого цифрового направления?

Это направление для нас крайне актуально. Оно задумывалось еще с момента создания холдинга, такой подход уже применялся для отслеживания текущего состояния климатического оборудования электропоездов. Однако в качестве полноценного проекта автоматизированной системы мониторинга идея получила воплощение год назад. Совпал ряд факторов. Наша компания «КСК Элком» привлекла субсидию на проект умного вагона, предполагающего создание системы мониторинга. Для пассажирских вагонов локомотивной тяги разрабатывается новое электрооборудование с полным функционалом, полноценной реализацией возможностей мониторинга его состояния и всех потребителей, которые контролируются этим электрооборудованием.

Мы также сформировали в отдельную единицу ИТ-компанию – «КСК Информационные технологии». «КСК Элком» и «КСК ИТ» вместе приступили к реализации проекта системы мониторинга состояния оборудования и за 2022 год успешно реализовали его первый этап. Был создан прототип этой системы, которая позволяет собирать информацию о работе различных компонентов пассажирского вагона с множества датчиков и обеспечивать их расшифровку и пакетную передачу для обработки и интерпретации, а также автоматизировать бизнес-процессы по созданию и движению заявок на ремонт и сервис.

«Система развернута на базе Центра обработки данных ГК КСК. Она собирает данные по 400-500 группам технических параметров телеметрии вагонного оборудования в зависимости от серии пассажирского вагона. Систему можно использовать для расшифровки и ретроспективного анализа данных телеметрии вагонов уже сейчас»

В ближайшее время проект получит дополнительное развитие. На этот год мы запланировали разработку системы автоматизации поиска отказов и предотказных состояний вагонного оборудования, испытания и внедрение соответствующего ПО, а также внедрение самой системы на других предприятиях, задействованных в производстве.

Таким образом идет создание, так сказать, «доверенной среды пассажирского комплекса», по аналогии с той, что реализуется с локомотивами в РЖД?

Абсолютно верно. Насколько мне известно, и «Трансмашхолдинг», и перевозчик подошли к готовности создать такую экосистему, охватывающую все аспекты эксплуатации пассажирских вагонов. В более отдаленных планах у нас расширение функционала этой системы на другой подвижной состав – электропоезда и метро. Предполагается создание и отдельного веб-сервиса.

Печатные платы производства «КСК Элком» Тарас Спивак: «Наша компания «КСК Элком» привлекла субсидию на проект умного вагона, предполагающего создание системы мониторинга». На фото – печатные платы производства «КСК Элком». Источник: ГК КСК

Продолжаете ли работу в части привлечения новых экспортных контрактов?

Мы почти остановили эту деятельность, относимся к ней как к пассивным продажам. Если появляется интерес, то, безусловно, мы его отработаем и реализуем, но развитием экспортного направления не занимаемся. Как я уже говорил, это обусловлено внутренним спросом, который сейчас значительно превышает наши возможности. Все ресурсы сосредоточены на нем.

В начале 2022 года, еще до всех событий, гендиректор RailNovation Ян Хардер писал в своей колонке у нас на портале, что рынок железнодорожного машиностроения из-за вызванного пандемией коронавируса кризиса цепочек поставок начал уходить от глобализации в сторону регионализации. С вашей точки зрения, в свете последних событий закончилась ли эпоха глобального рынка компонентов?

Мир точно не будет прежним, мы все увидим что-то новое, в том числе и по рынку компонентов. Я не думаю, что возникнет множество полностью независимых национальных систем, ведь невозможна ситуация, когда каждой страной одинаково хорошо или хотя бы удовлетворительно выпускаются все типы сырья и материалов. Не слышал, чтобы Россия или другие государства заявляли о том, что имеют цель по стопроцентной суверенизации промышленности.

Очевидно, будет тренд на минимизацию рисков, но полностью исключить кооперацию, импортные и экспортные поставки крайне затруднительно. Новые условия стимулируют развитие национальных производств, поэтому в целом объем национальной продукции, глубина производства сильно увеличатся. Однако глобальный рынок, безусловно, останется, как и глобальная конкуренция, которая является наиболее существенным стимулом развития и повышения объективной конкурентоспособности.

Беседовал Сергей Белов

 ***

Биографическая справка

Тарас Спивак родился в 1980 году. Окончил Тверской государственный университет по специальности «юриспруденция». В 2000-2003 годах работал юристом ряда организаций в Твери и Москве. В 2004 году присоединился к команде Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ, входит в «Трансмашхолдинг»), где занимал должности начальника правового управления, директора по правовому обеспечению. С 2013 по 2017 год являлся коммерческим директором ТВЗ. С января 2018 года – генеральный директор ГК КСК.

***

Направления деятельности ГК КСК и результаты разработок в 2022 году

Дивизион «Электрическая техника». Специализируется на комплектных системах приводов, смежного электротехнического и электронного оборудования для рельсового транспорта. Включает 10 производственных площадок общей площадью более 82 тыс. м2, штат – более 3200 человек. В 2022 году в серийное производство запущено свыше 60 продуктов и комплектов оборудования для метрополитена, электропоездов и локомотивов. Произведено более 30 опытных партий высокотехнологичной продукции. Начаты НИОКР по ряду направлений, включая внедрение отечественной силовой электроники, импортозамещенные комплекты тяговых приводов, систем управления и электрооборудования для вагонов метро Москвы и Санкт-Петербурга и электропоездов ЭГЭ2Тв «Иволга».

Дивизион «Климатическое оборудование». Разработчик и производитель широкой линейки климатической продукции и систем обеззараживания в транспортном исполнении. Включает 4 производственных площадки в трех регионах России общей площадью 23 тыс. м2, штат – более 800 человек. В 2022 году в серийное производство поставлено 9 новых изделий, среди которых климатическое оборудование для железнодорожного, рельсового, городского и общественного транспорта, спецтехники, речного и морского транспорта. Всего на конец 2022 года продуктовый портфель дивизиона насчитывает 81 изделие. Осуществлены НИОКР по более чем 30 проектам, включая подбор и замену зарубежных комплектующих на альтернативные.

Дивизион «Интерьер и экстерьер». Производит компоненты для интерьера и экстерьера железнодорожного и городского транспорта, метрополитена. Включает 2 предприятия, производственные площадки которого расположены в четырех регионах России общей площадью 65 тыс. м2, более 2400 сотрудников. В 2022 году запустил в серийное производство 8 новых изделий, включая двери для электропоездов ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0» и ЭП2Д, поездов метро «Балтиец» и «Москва-2020», кресла III класса, комплекты интерьеров и др. Также начал НИОКР по четырем направлениям, включая новую унифицированную дверь с приводом модульной конструкции и комплекты диванов для вагонов метро, комплекты диванов и вакуумный санитарный комплекс для моторвагонного подвижного состава и пассажирских вагонов локомотивной тяги.

Дивизион «Заготовительное производство». Обеспечивает весь цикл подготовительного производства, в том числе приобретение материала, технологическую подготовку, контроль качества и доставку готовой продукции. Включает в себя раскройно-заготовительное, механообрабатывающее, кузнечно-прессовое, термическое, сварочное, окрасочное, деревообрабатывающее, сборочное и литейное производство, а также компетенции по нанесению гальванопокрытий. В 2022 году в серийное производство запущено свыше ста изделий, применяемых в комплектующих для вагонов метрополитена, электропоездов и локомотивов. Дивизион насчитывает 16 производственных площадок в трех регионах России, более 2800 единиц технологичного оборудования и 226 тыс. м2 производственных площадей с общей численностью 5500 сотрудников.

Активную постановку новых комплектующих на производство в ГК КСК редакция ROLLINGSTOCK включила в топ-10 событий 2022 года на российском рынке подвижного состава.