США: Совместное предприятие RailPulse, включающее нескольких перевозчиков и вагоностроителей страны, готовится в этом году вывести на рынок систему телеметрии. Она должна позволять в онлайн-режиме следить за местоположением вагонов, состоянием их компонентов и перевозимого груза.
СП RailPulse было образовано осенью 2020 года пятью участниками: вагоностроителем TrinityRail, лизинговой компанией GATX, перевозчиками Norfolk Southern, Genesee & Wyoming и Watco. На тот момент на всех участвующих перевозчиков приходилось около 20% парка грузовых вагонов Северной Америки. Финансирование проекта было частично обеспечено грантом Минтранса США в размере $7,9 млн. Позднее к RailPulse присоединился также другой крупнейший вагоностроитель Greenbrier и перевозчик Union Pacific.
Система телеметрии, разрабатываемая в рамках RailPulse, включает установку на вагоны датчиков, которые должны отслеживать в режиме реального времени и отправлять в облачную платформу три основных показателя: геолокацию, техническое состояние его компонентов (подшипников, буферов, сцепок и других частей) и условия перевозки груза (положение дверей или разгрузочных люков, уровень загрузки, температуры влажности внутри вагона, регистрация ударов вагона и других параметров). Для пилотного проекта RailPulse выбрало трех поставщиков телеметрических решений: Nexxiot, ZTR и Hitachi Rail. В ходе первого этапа испытаний, стартовавшего весной 2022 года, на небольшом количестве вагонов проводилась проверка работоспособности датчиков и программного обеспечения от каждого поставщика.
Датчик GPS от Nexxiot, установленный на грузовой вагон Union Pacific в рамках проекта RailPulse. Источник: Union Pacific
Ко второму этапу проекта RailPulse приступило в июле 2022 года. Каждый из семи участников проекта обязался оснастить 50 своих вагонов одним и тем же набором датчиков, что позволило создать испытательный парк из 350 вагонов и тестировать их в ходе повседневных операций на сети в полевых условиях. Тогда в RailPulse заявляли, что продолжают проверять производительность телеметрического оборудования, а также стандартизировать процесс установки приборов для пяти различных родов вагонов, включая полувагоны, крытые вагоны, хопперы, цистерны и автомобилевозы. Ключевой задачей являлось сохранение точности сбора данных при конструкционных различиях вагонов и их компонентов.
Третий этап проекта должен начаться в конце января-начале февраля. К этому времени участники RailPulse должны завершить оснащение датчиками дополнительных 650 вагонов. Они будут участвовать в цикле испытаний этого года, после чего планируется подготовить финальный отчет о результативности технологии. Данные о вагонах будут отправляться из систем поставщиков телеметрии на облачную платформу RailPulse, где будут дополняться другими данными, компилироваться, анализироваться и передаваться эксплуатантам. На данном этапе RailPulse также планирует оформить требования к сертификации поставщиков телеметрии. Система телеметрии RailPulse, включая онлайн-платформу, должна быть запущена во втором квартале 2023 года.
Также в рамках СП RailPulse один из его участников — TrinityRail — в 2021 году запустил собственную платформу Trinsight для отслеживания местонахождения грузовых вагонов, их технического состояния, а также ряда других показателей в режиме реального времени. Заявлялось, что платформа должна обрабатывать данные от 132 тыс. вагонов, которыми владеет и управляет Trinity Rail в Северной Америке (у вагоностроителя действует собственное лизинговое подразделение). В систему планировалось интегрировать машинное обучение для ведения предиктивной аналитики.
Наиболее широкое распространение системы телематики на грузовых вагонах на текущий момент получили в Европе. Так, Nexxiot заявляет, что ее датчиками оборудованы примерно 200 тыс. грузовых вагонов, что составляет более 25% парка европейских перевозчиков. В прошлом году австрийский грузовой перевозчик Rail Cargo (входит в OBB) сообщил, что внедрил телематику на 11 тыс. грузовых вагонов. Также к 2021 году телематическими устройствами Siemens было оснащено 63 тыс. грузовых вагонов немецкой DB Cargo.
Внедрение телематики на грузовых вагонах прорабатывается и в России. Основные поставщики телематики на текущий момент – НПП «Раторм» и «Центр 2М». В октябре 2022 года был представлен к обсуждению проект стандарта на требования к бортовым системам мониторинга и диагностики грузовых вагонов. Также «РМ Рейл» сообщала, что планирует в 2023 году установить телематические устройства НПП «Раторм» на 70 хопперах 19-1299 с алюминиевым кузовом. Датчики для отслеживания различных параметров уже используются в серийных хопперах-дозаторах 19-6940 (производитель – «Синара – Транспортные Машины») и в рефвагонах 16-5213 от «РусРефа» (выпускает УВЗ).