Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

ВНИИЖТ работает над созданием и внедрением систем автоматизации подвижного состава

18 августа 2022
Время чтения ~ 5 мин
Электропоезд ЭД4М на станции Монино
Электропоезд ЭД4М на станции Монино. Источник: railgallery.ru
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 5 мин

Россия: Институт интегрирует устройства диагностической телематики на 9 электропоездов ЭД4М в депо Московской железной дороги. В то же время проект системы машинного зрения ВНИИЖТ для путевой техники вышел в финал конкурса РЖД «Новое звено».

Научно-информационный аналитический центр ВНИИЖТ (НИАЦ ВНИИЖТ) разработал бортовое устройство автоматизированной системы контроля за работой моторвагонного подвижного состава (БУ АС КР МВПС), которое будет отслеживать положение дверей, температуры в салоне, скорость движения, местоположение и выводить эту информацию на монитор в кабине машиниста. Например, данные о геолокации поезда помогут отслеживать соответствие графика движения МВПС расписанию. В части работы дверей технология должна позволить избежать зажатия пассажиров, сократить потерь во времени для определения конкретной незакрытой двери и др.

Схема взаимодействия модулей БУ АС КР МВПС Схема взаимодействия модулей БУ АС КР МВПС (увеличить). Источник: НИАЦ ВНИИЖТ

Как рассказала «Гудку» начальник отдела комплексных инновационных проектов НИАЦ ВНИИЖТ Вероника Федорова, уже закончен монтаж и производится пуско-наладка системы на 9 одиннадцативагонных поездах ЭД4М в моторвагонном депо Москва-2 Ярославская. Технология должна стать базой для создания единой системы диагностики и мониторинга подвижного состава пригородного сообщения АС ДМПС, которая будет агрегировать данные от бортовых устройств.

Оборудование БУ АС КР МВПС, монтируемое в депо Москва-2 Ярославская Оборудование БУ АС КР МВПС, монтируемое в депо Москва-2 Ярославская (увеличить). Источник: НИАЦ ВНИИЖТ

В июне ВНИИЖТ получил патент на АС ДМПС. В нем также отмечено, что система будет также мониторить населенность вагонов (занятость пассажирских мест), освещенность внутри состава, влажность и процентное содержание в воздухе углекислого газа, пыли и других веществ. Для этого вагоны будут оснащаться автономными беспроводными датчиками контроля температуры воздуха, контроля закрытия дверей, влажности воздуха, состава воздуха, освещенности, веса вагона. Их количество может варьироваться в зависимости от требований эксплуатанта. В первый и второй головные вагоны МВПС будут устанавливаться навигационные модули ГЛОНАСС/GPS. Отслеживать наполняемость вагонов будут 4 датчика, установленных на буксовых узлах вагона. Они будут измерять вес вагона в режиме реального времени, из этой цифры будет автоматически вычитаться вес пустого вагона, а затем полученная сумма будет делиться на 80 кг (среднестатистический вес одного пассажира с багажом при проезде в пригородном поезде).

Интерфейс БУ АС КР МВПС для машиниста Интерфейс БУ АС КР МВПС для машиниста (увеличить). Источник: НИАЦ ВНИИЖТ

АС ДМПС. Главная страница АС ДМПС. Главная страница (увеличить). Источник: НИАЦ ВНИИЖТ

Планируется, что данные с датчиков по каналам сотовой связи будут стекаться в сервер обработки данных, откуда отсортированная информация с разбивкой на вагоны будет передаваться в сервер приложений для персонала и сервер приложений для пассажиров. Предполагается, что они смогут отправлять сообщения в центр мониторинга о несоответствии реальных параметров качества услуги отображаемым в приложении и иные претензии и предложения, относящиеся к достоверности предоставляемой услуги.

Также на этой неделе стало известно о выходе в финал молодежного конкурса РЖД «Новое звено» проекта «Машинное зрение для контроля готовности выполнения работ специального подвижного состава». Команда НИАЦ ВНИИЖТ работает над ним уже более полутора лет.

Этот проект призван автоматизировать контроль готовности участков для выправки пути и предполагается к интеграции в уже распространенную на сети предыдущую разработку ВНИИЖТ – автоматизированную систему контроля за работой специального подвижного состава (АС КРСПС «САДКО»). Дополняющая АС КРСПС система технического зрения автоматически определяет заполнение щебнем шпальных ящиков, наличие и состояние рельсовых скреплений, критическое состояние шпал, отсутствие угона пути, а также наличие на путях устройств энергосистем, систем автоматики и сигнализации. При этом окончательное решение о допуске выправочной техники будет приниматься руководителем работ с учетом заключения системы. Как отмечают авторы проекта, работа данной системы не зависит от погодных условий, времени года и суток, монтируется без доработки конструкции подвижного состава. Система уже прошла предварительные испытания на полигоне Октябрьской железной дороги, по результатам которых ее работоспособность была подтверждена.

Принцип работы АС КРСПС «САДКО». Источник: НИАЦ ВНИИЖТ, youtube.com

По словам Вероники Федоровой, в рамках проекта предлагается устанавливать на специальный подвижной состав камеры, лидары, осветительные приборы и вычислительный модуль с искусственным интеллектом. «Много времени занял процесс обучения искусственного интеллекта, нужно было максимально учесть все варианты участков пути и их просканировать, проанализировать», — отмечает она. В декабре 2021 года в интервью «Гудку» и.о. директора НИАЦ ВНИИЖТ Вадим Кунгурцев указывал, что практически полностью завершено оснащение АС КРСПС основного парка выправочной и снегоуборочной техники предприятий Дирекции по эксплуатации путевых машин (ЦДИМ) РЖД. На тот момент к ней были подключены около 3,5 тыс. единиц путевой техники свыше 100 типов и модификаций.