Россия: Водородные топливные элементы, мощные Li-Ion аккумуляторы и синтетическое топливо – эти технологии дополнили ранее утвержденный Правительством России перечень технологий для заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК).
СПИК является инструментом государственной промышленной политики и предполагает, что заключающий с государством контракт инвестор осваивает производство нужной продукции и получает различную поддержку: налоговые льготы, преференции при проведении госзакупок и при аренде земельных участков. Контракты заключаются на срок до 15 лет, если вложения в проект не превышают 50 млрд рублей. При большей сумме период действия соглашения может быть увеличен до 20 лет. Исходный перечень, утвержденный в ноябре 2020 года, включал 630 технологий. Новым распоряжением Правительства добавлены еще более 80.
Согласно документу, СПИК может быть заключен на освоение технологии производства водородных топливных элементов мощностью от 10 кВт с возможностью модульного исполнения. Срок актуальности освоения технологии – до 2040 года.
В России работы по водородной тяге ведут оба крупнейших производителя подвижного состава – «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и «Синара – Транспортные Машины» (СТМ). ТМХ разрабатывает водородный поезд на базе рельсового автобуса «Орлан» (по планам РЖД, запуск опытной эксплуатации – в 2023 году), а СТМ – маневровый и магистральный локомотивы с планом выпустить прототипы в 2026-2027 годах. В ноябре СТМ сообщила о ближайших планах смоделировать интегрированный привод с применением силовых установок на водороде.
Также государство может заключить СПИК на освоение технологии производства литий-ионных аккумуляторов для тяговых аккумуляторных батарей. В документе установлены различные параметры минимальных удельной энергии (от 120 Вт*ч/кг), удельной мощности (от 900 Вт*ч/кг) и плотности энергии (не менее 300 Вт*ч/л на ячейку) в зависимости от потребностей техники, на которой предполагается внедрение аккумуляторов. Одной из целевых сфер для применения таких аккумуляторов указан электротранспорт. Срок актуальности освоения технологии – до конца 2040 года.
На днях СТМ анонсировала работы по аккумуляторной версии электропоезда «Ласточка». Как сообщил в рамках встречи «Синара Public Talks» руководитель центра управления проектами «Уральских локомотивов» (входят в СТМ) Григорий Голубев, НИОКР по тяговой системе планируется на следующий год, опытный образец аккумуляторного поезда ожидается в 2023 году. В свою очередь ТМХ разрабатывает маневровый электровоз ЭМКА2 с тягой как от аккумуляторов, так и от контактной сети: его ввод в эксплуатацию запланирован после 2023 года.
Третья актуальная для тяги подвижного состава технология, утвержденная к освоению в рамках СПИК – производство синтетического моторного топлива из газа. Предполагается, что будут внедрены две стадии его производства: первая – получение синтез-газа из метана или попутного нефтяного газа, вторая – преобразование синтез-газа в топливо. Установлено условие, что единичная мощность одной создаваемой инвестором технологической линии должна быть не менее 1 млн т в год. Срок актуальности освоения установлен на 2045 год.
Как отмечал президент ОПЖТ Валентин Гапанович, в среднесрочной перспективе синтетическое топливо может быть хорошим решением для тяги подвижного состава как с точки зрения стоимости, так и вредных выбросов. «Его использование позволит в основном сохранить топливозаправочные комплексы РЖД и требует лишь незначительной модернизации топливной аппаратуры дизельных двигателей», – говорил он в интервью «Технике железных дорог».