Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

10 лет с ФРП: история поддержки развития железнодорожного машиностроения России

13 мая 2025
Время чтения ~ 12 мин
Производство поездов метро серии 81-775/776/777 («Москва-2020») на заводе Метровагонмаш
Производство поездов метро на заводе «Метровагонмаш». Источник: Антон Денисов / РИА Новости
Время чтения ~ 12 мин

Фонд развития промышленности (ФРП) был организован 10 лет назад по инициативе Минпромторга России для реализации новых промышленных проектов по выпуску импортозамещающей продукции и локализации производства компонентной базы. Традиционными лидерами по числу профинансированных Фондом проектов выступают предприятия отрасли машиностроения, включая и производителей рельсового подвижного состава.

Основные вехи участия ФРП в развитии железнодорожного машиностроения России наглядно видны при анализе динамики становления производств в этом сегменте. Сегодня сфера производства рельсовой техники — одна из основ технологического суверенитета страны, а роль Фонда является одной из ключевых в его обеспечении.

ФРП в цифрах и фактах

В настоящее время Фонд развития промышленности предлагает льготные займы по ставкам 3% и 5% годовых на сумму от 5 млн до 2 млрд рублей сроком до 7 лет. Фонд уже предоставил промышленникам льготное финансирование на общую сумму порядка 640 млрд рублей для реализации свыше 1900 промышленных проектов. Свыше 1000 предприятий с привлечением средств ФРП уже запустили новые производства или увеличили объемы выпуска заявленной продукции.

Основные условия программ финансирования от ФРП (увеличить)

Широкий инструментарий программ ФРП позволяет бизнесу привлекать целевые займы на проекты по производству импортозамещающей, высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, выпуск которой способствует достижению технологического лидерства.

В условиях высокого спроса на государственное финансирование Фонд развития промышленности четко расставляет приоритеты. Основными направлениями для финансирования выступают проекты по импортозамещению, локализации производства компонентной базы, станкостроению, цифровизации производств и повышению производительности труда.

Отраслевое распределение проектов, профинансированных ФРП (увеличить)

Традиционными лидерами по количеству профинансированных проектов выступают предприятия отрасли машиностроения – более 520 проектов на общую сумму свыше 260 млрд рублей. В их число входят и производители рельсового подвижного состава.

Стальные колеса страны

Сегодня важной составляющей в достижении технологического лидерства является создание и расширение производства новых отечественных современных и комфортных поездов. Стоит отметить, что с усилением санкционного давления в 2022 году российские производители подвижного состава столкнулись с объективными проблемами закупки зарубежных составов и комплектующих, поэтому у крупных игроков рынка появился запрос на углубленную локализацию производства.

Всего в сфере железнодорожного машиностроения Фонд профинансировал 76 проектов по производству подвижного состава и комплектующих на общую сумму 45,4 млрд рублей. При этом более половины из них – 47 проектов – пришлась именно на 2022-2024 годы.

Проекты, профинансированные ФРП, в области железнодорожного машиностроения (увеличить)

Все эти годы Фонд предоставлял льготные займы крупнейшим производителям подвижного состава и научно-производственным предприятиям, занятым в данной сфере. Средства ФРП направлялись на суверенизацию выпуска существующих моделей электровозов и пассажирских вагонов, производство тягового электрооборудования, тяжелых рядных и дизельных двигателей, локализацию критических компонентов для тепловозов, тормозного оборудования для электропоездов.

Обширна и освоенная при поддержке ФРП номенклатура компонентов: это системы интеллектуального управления движения поездов, управляемые коммутаторы и кроссовое станционное оборудование, фреоновые компрессоры и специальные транспортные вентиляторы, автосцепки грузовых вагонов и локомотивов, блоки цилиндров, буксовые подшипники и многое другое.

Например, в июле 2022 года чебоксарское предприятие «ЭЛАРА» в два раза увеличило производство автоматических систем для интеллектуального управления движением на железной дороге. ФРП профинансировал реализацию проекта на сумму 285 млн рублей. В результате объем выпуска систем управления движением поездов АБТЦ-МШ вырос в два раза – до 840 шкафов в год. Система – полностью отечественная разработка от «ЭЛАРА» и НИИАС, а заказчиком комплекса выступает РЖД.

На производстве завода «ЭЛАРА» На производстве завода «ЭЛАРА». Источник: oaoapz

В апреле 2023 года «Транспневматика» в Нижегородской области приступила к серийному выпуску систем дискового тормоза для электропоездов «Финист», закупаемых РЖД, а также для электропоездов «Иволга», которые выходят сегодня на новые линии Московских центральных диаметров МЦД-3 и МЦД-4. Фонд развития промышленности предоставил предприятию средства на создание нового производства в размере 199 млн рублей.

О производстве систем дискового тормоза для электропоездов в «Транспневматике». Источник: ФРП, март 2024

В процессе создания новых систем дискового тормоза предприятием использованы семь собственных запатентованных технических решений компании, более 80% комплектующих конечного изделия производится на самом предприятии. Локализацию производства довели до 100%, закупая оставшиеся 20% комплектующих у отечественных производителей.

Проекты, направленные на развитие производства подвижного состава, наиболее активно финансировались в рамках программ «Комплектующие изделия», «Проекты развития», «Транспортное машиностроение» и «Лизинг».

Кроме того, благодаря механизму Кластерной инвестиционной платформы (КИП), который был внедрен в 2023 году по инициативе Правительства РФ и Минпромторга России, бизнес получил возможность наращивать выпуск приоритетной продукции с привлечением долгосрочных льготных кредитов от банков. Оператором КИП выступает ФРП. Всего уже одобрено больше полусотни таких крупных инициатив на общую сумму порядка 1 трлн рублей, включая производство подвижного состава и комплектующих.

Свежие вести с локальных полей

Только за последние полгода с привлечением финансирования ФРП российские промышленники запустили несколько производств по выпуску подвижного состава и комплектующих.

Например, в январе 2025 года «Завод точного литья» открыл в Рязани новый цех по выпуску комплектующих для вагонов метро, электропоездов, магистральных и маневровых тепловозов. Общие мощности цеха – 23 тыс. деталей в год. Общий бюджет проекта составил более 520 млн рублей, из которых 362 млн рублей – льготное финансирование от ФРП.

Новый цех механической обработки на «Завод точного литья» Новый цех механической обработки на «Заводе точного литья». Источник: Завод точного литья

Новый цех начал производство корпусов редуктора колесной пары, крышек цилиндра двигателя, корпусов тележек. Продукция устанавливается в вагоны метро «Москва-2020», «Москва-2024» и «Балтиец», на электропоезда «Иволга 3.0» и «Иволга 4.0», а также на современные тепловозы и электровозы, среди которых «Витязь», «Ермак», «Пересвет» и другие.

Уровень локализации продукции – 100%. Заказчиками выступают предприятия «Трансмашхолдинга» (ТМХ). Ранее существенную часть российского рынка специальных отливок с полной механической обработкой для подвижного железнодорожного состава занимали иностранные поставщики. Компания планирует обеспечить потребности заводов ТМХ, заместив импорт.


Олег Регуш, генеральный директор ООО «Завод точного литья»

Олег Регуш, генеральный директор «Завода точного литья»:

«Мировая политическая и экономическая обстановка поспособствовала созданию «волны» профильных заказов – комплектующих из стального и чугунного литья, прошедших необходимую механическую обработку и полностью готовых к применению в процессе сборки продукции железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения. Проведенное с использованием средств льготного займа Фонда развития промышленности расширение парка обрабатывающих центров позволило нам увеличить долю продукции с механической обработкой на 25%».


Значительно сотрудничество ФРП и с самим периметром ТМХ. Так, в декабре 2024 года Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ, входит в ТМХ) запустил в Подмосковье серийное производство отечественных редукторов для электропоездов «Иволга 4.0». Общий объем инвестиций в реализацию проекта составил 1,8 млрд рублей, из них 1,45 млрд в виде льготного займа предоставил ФРП.

Редуктор для электропоезда ЭГЭ2Тв «Иволга 4.0» Редуктор для электропоезда ЭГЭ2Тв «Иволга 4.0». Источник: ТМХ

Созданные производственные мощности позволяют выпускать порядка 600 редукторов в год. Запуск производства редукторов позволил снизить риски, связанные с поставками этих ключевых компонентов из-за границы, и укрепить технологический суверенитет страны.


генеральный директор ОАО «ДМЗ» Владимир Чекалин

Владимир Чекалин, генеральный директор Демиховского машиностроительного завода:

«Инвестиции ТМХ и финансирование ФРП позволили нам реализовать стратегически важный для железнодорожного машиностроения проект – выпуск полностью отечественных редукторов для «Иволги». Мы не только закупили оборудование, но и модернизировали цеха, создали комфортные условия труда для специалистов, которые будут задействованы на новом производстве. Освоение выпуска редукторов – важный шаг в развитии внутрихолдинговой кооперации. ДМЗ – поставщик комплектующих для крупнейших предприятий ТМХ: мы производим колесные пары для вагонов метро “Метровагонмаша”, расширяем сотрудничество с Тверским вагоностроительным заводом. Прорабатываем и другие направления кооперации с предприятиями холдинга».


При поддержке ФРП компания «ТМХ-Электротех» (входит в «ТМХ Энергетические решения») начала производить в Ростовской области асинхронные тяговые электродвигатели четырех новых типов. Это двигатели ДТА-380У1 для современных электропоездов «Иволга 3.0» и «Иволга 4.0», электродвигатели ДТА-170 для вагонов метро «Москва-2020», «Москва-2024» и «Балтиец», электродвигатели ДТА-200Т для новейших маневровых тепловозов ТЭМ23 и двигатели ДТА-125 для маневровых электровозов ЭМКА2. Ранее двигатели таких типов в России не производились. Общие инвестиции в проект составили 6,7 млрд рублей, из них 5,2 млрд рублей в виде двух льготных займов предоставил ФРП.

Опытный образец электродвигателя ДТА-170 Опытный образец электродвигателя ДТА-170. Источник: ТМХ

«ТМХ-Электротех» наращивает собственное производство электрических машин для обеспечения железнодорожного машиностроения отечественными комплектующими с целью обеспечения технологического суверенитета России в области рельсового транспорта. Заказчиками двигателей для грузовых магистральных локомотивов и двигателей  для маневровой техники выступают предприятия группы ТМХ – Новочеркасский электровозостроительный завод, Брянский машиностроительный завод и Коломенский завод. В свою очередь двигатели для вагонов метро и электропоездов приобретают «Метровагонмаш», Тверской вагоностроительный и Демиховский машиностроительный заводы, также входящие в состав ТМХ.


генеральный директор ООО «ТМХ-Электротех» Адель Мустафин

Адель Мустафин, генеральный директор «ТМХ-Электротех»

«Предприятие «ТМХ-Электротех» стремится расширить собственное производство электрических машин для обеспечения железнодорожного машиностроения отечественными комплектующими в рамках внутрихолдинговой кооперации и обеспечения технологического суверенитета России в области рельсового транспорта. Благодаря сотрудничеству с Фондом развития промышленности появилась возможность реализовать проект с локализацией сразу всей линейки эксплуатируемых тяговых двигателей с выходом на необходимые мощности за один инвестиционный цикл».


Также в декабре 2024 года ФРП подписал договор о льготном финансировании проекта компании «Уральские локомотивы» на сумму 7,2 млрд рублей. Предприятие сегодня создает серийное производство высокоскоростных поездов мощностью до 144 вагонов в год.

Реализация проекта является стратегически значимой для развития современного транспортного каркаса России в средней и долгосрочной перспективе. Новые высокотехнологичные комфортабельные электропоезда будут способны развивать скорость до 400 км/ч (конструкционная составит 360 км/ч). Они будут курсировать на высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. Основным потребителем продукции выступает РЖД.

Макет проекта российского высокоскоростного поезда Макет проекта российского высокоскоростного поезда. Источник: СТМ

Впоследствии такие составы будут поставляться на другие перспективные линии ВСМ. Также в рамках проекта планируется произвести модернизацию существующих объектов производственных площадей и инфраструктуры, осуществить покупку современного оборудования для производства узлов электропоездов.

Юбилейный вагон

Таким образом, можно заключить, что запрос крупных производителей на развитие и локализацию подвижного состава существенно возрос с 2022 года. При этом компании для реализации масштабных проектов активно пользуются не только займами ФРП, но и механизмом КИП, где размер льготного кредита может достигать 100 млрд рублей.

Электропоезд «Иволга 4.0.» Электропоезд «Иволга 4.0.». Источник: В. Новикова/Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Так, в марте 2025 года ТМХ сообщил о выпуске своего тысячного вагона электропоезда «Иволга» на Тверском вагоностроительном заводе. Все критические компоненты и узлы электропоезда полностью локализованы. Для повышения объемов серийного производства предприятие воспользовалось льготным банковским кредитом через механизм Кластерной инвестиционной платформы, оператором которой выступает ФРП.

Подготовлено пресс-службой ФРП

Дополнительно: Подборка материалов сайта ROLLINGSTOCK о работе ФРП в железнодорожном машиностроении 

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK