Фонд развития промышленности (ФРП) был организован 10 лет назад по инициативе Минпромторга России для реализации новых промышленных проектов по выпуску импортозамещающей продукции и локализации производства компонентной базы. Традиционными лидерами по числу профинансированных Фондом проектов выступают предприятия отрасли машиностроения, включая и производителей рельсового подвижного состава.
Основные вехи участия ФРП в развитии железнодорожного машиностроения России наглядно видны при анализе динамики становления производств в этом сегменте. Сегодня сфера производства рельсовой техники — одна из основ технологического суверенитета страны, а роль Фонда является одной из ключевых в его обеспечении.
ФРП в цифрах и фактах
В настоящее время Фонд развития промышленности предлагает льготные займы по ставкам 3% и 5% годовых на сумму от 5 млн до 2 млрд рублей сроком до 7 лет. Фонд уже предоставил промышленникам льготное финансирование на общую сумму порядка 640 млрд рублей для реализации свыше 1900 промышленных проектов. Свыше 1000 предприятий с привлечением средств ФРП уже запустили новые производства или увеличили объемы выпуска заявленной продукции.
Широкий инструментарий программ ФРП позволяет бизнесу привлекать целевые займы на проекты по производству импортозамещающей, высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, выпуск которой способствует достижению технологического лидерства.
В условиях высокого спроса на государственное финансирование Фонд развития промышленности четко расставляет приоритеты. Основными направлениями для финансирования выступают проекты по импортозамещению, локализации производства компонентной базы, станкостроению, цифровизации производств и повышению производительности труда.
Традиционными лидерами по количеству профинансированных проектов выступают предприятия отрасли машиностроения – более 520 проектов на общую сумму свыше 260 млрд рублей. В их число входят и производители рельсового подвижного состава.
Стальные колеса страны
Сегодня важной составляющей в достижении технологического лидерства является создание и расширение производства новых отечественных современных и комфортных поездов. Стоит отметить, что с усилением санкционного давления в 2022 году российские производители подвижного состава столкнулись с объективными проблемами закупки зарубежных составов и комплектующих, поэтому у крупных игроков рынка появился запрос на углубленную локализацию производства.
Всего в сфере железнодорожного машиностроения Фонд профинансировал 76 проектов по производству подвижного состава и комплектующих на общую сумму 45,4 млрд рублей. При этом более половины из них – 47 проектов – пришлась именно на 2022-2024 годы.
Все эти годы Фонд предоставлял льготные займы крупнейшим производителям подвижного состава и научно-производственным предприятиям, занятым в данной сфере. Средства ФРП направлялись на суверенизацию выпуска существующих моделей электровозов и пассажирских вагонов, производство тягового электрооборудования, тяжелых рядных и дизельных двигателей, локализацию критических компонентов для тепловозов, тормозного оборудования для электропоездов.
Обширна и освоенная при поддержке ФРП номенклатура компонентов: это системы интеллектуального управления движения поездов, управляемые коммутаторы и кроссовое станционное оборудование, фреоновые компрессоры и специальные транспортные вентиляторы, автосцепки грузовых вагонов и локомотивов, блоки цилиндров, буксовые подшипники и многое другое.
Например, в июле 2022 года чебоксарское предприятие «ЭЛАРА» в два раза увеличило производство автоматических систем для интеллектуального управления движением на железной дороге. ФРП профинансировал реализацию проекта на сумму 285 млн рублей. В результате объем выпуска систем управления движением поездов АБТЦ-МШ вырос в два раза – до 840 шкафов в год. Система – полностью отечественная разработка от «ЭЛАРА» и НИИАС, а заказчиком комплекса выступает РЖД.
На производстве завода «ЭЛАРА». Источник: oaoapz
В апреле 2023 года «Транспневматика» в Нижегородской области приступила к серийному выпуску систем дискового тормоза для электропоездов «Финист», закупаемых РЖД, а также для электропоездов «Иволга», которые выходят сегодня на новые линии Московских центральных диаметров МЦД-3 и МЦД-4. Фонд развития промышленности предоставил предприятию средства на создание нового производства в размере 199 млн рублей.
О производстве систем дискового тормоза для электропоездов в «Транспневматике». Источник: ФРП, март 2024
В процессе создания новых систем дискового тормоза предприятием использованы семь собственных запатентованных технических решений компании, более 80% комплектующих конечного изделия производится на самом предприятии. Локализацию производства довели до 100%, закупая оставшиеся 20% комплектующих у отечественных производителей.
Проекты, направленные на развитие производства подвижного состава, наиболее активно финансировались в рамках программ «Комплектующие изделия», «Проекты развития», «Транспортное машиностроение» и «Лизинг».
Кроме того, благодаря механизму Кластерной инвестиционной платформы (КИП), который был внедрен в 2023 году по инициативе Правительства РФ и Минпромторга России, бизнес получил возможность наращивать выпуск приоритетной продукции с привлечением долгосрочных льготных кредитов от банков. Оператором КИП выступает ФРП. Всего уже одобрено больше полусотни таких крупных инициатив на общую сумму порядка 1 трлн рублей, включая производство подвижного состава и комплектующих.
Свежие вести с локальных полей
Только за последние полгода с привлечением финансирования ФРП российские промышленники запустили несколько производств по выпуску подвижного состава и комплектующих.
Например, в январе 2025 года «Завод точного литья» открыл в Рязани новый цех по выпуску комплектующих для вагонов метро, электропоездов, магистральных и маневровых тепловозов. Общие мощности цеха – 23 тыс. деталей в год. Общий бюджет проекта составил более 520 млн рублей, из которых 362 млн рублей – льготное финансирование от ФРП.
Новый цех механической обработки на «Заводе точного литья». Источник: Завод точного литья
Новый цех начал производство корпусов редуктора колесной пары, крышек цилиндра двигателя, корпусов тележек. Продукция устанавливается в вагоны метро «Москва-2020», «Москва-2024» и «Балтиец», на электропоезда «Иволга 3.0» и «Иволга 4.0», а также на современные тепловозы и электровозы, среди которых «Витязь», «Ермак», «Пересвет» и другие.
Уровень локализации продукции – 100%. Заказчиками выступают предприятия «Трансмашхолдинга» (ТМХ). Ранее существенную часть российского рынка специальных отливок с полной механической обработкой для подвижного железнодорожного состава занимали иностранные поставщики. Компания планирует обеспечить потребности заводов ТМХ, заместив импорт.
Олег Регуш, генеральный директор «Завода точного литья»:
«Мировая политическая и экономическая обстановка поспособствовала созданию «волны» профильных заказов – комплектующих из стального и чугунного литья, прошедших необходимую механическую обработку и полностью готовых к применению в процессе сборки продукции железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения. Проведенное с использованием средств льготного займа Фонда развития промышленности расширение парка обрабатывающих центров позволило нам увеличить долю продукции с механической обработкой на 25%».
Значительно сотрудничество ФРП и с самим периметром ТМХ. Так, в декабре 2024 года Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ, входит в ТМХ) запустил в Подмосковье серийное производство отечественных редукторов для электропоездов «Иволга 4.0». Общий объем инвестиций в реализацию проекта составил 1,8 млрд рублей, из них 1,45 млрд в виде льготного займа предоставил ФРП.
Редуктор для электропоезда ЭГЭ2Тв «Иволга 4.0». Источник: ТМХ
Созданные производственные мощности позволяют выпускать порядка 600 редукторов в год. Запуск производства редукторов позволил снизить риски, связанные с поставками этих ключевых компонентов из-за границы, и укрепить технологический суверенитет страны.
Владимир Чекалин, генеральный директор Демиховского машиностроительного завода:
«Инвестиции ТМХ и финансирование ФРП позволили нам реализовать стратегически важный для железнодорожного машиностроения проект – выпуск полностью отечественных редукторов для «Иволги». Мы не только закупили оборудование, но и модернизировали цеха, создали комфортные условия труда для специалистов, которые будут задействованы на новом производстве. Освоение выпуска редукторов – важный шаг в развитии внутрихолдинговой кооперации. ДМЗ – поставщик комплектующих для крупнейших предприятий ТМХ: мы производим колесные пары для вагонов метро “Метровагонмаша”, расширяем сотрудничество с Тверским вагоностроительным заводом. Прорабатываем и другие направления кооперации с предприятиями холдинга».
При поддержке ФРП компания «ТМХ-Электротех» (входит в «ТМХ Энергетические решения») начала производить в Ростовской области асинхронные тяговые электродвигатели четырех новых типов. Это двигатели ДТА-380У1 для современных электропоездов «Иволга 3.0» и «Иволга 4.0», электродвигатели ДТА-170 для вагонов метро «Москва-2020», «Москва-2024» и «Балтиец», электродвигатели ДТА-200Т для новейших маневровых тепловозов ТЭМ23 и двигатели ДТА-125 для маневровых электровозов ЭМКА2. Ранее двигатели таких типов в России не производились. Общие инвестиции в проект составили 6,7 млрд рублей, из них 5,2 млрд рублей в виде двух льготных займов предоставил ФРП.
Опытный образец электродвигателя ДТА-170. Источник: ТМХ
«ТМХ-Электротех» наращивает собственное производство электрических машин для обеспечения железнодорожного машиностроения отечественными комплектующими с целью обеспечения технологического суверенитета России в области рельсового транспорта. Заказчиками двигателей для грузовых магистральных локомотивов и двигателей для маневровой техники выступают предприятия группы ТМХ – Новочеркасский электровозостроительный завод, Брянский машиностроительный завод и Коломенский завод. В свою очередь двигатели для вагонов метро и электропоездов приобретают «Метровагонмаш», Тверской вагоностроительный и Демиховский машиностроительный заводы, также входящие в состав ТМХ.
Адель Мустафин, генеральный директор «ТМХ-Электротех»
«Предприятие «ТМХ-Электротех» стремится расширить собственное производство электрических машин для обеспечения железнодорожного машиностроения отечественными комплектующими в рамках внутрихолдинговой кооперации и обеспечения технологического суверенитета России в области рельсового транспорта. Благодаря сотрудничеству с Фондом развития промышленности появилась возможность реализовать проект с локализацией сразу всей линейки эксплуатируемых тяговых двигателей с выходом на необходимые мощности за один инвестиционный цикл».
Также в декабре 2024 года ФРП подписал договор о льготном финансировании проекта компании «Уральские локомотивы» на сумму 7,2 млрд рублей. Предприятие сегодня создает серийное производство высокоскоростных поездов мощностью до 144 вагонов в год.
Реализация проекта является стратегически значимой для развития современного транспортного каркаса России в средней и долгосрочной перспективе. Новые высокотехнологичные комфортабельные электропоезда будут способны развивать скорость до 400 км/ч (конструкционная составит 360 км/ч). Они будут курсировать на высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. Основным потребителем продукции выступает РЖД.
Макет проекта российского высокоскоростного поезда. Источник: СТМ
Впоследствии такие составы будут поставляться на другие перспективные линии ВСМ. Также в рамках проекта планируется произвести модернизацию существующих объектов производственных площадей и инфраструктуры, осуществить покупку современного оборудования для производства узлов электропоездов.
Юбилейный вагон
Таким образом, можно заключить, что запрос крупных производителей на развитие и локализацию подвижного состава существенно возрос с 2022 года. При этом компании для реализации масштабных проектов активно пользуются не только займами ФРП, но и механизмом КИП, где размер льготного кредита может достигать 100 млрд рублей.
Электропоезд «Иволга 4.0.». Источник: В. Новикова/Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Так, в марте 2025 года ТМХ сообщил о выпуске своего тысячного вагона электропоезда «Иволга» на Тверском вагоностроительном заводе. Все критические компоненты и узлы электропоезда полностью локализованы. Для повышения объемов серийного производства предприятие воспользовалось льготным банковским кредитом через механизм Кластерной инвестиционной платформы, оператором которой выступает ФРП.
Подготовлено пресс-службой ФРП
Дополнительно: Подборка материалов сайта ROLLINGSTOCK о работе ФРП в железнодорожном машиностроении
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK