Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Африканский вектор: с кем прорабатывают сотрудничество в РЖД

5 ноября 2025
Время чтения ~ 9 мин
Электровоз Bombardier TRAXX, поставленный в ЮАР в рамках контракта 2014 года
Электровоз Bombardier TRAXX, поставленный грузовому перевозчику Transnet в ЮАР в рамках контракта 2014 года. Источник: railcolornews.com
Кречетов Дмитрий, приглашенный автор
Время чтения ~ 9 мин

Как в начале октября писали «Известия», РЖД сегодня ведут переговоры об участии в железнодорожных проектах с представителями Ганы, Буркина-Фасо, Ливии и ЮАР. Железнодорожный холдинг планирует выйти на рынок Африки вместе с металлургическими компаниями, которым строительство новых дорог необходимо для коммерчески успешной разработки месторождений полезных ископаемых в глубине континента.

ROLLINGSTOCK подготовили краткий обзор текущего состояния железнодорожного транспорта в указанных странах. Несмотря на политические риски и историческое наследие разрозненных сетей, этот рынок становится ареной активной борьбы за контракты между крупнейшими мировыми игроками. Как ранее сообщал первый замгендиректора РЖД Сергей Павлов, компания готова предложить партнерам проекты «под ключ»: от разработки технической документации до строительства инфраструктуры, поставок подвижного состава и последующей эксплуатации.

В целом африканский континент характеризуется слаборазвитой и раздробленной сетью железных дорог суммарной протяженностью всего 70 тыс. км и отсутствием единых стандартов (колеи, габаритов, сцепок, нагрузки на ось, систем сигнализации и связи). В Ливии железные дороги сегодня отсутствуют, а в Гане, Буркина-Фасо и частично ЮАР они устарели технически и морально, инфраструктура на многих линиях сильно изношена, а возраст подвижного состава может превышать 40–50 лет.

Буркина-Фасо

Единственная действующая железнодорожная линия в стране связывает ее столицу Уагадугу с портом Абиджан в соседнем Кот-д’Ивуаре. На территорию Буркина-Фасо приходится 520 км, это чуть менее половины протяженности линии. Колея – 1000 мм, оператор – коммерческая компания Sitarail (дочерняя структура глобального логистического холдинга MSC), к которой линия перешла после приватизации в 1995 году. Перевозки почти исключительно грузовые, основу парка составляют тепловозы GT26 от американской EМD.

Грузовой поезд перевозчика Sitarail в Буркина-Фасо Грузовой поезд перевозчика Sitarail в Буркина-Фасо. Источник: Burkina 24

С 2014 года в стране прорабатывается продление линии до марганцевого месторождения Тамбао на северо-востоке страны, но на данный момент этот проект не реализован. Также с 2018 года обсуждается строительство альтернативной магистрали колеи 1435 мм от Уагадугу до порта Тема в Гане. Ожидается, что оно будет реализовано на условиях государственно-частного партнерства. В конкурсе выразили желание принять участие китайские, российские и европейские компании.

Гана

Железнодорожная сеть Ганы построена преимущественно в период Британского правления (первая половина XX века) и имеет капскую колею 1067 мм. На пике развития суммарная протяженность линий превышала 1 тыс. км, но в настоящее время большая часть сети не эксплуатируется. Связи с соседними странами нет. Оператором является государственная компания Ghana Railway Company.

Движение с использованием преимущественно устаревшего подвижного состава сохраняется только по радиальным маршрутам из Аккры и Секонди-Такоради – крупных городов на побережье. В 2009 и 2016 годах для агломераций Аккры и Секонди-Такоради у китайской CRRC были закуплены 4 шестивагонных дизель-поезда.

Дизель-поезд производства CNR на станции Аккра Дизель-поезд производства CNR на станции Аккра. Источник: NanaYawBotar/Wikipedia

В 2013 году правительством страны был принят, а в 2020 году обновлен национальный план развития железнодорожного транспорта. Он предполагает реконструкцию и строительство 4 тыс. км новых линий. Затраты на них оцениваются в $30 млрд. За последние годы анонсировалось несколько проектов с привлечением внешних инвестиций, но на данный момент реализуются только два.

Первый завершен в прошлом году. Это 97-километровая линия Тема – Мпакадан европейской колее 1435 мм. Она построена за счет кредита Индийского экспортно-импортного банка в размере $447 млн. Линия является частью крупномасштабного проекта международной магистрали до столицы Буркина-Фасо.

Пассажирские перевозки по новой линии осуществляются двумя двухвагонными дизель-поездами Pesa, поставленными в 2024 году. Контракт с польским производителем включает опцион на еще 10 составов, но на данный момент он не реализован.

Дизель-поезд Pesa Link на открытии линии Тема – Мпакадан Дизель-поезд Pesa Link на открытии линии Тема – Мпакадан. Источник: Hiren/X

В свою очередь второй проект выполняется консорциумом местных, южноафриканских и немецких компаний Thelo DB. Это реконструкция со сменой ширины колеи на 1435 мм линии Такоради – Обуаси с несколькими ответвлениями (суммарно 299 км).

Ливия

В конце XX века в правительстве Ливии стали обсуждать проекты строительства железных дорог как вдоль Средиземноморского побережья, так и на юг страны. В 2008 году началась прокладка трех линий колеи 1435 мм: 352-километровой Сирт – Хомс, 800-километровой Сабха – Мисурата и 554-километровой Сирт – Бенгази. Подрядчиком первых двух стала китайская железнодорожно-строительная корпорация CRCC, с которой был заключен контракт на $2,6 млрд.

В свою очередь, конкурс стоимостью $3,4 млрд на строительство линии Сирт – Бенгази выиграли РЖД, что стало ее первым международным контрактом такого масштаба. Строительство велось «под ключ» с привлечением более 200 российских сотрудников. У калужских предприятий «Калугапутьмаш» и «Ремпутьмаш» (ныне входят в «Синара – Транспортные Машины») были закуплены тяговые модули, путеукладчики, хопперы-дозаторы и другая путевая техника на 6 млрд руб. В 2010 году был запущен рельсосварочный завод. Но революция 2011 года и последующая гражданская война вынудили РЖД и CRCC свернуть работы и эвакуировать сотрудников. Техника и пути были брошены.

Универсальный тяговый модуль 2УТМ4Л на строительстве ж/д в Ливии, 2010 год Универсальный тяговый модуль 2УТМ4Л на строительстве железной дороги в Ливии, 2010 год. Источник: Машинист пивного крана/Railgallery

После стабилизации политической обстановки новое правительство начало переговоры о возобновлении строительства железнодорожных линий как с РЖД, так и с CRCC. С последней в 2025 году заключен меморандум о взаимопонимании, в рамках которого планируется создать рабочие группы по обновлению генерального плана сети, решению юридических, технических и финансовых проблем.

ЮАР

Южноафриканская республика выделяется высокой развитостью железнодорожной сети. Ее суммарная протяженность – более 20 тыс. км, из них больше половины электрифицированы. Колея составляет 1067 мм, за исключением отдельных частных линий. Грузовые перевозки являются основными для железных дорог ЮАР и осуществляются государственным оператором Transnet, а пассажирские – также государственной компанией PRASA. В агломерациях Йоханнесбурга, Кейптауна и других крупных городов развито пригородное движение (дочерний оператор Metrorail), есть поезда дальнего следования, обслуживаемые подразделением Shosholoza Meyl.

В отличие от других стран Африки, в ЮАР долгое время существовало собственное развитое железнодорожное машиностроение. В частности, значительная часть ныне эксплуатируемого парка была спроектирована и выпущена местным производителем Union Carriage & Wagon: с 2016 года предприятие стало частью Alstom.

В середине 2010-х логистическая компания Grindrod попыталась организовать выпуск тепловозов. Сделав более десятка машин, компания понесла убытки, была вынуждена закрыть производство и распродать связанные с ним активы.

Более успешным оказалось сотрудничество местной Ubumbano Rail и французской Alstom. В 2012 году компании создали консорциум Gibela, который получил крупный контракт в $4,5 млрд на поставку 600 пригородных поездов X’trapolis Mega. В Данноттаре был построен завод по их выпуску, уровень локализации заявляется в 65%. На данный момент выпущено более 100 составов, их ввод в эксплуатацию осложняется сильно изношенной путевой инфраструктурой и несовместимостью с устаревшей сигнализацией.

Производство электропоездов X'Trapolis Mega на заводе в Данноттаре Производство электропоездов X’Trapolis Mega на заводе в Данноттаре. Источник: Africa Updates/X

Российский «Трансмашхолдинг» также пытался зайти на рынок ЮАР, приобретя в 2018 году завод по производству кузовов в Боксбурге. Но компания не смогла найти крупных заказов и в 2022 году продала площадку Alstom. В 2024 году о планах открыть завод в стране сообщила малайзийская SMH Rail. В грузовом вагоностроении активно развивается частный игрок — компания Galison, выполняющий заказы на подвижной состав для многих стран на африканском континенте.

Однако приток инвестиций на рынок ЮАР осложняется внутриполитическими коррупционными скандалами. Так, из антикоррупционных расследований в 2019 году были приостановлены контракты Transnet общей стоимостью $5 млрд на поставку 1064 грузовых локомотивов, заключенные с GE Transportation (поглощена Wabtec в 2019-м), Bombardier Transportation (поглощена Alstom в 2021-м) и CNR и CSR (объединились в CRRC в 2015-м). Затем они были и вовсе аннулированы, а средства на счетах компаний в ЮАР были заморожены. В настоящее время Transnet удалось заключить мировое соглашение с Wabtec и Alstom, а CRRC отказалась от сотрудничества, в том числе и от обслуживания уже поставленных 300 локомотивов.

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK