Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Express Service целится на рынок капитального ремонта локомотивов в Болгарии

29 августа 2022
Время чтения ~ 5 мин
Строительство колесного цеха
Строительство колесного цеха Express Service. Источник: Express Service
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 5 мин

Болгария: Единственный производитель локомотивов в стране, специализирующийся на маломощном тяговом подвижном составе, строит новый колесный цех площадью около 4 тыс. м2 под освоение компетенций капитального ремонта техники. Новые мощности будут иметь 3 подъездных пути и должны на треть по площади увеличить производство Express Service в городе Русе, которое было основано в 2009 году.

Первый опыт капремонта Express Service получила в 2020-2022 годах, выполняя заказ для национального перевозчика БДЖ на модернизацию двух узкоколейных тепловозов серии 77, которые в 1988 году выпустила румынская FAUR. Для компании это стало первым контрактом на оказание такого вида услуг для БДЖ. Модернизация включала замену дизельного двигателя (применен американский Caterpillar C32 экологического уровня Stage V), кабины машиниста, пультов управления, воздушного компрессора и др. По словам менеджера Express Service по работе с иностранными клиентами Цветилина Колева, от старого локомотива осталась только рама.

До и после модернизации тепловоза серии 77 Тепловоз серии 77 до (слева) и после (справа) модернизации на мощностях Express Service. Источник: БДЖ, Express Service

Испытания первого отремонтированного локомотива проходили в апреле этого года. Он тянул состав из трех пассажирских вагонов и тепловоза весом около 100 тонн, что эквивалентно 6 пассажирским вагонам, как отмечают в Express Service. Компания после испытаний ожидала оплаты от БДЖ и планировала приступить к модернизации следующей машины, однако исполнительное агентство «Железнодорожная администрация» (ИАЖА) не допустило его к эксплуатации, потребовав повторно сертифицировать машину из-за слишком большого количества изменений.

Модернизированный тепловоз серии 77 на испытаниях Модернизированный тепловоз серии 77 на испытаниях. Источник: Express Service

Стоит отметить, что это уже не первые претензии ИАЖА к работе Express Service. Ранее агентство отзывало у компании лицензию на ведение бизнеса, позже данное решение было отменено по решению суда. Лишению лицензии предшествовала критика тендеров БДЖ со стороны Express Service: компанию не допускали к участию в конкурсах на ремонт подвижного состава, а представители перевозчика утверждали, что в Болгарии нет мощностей для ремонта локомотивов. Позднее это привело к отмене нескольких неоднозначных тендеров, однако вплоть до 2020 года Express Service была исключена из ремонтных программ БДЖ. Тем не менее это не сказывалось негативно на загрузке ее ремонтных мощностей. Как сообщает местное издание Offnews, компания взяла на себя обслуживание локомотивов почти всех частных перевозчиков Болгарии и Румынии.

В то же время, по данным Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), среднесуточный эксплуатационный парк БДЖ в 2020 году составлял 155 локомотивов (тепловозы – 53 единицы). В 2019 году власти страны объявили о планах осуществлять модернизацию локомотивов с темпом до 15 машин в год, в 2021 году закупались электровозы Smartron у немецкой Siemens Mobility. В июле этого года министерство транспорта, информационных технологий и коммуникаций Болгарии сообщило, что в ближайшее время будет объявлен комплексный тендер на поставку подвижного состава: один из лотов предполагает поставку 18 маневровых локомотив с аккумуляторной тягой.

Express Service представила свое предложение и на этот тендер: болгарский производитель известен именно компетенциями по выпуску аккумуляторных маневровых машин. Компания была основана в 1998 году Анастасом Колевым, бывшим замдиректора локомотиворемонтного завода «Васил Коларов». Все начиналось с небольшого депо, где обслуживались локомотивы частных перевозчиков. Постепенного компания расширялась, в 2009 году построила производство в окрестностях Русе и приобрела оборудование на тот момент обанкротившегося завода «Васил Коларов». Сейчас штат сотрудников Express Service насчитывает около 200 человек, а выручка компании за 2020 год составила 8,8 млн болгарских левов (€4,5 млн).

Производство локомотивов было освоено в 2002 году и началось с дизельных машин: сейчас в портфолио Express Service есть три маневровых тепловоза — MDD3, MDD4 и MDD5 – с мощностным рядом от 300 до 960 кВт и максимальным тяговым усилием от 120 до 240 кН.

Тепловозы MDD3 перед отправкой в Софийский метрополитен Тепловозы MDD3 перед отправкой в Софийский метрополитен. Источник: Express Service

Аккумуляторный локомотив ES1000 перевозит региональный поезд Hitachi Rail класса 802 в депо Харвич, Великобритания Аккумуляторный локомотив ES1000 перевозит региональный поезд Hitachi Rail класса 802 в депо Харвич, Великобритания. Источник: Express Service

Маломощные аккумуляторные локомотивы Express Service выпускает с 2005 года, а их модельный ряд на текущий момент включает двухосные ES600, ES1000 и трехосный ES3000. Заявляется, что в зависимости от модели машины могут перевозить составы массой от 600 до 3 тыс. т, их мощность находится в диапазоне 34-90 кВт. Аккумуляторные локомотивы на данный момент являются самой востребованной продукцией Express Service: география их поставок включает Болгарию, Литву, Латвию, Францию, Великобританию, Индию. Сейчас в разработке находится прототип аккумуляторного локомотива большей мощности. Стоит отметить, что с 2020 года компания выдает каждому заказчику аккумуляторных локомотивов «зеленые» сертификаты, предоставляющие возможность установки за счет Express Service солнечных батарей для зарядки локомотивов.