Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Innotrans 2022: обзор представленных образцов локомотивов

28 сентября 2022
Время чтения ~ 9 мин
Локомотивы и МВПС, представленные на Innotrans 2022
Локомотивы Siemens Mobility Vectron Dual Mode и Vectron MS и другой подвижной состав на Innotrans 2022. Источник: Messe Berlin
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 9 мин

Германия: Alstom, CRRC, Siemens Mobility, Stadler и ряд других игроков рынка презентовали свои локомотивы в рамках выставки InnoTrans в Берлине. Среди них выставлялись две новинки.  Кроме того, Alstom и Siemens заключили с европейскими перевозчиками контракты на поставку локомотивов.

Мощнейший трехсистемный локомотив Stadler EURO9000 Мощнейший трехсистемный локомотив Stadler EURO9000. Источник: Ben Jones, twitter.com

Локомотив EURO9000 от Stadler

Одной из главных премьер выставки стал магистральный трехсистемный локомотив Stadler EURO9000, который оснащен гибридной силовой установкой общей мощностью 9 МВт и имеет силу тяги в длительном режиме 430 кН. Это делает его самым мощным локомотивом среди всего тягового подвижного состава, выпускаемого европейскими производителями. Кроме того, односекционный EURO9000 является и самым длинным в линейке производителя: его длина составляет 23 м.

Главной особенностью EURO9000 является гибридная силовая установка, состоящая из электродвигателя, рассчитанного для эксплуатации на линиях постоянного и переменного тока, двух дизельных двигателей C32 производства американской Caterpillar суммарной мощностью 1,9 МВт и аккумуляторных батарей. Дизельные двигатели и аккумуляторы позволяют не только курсировать по неэлектрифицированным участках пути, но и увеличить мощность при работе от контактной сети постоянного тока. Максимальная скорость локомотива составляет 120 км/ч, объем бака — 1,8 тыс. л. Его базовая конфигурация сертифицирована в Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Нидерландах и Бельгии.

Локомотив EURO9000 изготовлен по заказу швейцарской лизинговой компании ELP. Соответствующий контракт, заключенный в мае 2019 года, предполагает поставку 30 локомотивов с возможностью реализации опциона на не менее 100 ед. Как отмечает производитель, на данный момент произведены уже 10 локомотивов. Первым эксплуатантом станет нидерландский грузовой перевозчик Rail Force One, который планирует приступить перевозкам грузовых составов большой массы на альпийских перевалах с середины 2023 года.

В Stadler надеются, что новый продукт даст возможность компании выйти на рынок, где сейчас доминируют Siemens Mobility и Alstom, ведь один EURO9000 позволит заменить два электровоза и за счет этого сократить эксплуатационные расходы. По данным SCI Verkehr, в 2020-2022 годах на Stadler пришлось 2% мировых поставок локомотивов.

Электровоз Vectron MS, выпущенный Siemens Mobility для чешского перевозчика ČD Электровоз Vectron MS, выпущенный Siemens Mobility для чешского перевозчика ČD. Источник: Eisenbahn-Kurier

Локомотив Vectron MS от Siemens

Другой новинкой, представленной на выставке, стала модификация трехсистемного пассажирского электровоза Vectron MS от немецкой Siemens Mobility. В локомотиве была усовершенствована ходовая часть, включая систему подвешивания тяговых двигателей, за счет чего его максимальная скорость увеличилась с 200 до 230 км/ч. Контракт на поставку 50 электровозов Vectron MS в новой модификации и их техническое обслуживание в течение 15 лет был подписан в марте этого года с национальным чешским перевозчиком ČD. Локомотивы предполагается использовать для пассажирских перевозок в соседние страны. Ожидается, что первый электровоз будет доставлен в страну в 2025 году.

Также в рамках выставки состоялось заключение сделки на поставку 15 многосистемных Vectron MS. Заказчиком выступила европейская лизинговая компания Alpha Trains, которая выбрала модификацию мощностью 6,4 мВт с максимальной скоростью 200 км/ч. Сборка подвижного состава будет осуществляться на предприятии Siemens Mobility в немецком Мюнхен-Аллахе. Еще один контракт был подписан с дочерней компанией немецкого национального перевозчика Deutsche Bahn и включает поставку 21 гибридного локомотива Vectron Dual Mode с тягой от контактной сети и дизельного двигателя для пассажирских перевозок внутри страны. Сам локомотив тоже экспонировался на Innotrans 2022, однако он выпускается компанией с 2018 года.

Электровоз постоянного тока платформы Alstom TRAXX с функцией работы на последней миле. Электровоз постоянного тока платформы Alstom TRAXX с функцией работы на последней миле. Источник: Bahnblogstell, twitter.com

Электровоз TRAXX от Alstom

Один из лидеров рынка —Alstom — показал на выставке четырехосный электровоз постоянного тока платформы TRAXX с функцией работы на «последней миле»: благодаря наличию дизельного двигателя он может проходить короткие участки, не оборудованные контактной сетью. Стоит отметить, что платформа электровозов TRAXX серийно выпускалась Bombardier Transportation, которая была поглощена Alstom в начале 2021 года. Как заявил в интервью RailTech вице-президент по локомотивам Alstom Франк Шлейер, компания разрабатывает версию электровоза с аккумуляторной тягой для «последней мили», она будет представлена в ближайшие три года. Локомотив также имеет встроенный пульт дистанционного управления для маневрирования, которым может управлять один человек.

Электровоз, представленный на Innotrans 2022, предназначен для люксембургского грузового перевозчика CFL Cargo и эксплуатации в Люксембурге, Франции и Германии. Он может развивать максимальную скорость 140 км/ч, в корпусе предусмотрено место для аккумуляторов.

В рамках выставки было подписано соглашение между Alstom и итальянским грузовым перевозчиком Polo Mercitalia на поставку 20 электровозов Traxx DC3 нового поколения, получившим обозначение E.494. Тем самым Polo Mercitalia реализовала опцион к ранее заключенному контракту на 40 локомотивов. Ожидается, что поставка подвижного состава начнется в начале 2024 года и завершится к концу того же года.

Предсерийный образец магистрального четырехосного электровоза постоянного тока CRRC Bison Предсерийный образец магистрального четырехосного электровоза постоянного тока CRRC Bison. Источник: Amics del Ferrocarril de Sant Boi

Электровоз Bison от CRRC

В свою очередь крупнейший мировой производитель рельсового транспорта — китайская CRRC — продемонстрировал предсерийный образец магистрального четырехосного электровоза постоянного тока Bison. Это первый локомотив производителя для рынка Европы, в связи с чем он создан под соответствие европейским требованиям TSI.

Представленный локомотив выпущен для грузового перевозчика Rail Cargo Hungaria (RCH, входит в состав австрийского национального перевозчика OBB) на заводе CRRC в Чжучжоу. Машина мощностью 5,6 МВт имеет силу тяги 300 кН и может развивать максимальную эксплуатационную скорость 140 км/ч. Также локомотив оснащен суперконденсаторами емкостью 200 кВт·ч, которые можно заряжать от контактной сети. Заявляется, что они обеспечивают запас автономного хода до 10 км для работы на последней миле.

Маневровый локомотив Vossloh DE18 Маневровый локомотив Vossloh DE18. Источник: Eisenbahn-Kurier

Модификация модульного локомотива Modula EDD Модификация модульного локомотива Modula EDD. Источник: rynek-kolejowy.pl

Также немецкая Vossloh Rolling Stock (VRS), которая была приобретена CRRC в 2020 году, презентовала модификацию модульного локомотива Modula EDD с тягой от контактной сети переменного и постоянного тока, а также двух дизельных двигателей.  VRS отмечает, что модульная конструкция Modula позволяет за несколько недель модернизировать полностью дизельную версию в электро-дизельную и электро-аккумуляторную. Дополнительно был показан самый мощный в линейке производителя локомотив DE 18 с тягой от дизельных двигателей мощностью 1800 кВт и аккумуляторной батареей мощностью 150 кВт.

Локомотивы от других игроков

Польская Newag привезла на выставку многосистемный электровоз Dragon 2, заказанный польским грузовым перевозчиком PKP Cargo. Шестиосный локомотив мощностью 5 МВт и может разгоняться до 120 км/ч и перевозить составы весом до 4,5 тыс. т. Он оснащен тяговыми преобразователями из карбида кремния.

Многосистемный электровоз Newag Dragon 2 Многосистемный электровоз Newag Dragon 2. Источник: Ben Jones, twitter.com

Единственным водородным локомотивом, выставленным на Innotrans 2022, стал маневровый SM42-6Dn от польской Pesa. Машина оснащена четырьмя асинхронными двигателями мощностью по 180 кВт и двумя водородными ячейками мощностью 85 кВт производства американской Ballard. Заявляется, что локомотив может тянуть составы массой около 3,2 тыс. т с максимальной скоростью 90 км/ч. Первый готовый образец SM42-6Dn был представлен в сентябре 2021 года на выставке TRAKO в Польше. По словам президента Pesa Кшиштофа Здзярски, локомотив уже прошел первые тестовые испытания. После выставки он отправится на окончательные испытания в Жмигруд, а в первом квартале следующего года будет введен в эксплуатацию на заводе местной нефтеперерабатывающей компании PKN Orlen в Плоцке.

Водородный маневровый локомотив Pesa SM42-6Dn Водородный маневровый локомотив Pesa SM42-6Dn. Источник: Eisenbahn-Kurier

В то же время болгарская Express Service представила свой трехосный маневровый локомотив ES3000 с тягой от аккумуляторных батарей. Его эксплуатационная скорость составляет 5-15 км/ч, а сила тяги — 150 кН. Аккумуляторные локомотивы на данный момент являются самой востребованной продукцией Express Service: география их поставок включает Болгарию, Литву, Латвию, Францию, Великобританию, Индию.