Германия: Stadler, Siemens Mobility, Talgo, Vossloh Rolling Stock и ряд других игроков рынка презентовали свои локомотивы в рамках выставки InnoTrans, проходившей в сентябре в Берлине. Три машины стали премьерами салона. Кроме того, на выставке экспонировались тяговые модули от нескольких производителей.
Гибридный локомотив класса 99 от Stadler
Машина, спроектированная на базе семейства Eurodual, стала одной из главных премьер выставки. Швейцарский производитель сообщает, что шестиосный локомотив со всеми обмоторенными осями рассчитана на движение с максимальной скоростью 120 км/ч.
Гибридная силовая установка позволяет работать в двух режимах тяги: от контактной сети переменного тока с напряжением 25 кВ (при этом мощность на ободе колеса составит 6,2 МВт) и 16-цилиндрового дизельного двигателя Stage V от американской Cummins мощностью 1,8 МВт. Сила тяги при трогании с места составляет 500 кН, в длительном режиме – 430 кН.
Заявляется, что локомотив оснащен приводом с инверторами на IGBT-транзисторах. Система видеонаблюдения, состоящая из камер, направленных на железнодорожное полотно, автосцепку и пантограф, обеспечивает машинисту дополнительный обзор.
Гибридный локомотив класса 99 от Stadler. Источник: Today’s Railways UK
Панель управления гибридным локомотивом класса 99 от Stadler. Источник: Today’s Railways UK
Локомотив изготовлен по заказу британской лизинговой компании Beacon Rail, которая в 2022 году заключила рамочный контракт на поставку до 50 таких машин. Первые два локомотива планируется направить на испытательное кольцо VUZ в чешском Велиме в конце этого года. Ввод в эксплуатацию ожидается в 2025-м. Партия из 30 локомотивов, являющаяся твердой частью контракта, должна быть передана в пользование крупнейшему в стране грузовому перевозчику GB Railfreight до конца 2026 года.
Водородный локомотив Modula BFC от Vossloh RS
Еще одной премьерой стал четырехосный локомотив c тягой от водородных топливных элементов и аккумуляторов. Он произведен «дочкой» китайской CRRC в Европе — немецкой Vossloh Rolling Stock — для оператора порта Дуйсбурга DGT. Всего было заказано 2 локомотива.
Его мощность на ободе колеса составляет 300 кВт, сила тяги при трогании с места – 300 кН, максимальная скорость – 120 км/ч, емкость литий-титанатной батареи – 160 кВт*ч. Отмечается, что локомотив укомплектован приводом с инверторами на IGBT-транзисторах.
Гибридный локомотив Modula BFC от Vossloh Rolling Stock. Источник: Dierk Lawrenz/Eisenbahn-Kurier
Кабина машиниста Modula BFC от Vossloh Rolling Stock. Источник: Magyarics Zoltan/RegionalBahn
Локомотив базируется на платформе Modula. Она включает еще три варианта исполнения тяговой системы: EBB (контактная сеть + аккумуляторы), BDD (два дизеля + аккумулятор) и EDD (два дизеля + контактная сеть).
Модификация EBB также экспонировалась на InnoTrans. Мощность этого локомотива на ободе колеса чуть больше, чем у водородной модели, и составляет 500 кВт при тяге от накопителя. В то же время при работе от контактной сети мощность существенно возрастает: на линиях переменного тока с напряжением 25 кВ она достигает 2500 кВт, так и постоянного тока с напряжением 1,5 кВ — 1500 кВт. Для движения по неэлектрифицированным путям модель EBB оснащена двумя литий-титанатными батареями емкостью 175 кВт*ч каждая. Тяговое усилие и скорость идентичны BFC.
Гибридный локомотив Modula EBB от Vossloh Rolling Stock. Источник: Dierk Lawrenz/Eisenbahn-Kurier
Дополнительно Vossloh RS демонстрировала самый мощный в линейке производителя локомотив DE 18 с тягой от дизельных двигателей мощностью 1800 кВт и аккумуляторной батарей емкостью 150 кВт*ч. Сила тяги при трогании с места составляет 291 кН. В локомотиве заложена возможность использования гидроочищенного растительного масла (HVO) наряду с дизелем. Аккумуляторная тяга предполагается для эксплуатации в депо и тоннелях, запас хода заявлен в более одного часа.
Малые аккумуляторные локомотивы
Аккумуляторный E6 стал не только премьерой салона, но и дебютом на InnoTrans для итальянского производителя IPE Railway Vehicles, который также известен под названием IPE Locomotori 2000. Подвижной состав разработан совместно с лизинговой компанией Nexrail.
Заявляется, что это первый трехосный маневровый локомотив с аккумуляторной тягой, соответствующий европейским требованиям TSI. Он оснащен батареями емкостью 1 МВт*ч, зарядка которых занимает около часа. Производитель отмечает, что локомотив может проработать на одном заряде аккумулятора до 8 часов. Номинальная мощность машины в 750 кВт позволяет перевозить составы массой до 3000 т со скоростью до 50 км/ч.
Аккумуляторный локомотив от IPE Locomotori 2000. Источник: Кирилл Балберов/today1520
Другой трехосной маневровый локомотив с аккумуляторной тягой показала на выставке болгарская Express Service. Модель ES3000 появилась в линейке производителя еще в далеком 2005 году. Заявляется, что она может перевозить составы весом до 3000 т со скоростью до 15 км/ч, а сила тяги в длительном режиме составляет 150 кН.
Аккумуляторный локомотив ES3000 от Express Service. Источник: Magyarics Zoltan/RegionalBahn
Аккумуляторные локомотивы на данный момент являются самой востребованной продукцией Express Service: география их поставок включает Болгарию, Литву, Латвию, Францию, Великобританию, Индию.
Электровоз серии BR 105 от Talgo
Одна из продемонстрированных на выставке новинок – пассажирский локомотив для push-pull поездов ICE L. Предполагается, что многосистемный электровоз будет эксплуатироваться с максимальной скоростью 230 км/ч на линиях переменного тока 15 кВ и 25 кВ, а также постоянного 1,5 кВ. Испанский производитель отмечает, что локомотив совместим с разными системами энергоснабжения и СЦБ.
Многосистемный электровоз BR 105 от Talgo. Источник: Falk2/wikipedia
Панель управления электровозом BR 105 от Talgo. Источник: TarikMatthias/wikipedia
Поезда ICE L, состоящие из одного BR 105 и 17 низкопольных вагонов локомотивной тяги должны начать передаваться немецкому перевозчику Deutsche Bahn (DB) с декабря. Всего в 2019 и 2023 годах было заказано 79 поездов ICE L общей стоимостью более €1,9 млрд. У перевозчика также остается возможность реализации опциона еще на 44 состава. Они призваны заменить подвижной состав сервиса Intercity 1: в рамках него техника внедрялась с 1970-х до 1990-х годов, когда в парк DB начали поступать высокоскоростные поезда, в начале 2010-х проводилась модернизация вагонов.
Локомотив Vectron Dual Mode light от Siemens Mobility
Еще одна новинка с гибридным приводом была представлена крупнейшим немецким производителем подвижного состава. Заявляется, что четырехосный Vectron Dual Mode light имеет меньшую нагрузку на ось (21 тс) по сравнению с Vectron Dual Mode, который тоже экспонировался на выставке. Это позволяет использовать подвижной состав как для магистральной, так и для маневрово-вывозной работы.
Гибридный локомотив Vectron Dual Mode Light от Siemens Mobility. Источник: Vectron X4E/flickr
Локомотив оснащен дизелем Cummins QST30-L, который может работать на биотопливе. Мощность машины на ободе колеса составляет 2210 кВт при тяге от контактной сети и 750 кВт в автономном режиме, максимальная скорость – 120 км/ч, сила тяги при трогании с места – 300 кН.
По контракту 2020 года и реализованному в 2022-м опциону Siemens Mobility должна поставить 146 таких локомотивов грузовому перевозчику DB Cargo и 4 – инфраструктурному оператору DB Bahnbau.
Летом 2023 года Siemens Mobility сообщала о том, что продала 66 заказчикам из разных стран более 1800 локомотивов Vectron разных модификаций. Это одна из самых популярных платформ локомотивов в Европе.
Локомотивы от других игроков
В свою очередь другой крупнейший мировой производитель – французская Alstom – ограничилась показом образца своей самой востребованной платформы локомотивов Traxx. Эта модель вместе с производственными мощностями перешла к Alstom в рамках поглощения Bombardier Transportation в 2021 году.
Экспонировавшийся в рамках салона многосистемный электровоз Traxx MS выпущен для европейской лизинговой компании Akiem. Летом прошлого года она заказала 65 таких машин. Локомотивы планируется использовать прежде всего в грузовых перевозках, но они могут быть задействованы и для вождения пассажирских поездов.
Многосистемный электровоз Traxx MS. Источник: Кирилл Балберов/today1520
Тяговое оборудование многосистемного электровоза Traxx MS. Источник: Magyarics Zoltan/RegionalBahn
Польская Newag привезла на выставку трехсистемный (постоянный ток 3 кВ, переменный 15 кВ и 25 кВ) электровоз Griffin E4MSUa, заказанный польским перевозчиком PKP Intercity. Четырехосный локомотив мощностью 5,7 МВт и может разгоняться до 200 км/ч. Сила тяги при трогании с места составляет 310 кН.
Предполагается, что локомотив получит допуск к эксплуатации в Польше, Германии, Австрии, Чехии, Словакии и Венгрии. Всего по контрактам 2021 и 2023 годов польская PKP Intercity заказала 15 таких электровозов на общую сумму $90 млн для эксплуатации на международных маршрутах.
Трехсистемный электровоз Griffin E4MSUa. Источник: Falk2/wikipedia
В то же время чешская CZ Loko показала на выставке новый маневровый локомотив DualShunter 2000 с тягой от дизельного двигателя и контактной сети. Машина является первой в линейке новых гибридных локомотивов компании, анонсированной в 2020 году.
Гибридный локомотив DualShunter 2000 от CZ LOKO. Источник: Кирилл Балберов/today1520
CZ LOKO отмечает, что выпуск данной модели возможен в двух модификациях: для курсирования по электрифицированным линиям переменного тока с напряжением 25 кВ или постоянного тока с напряжением 3 кВ (мощность машины в таком режиме составит 2,2 МВт). В обеих версиях также предполагается установка дизеля Caterpillar C32 мощностью 895 кВт и аккумуляторов. Максимальная скорость в дизельном режиме заявлена на уровне 100 км/ч, при работе от контактной сети – 120 км/ч. На данный момент выпущено четыре DualShunter 2000, два из которых поставлены итальянскому грузовому перевозчику Mercitalia.
Экспозиция тяговых модулей
Наиболее широко данный подвижной состав, используемый обычно для тяги на промышленных предприятиях, был представлен немецкой Zwiehoff. Компания показала две новинки: тяговые модули ROTRAC E1 и ROTRAC RRE30. Оба имеют комбинированный ход и оснащены литий-ионными аккумуляторами. Первая модель может перевозить составы массой до 200 т, вторая – весом до 3000 т. Заявляется, что ROTRAC E1 благодаря низкой высоте может также перемещать тележки под вагонами и между ними.
Тяговый модуль Zwiehoff. Источник: Magyarics Zoltan/RegionalBahn
Кроме того, Zwiehoff привезла на выставку две своих серийных модели с аккумуляторной тягой — ROTRAC E2 и ROTRAC E4 для вождения составов массой 250 т и 500 т соответственно. Стоит отметить, что управление всеми модулями осуществляется дистанционно с помощью пульта.
Unimog U423 (справа) и тяговые модули Zwiehoff. Источник: Zwiehoff
Еще одной машиной, экспонируемой Zwiehoff, стал Unimog U423, разработанный совместно с немецкой Mercedes-Benz. Заявляется, что он может перевозить составы массой до 1 тыс. т. По железнодорожным путям максимальная эксплуатационная скорость составляет 50 км/ч, по автомобильной дороге – 90 км/ч.
Unimog U423 оснащен дизельным двигателем мощностью 130-175 кВт и соответствует экологическому стандарту Euro 6. Машина может также использоваться для обслуживания и содержания путевой инфраструктуры. Она оснащена креплениями для навесного оборудования (крана, снегоочистителей, щеток и других приспособлений).
Маневровый тяговый модуль E-MAXI XL. Источник: FelixM/flickr
Также три модели маневровых тяговых модулей на комбинированном ходу представила немецкая Zagro. Их тяга обеспечивается аккумуляторными батареями. Модель E-MINI может перевозить составы весом до 50 т, ее тяговое усилие составляет 2,5 кН. Для моделей E-MAXI M и E-MAXI XL эти показатели составляют 300 т и 1000 т, 15 кН и 50 кН соответственно. Управлять поворотом колес можно при помощи пульта или дистанционно по радиоканалу.
Другие материалы с InnoTrans 2024: пассажирский подвижной состав, городская рельсовая техника, грузовые вагоны, путевая техника
Читайте также обзорные материалы по Innotrans 2022: пассажирский подвижной состав, локомотивы, городская рельсовая техника, грузовые вагоны, путевая техника
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK