Россия: Взаимодействие РЖД и сервисных локомотивных компаний традиционно является одной из самых обсуждаемых и освещаемых тем в отрасли. Крупнейшим игроком сервиса тяги является ГК «ЛокоТех». В периметр группы входят 88 сервисных локомотивных депо (СЛД), расположенных по всей территории России – от Владивостока до Калининграда, а на предприятиях работают более 35 тыс. человек.
В корпоративной газете ГК «ЛокоТех» в конце 2024 года вышло системное интервью ее гендиректора Андрея Власенко, который рассказал о взаимодействии с ключевым заказчиком, проводимых в холдинге реформах, импортозамещении и кадровых вызовах. ROLLINGSTOCK публикуют его ниже.
Андрей Витальевич, 2024 год в ГК «ЛокоТех» стал годом перехода на новую технологию ремонта локомотивов. На каком этапе эта работа сейчас?
О начале эксперимента ГК «ЛокоТех» и РЖД объявили в конце 2023 года. Он направлен на пересмотр модели сервисного обслуживания. За 10 лет поменялись тяговый парк и стандарты обслуживания техники, поэтому задача локомотивного комплекса – изменить подходы к ремонту и управлению ресурсами, выстроить более эффективную и надежную систему, которая соответствовала бы реалиям сегодняшнего дня.
Мы планировали завершить эксперимент в конце 2024 года, но вышли с инициативой о его продлении до конца 2025-го. Основная причина – длительный период адаптации к новой модели. Чтобы полноценно оценить результаты, и нам, и заказчику необходимо согласовать подходы и методики. Этот процесс требует времени. Важно получить более обоснованные выводы и убедиться, что изменения действительно работают
Как бы вы оценили промежуточные итоги?
Налицо определенные результаты, которые подтверждают, что мы движемся в верном направлении. За 10 месяцев года восстановлена положительная динамика коэффициента готовности к эксплуатации (КГЭ) локомотивов, обслуживаемых по сервисному договору. Это один из главных целевых показателей проводимой работы, и достигнутый результат необходимо как минимум сохранить.
В работу вовлечены руководители всех уровней. Еженедельно проводятся полигонные совещания с участием представителей всех функциональных подразделений – от управляющей компании до депо. Подобный формат позволил наладить оперативное взаимодействие, повысить ответственность и вовлеченность наших специалистов. На совещаниях обсуждаются ключевые показатели, оперативно поднимаются и решаются проблемы.
Электровоз 3ЭС5К в СЛД «Чита». Источник: ГК «ЛокоТех»
Особое внимание уделяется повышению надежности локомотивов в эксплуатации после проведения сервисного обслуживания и ремонта. Мы оцениваем, насколько эффективна предложенная нами новая технология, анализируем ключевые параметры, такие как количество отказов и неплановых ремонтов.
Что еще, помимо улучшения производственных показателей, предполагает переход к новой модели сервиса?
Совместно с РЖД принято решение, что 2025 год станет годом системного анализа и пересмотра договорных отношений в части руководств по эксплуатации, ремонту, нормативов численности персонала, расходования ТМЦ (товарно-материальных ценностей. — Прим. ред.). Для этой цели уже сформирована рабочая группа из представителей ГК «ЛокоТех» и заказчика.
Кроме того, в текущих договорных отношениях оплата сервисного обслуживания осуществляется исходя из фактического пробега локомотивов. Возможно, в результате совместной работы эта схема будет изменена.
Какие еще моменты во взаимодействии с заказчиком вы считаете важным отметить по итогам года?
В существующих условиях деятельность сервисной компании выстраивается исходя из параметров, заданных на год вперед. Мы предложили перейти на более длительный период планирования – 3–5 лет. Это позволит более системно выстраивать как нашу работу, так и взаимодействие с заказчиком.
Отмечу, что в 2024 году мы, в свою очередь, оценили плюсы и минусы нашей проектной деятельности, проанализировали проекты, которые по той или иной причине не были воплощены в жизнь или не принесли ожидаемых эффектов. Это позволило структурировать порядок действий при планировании, подготовке и реализации проектов.
Более года назад стартовали преобразования в системе снабжения. Компания вернула себе функцию обеспечения производственных площадок товарно-материальными ценностями (ТМЦ). Каковы результаты этих изменений?
Реорганизация системы снабжения для 88 предприятий – сложный процесс, и, конечно, он еще требует донастройки. Тем не менее за исключением отдельных позиций наши СЛД полностью обеспечены ТМЦ. Стало меньше чрезмерного накопления, неправильной номенклатуры на складах.
В результате гораздо больше ТМЦ вовлекается в хозяйственный оборот: производство получает и устанавливает на локомотив необходимые запчасти вовремя, имеет должный уровень запаса. Все это напрямую влияет на надежность тягового парка.
Читайте также — Материально-техническое обеспечение в «Желдорреммаш»: прямая речь о важной реформе, октябрь, 2024
Одним из главных элементов реформы системы снабжения стал переход от квартального планирования к годовому. К чему привела эта мера?
Годовые планы дали возможность точнее координировать действия с филиалами и поставщиками ТМЦ. Сегодня наши потребности закрыты на 96% с учетом 100%-ной сменяемости – это хороший показатель. Если и есть проблемы по каким-то позициям, то это общая для отрасли картина: недостаток производственных мощностей, еще не в полную меру заработавшее импортозамещение и т. д. Конечно, остались и поставки некорректной номенклатуры, но это все скорее исключение, а не правило. В целом изменения могу оценить положительно.
Реформа предусматривала и серьезные организационные изменения. Как происходят преобразования?
Действительно, одними из результатов реформы заявлены переход складского комплекса в собственность компании и формирование соответствующей управленческой вертикали в филиалах. Все 126 складов уже перешли в наше распоряжение. Из 11 складов будет сформировано 13, что лучше соответствует актуальным потребностям ГК «ЛокоТех», и их передача также завершена.
В сервисном локомотивном депо ГК «ЛокоТех». Источник: ГК «ЛокоТех»
Напомню, это преобразование имеет несколько целей. Во-первых, будут значительно снижены транспортно-заготовительные расходы. Поставщики будут поставлять ТМЦ на центральные склады, уже оттуда будет идти оперативное распределение по конкретным участкам. Во-вторых, так мы получаем большую управляемость снабженческой деятельности. Формируемая вертикаль дает достаточно полномочий руководителям на местах, чтобы производство всегда было обеспечено всеми необходимыми ресурсами.
Как идет формирование управленческой вертикали в филиалах?
Департаменты снабжения созданы во всех 13 филиалах. Наилучшие результаты демонстрирует филиал «Восточно-Сибирский», где отлажены процессы заявочной кампании и соблюдаются нормативы запасов. Остальным участникам проекта еще есть над чем работать. В любом случае это лишь вопрос времени. Без структуры управления снабжением невозможно в полной мере достигать поставленных целей.
Существенной проблемой в этом процессе стал дефицит кадров. Он ощущается на всех уровнях – от складских работников до управленцев. Требуются квалифицированные специалисты, которые разбираются в запчастях, складском учете, логистике. Людей с таким набором компетенций в принципе не так много, и просто предложить конкурентную зарплату здесь недостаточно. Впрочем, уверен, что все трудности мы преодолеем.
Вопрос качественного ремонта неразрывно связан с программой импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета. Как проходит этот процесс?
Мы движемся согласно плану. Для импортных запасных частей и материалов разработан комплекс мероприятий, который реализуется в трех направлениях: подбор отечественного аналога, реинжиниринг и ремонт. Отечественные комплектующие в настоящее время проходят комплекс испытаний: стендовые, типовые и эксплуатационные.
Наша задача на ближайшее время – завершить эксплуатационные испытания, которые подтвердят полное соответствие характеристик отечественных компонентов оригинальным изделиям.
Какие компоненты находятся в стадии испытаний?
Например, это резинотехнические изделия, фильтрующие элементы, маслоуловители, масло для компрессоров SL-60 в составе тепловозов 3ТЭ25К2М, фильтрующие элементы, топливные насосы высокого давления, форсунки, датчики давления для дизелей GEVO12 (производятся американской Wabtec. — Прим. ред.) в составе локомотивов 2ТЭ116УД и 3ТЭ25К2М, выключатели, контакторы для 3ТЭ25К2М.
Какой бы аспект развития компании мы ни затрагивали, речь неизбежно будет идти об инвестициях. Что в этом плане существенного произошло за год?
Главным достижением, на мой взгляд, стало восстановление инвестиционной деятельности ГК «ЛокоТех». Если в 2023 году мы в основном завершали старые проекты, то в 2024-м смогли инициировать новые на собственные средства компании. Одни проекты направлены на повышение экономической эффективности, другие призваны улучшить условия труда сотрудников. Также мы сформировали потребность на 2025 год. Это возвращение к практике стратегического планирования, и мы уверены, что эти вложения принесут долгосрочные результаты.
А как организована работа по формированию инвестиционной программы под нужды РЖД? Есть ли какие-то изменения в этом направлении?
Мы изменили подход к формированию программы. Ранее процесс был более централизованным, что иногда снижало вовлеченность филиалов. Сейчас мы перешли к практике защиты проекта инвестиционной программы на уровне филиалов и региональных дирекций тяги. Это позволяет учитывать реальные потребности на местах, а также предоставляет возможность филиалам влиять на принятие решений. В результате их вовлеченность выросла, инициативы стали более проработанными и обоснованными.
Важно отметить, что мы утвердили инвестиционную программу на ближайшие 10 лет, определив приоритеты: модернизация или закупка оборудования, необходимого для технологического процесса.
Что касается развития транспортной инфраструктуры, одно из ключевых направлений – Восточный полигон. Что делается в этом направлении в ГК «ЛокоТех»?
Активно ведем диалог с Дирекцией тяги РЖД по строительству новых цехов в стратегически важных точках – это СЛД «Тында-Северная», «Таксимо» и «Амурское». Именно здесь требуется серьезная модернизация инфраструктуры для обеспечения растущих объемов работы. Мы внесли свои предложения в проекты строительства, сейчас они на стадии согласования. Это объекты, которые не только повысят производительность, но и улучшат условия труда наших сотрудников. Уверен, что эти проекты станут важным вкладом в развитие Восточного полигона и всей компании в целом. Штат специалистов в СЛД находится в стадии укомплектования для проведения ремонтов в заданные сроки.
Строительство новой инфраструктуры – это хорошо. Как обстоят дела с содержанием существующей? Есть какие-то новшества в этом направлении?
Мы повышаем эффективность управления инфраструктурой за счет централизации деятельности под единой подрядной организацией. Если поставщик предоставляет услугу в требуемом объеме и качестве, компания тиражирует эту лучшую практику на всю сеть. Мы провели пилотный проект, объединив обслуживание филиалов «Красноярский», «Западный», «Южный», «Приволжский», «Забайкальский» и «Западно-Сибирский». В результате, как и предполагалось, уровень качества вырос, а издержки сократились. Подрядчики работают по четкому регламенту, обеспечивая оперативное реагирование на запросы и поддерживая объекты в надлежащем состоянии. Также мы смогли оптимизировать затраты за счет объемных контрактов и единой системы контроля качества. Пилотный проект признан успешным. В ближайшее время на работу с единым подрядчиком перейдут все филиалы.
От глобальных реформ перейдем к систематическим изменениям. Как в этом году проходило обновление локомотивного парка?
Локомотивы, поставленные «Трансмашхолдингом» в 2024 году на сеть российских железных дорог, поступают к нам на сервисное обслуживание. Это большое обновление парка обеспечит стабильную работу наших депо. К примеру, на БАМе уже эксплуатируются современные тепловозы 3ТЭ28, способные водить поезда массой 7100 т. Освоен их текущий ремонт (ТР-1) в СЛД «Тында-Северная», и предприятие будет дооснащаться необходимым инструментом и оборудованием для технического обслуживания этих машин.
Новый тепловоз 3ТЭ28 в СЛД «Тында-Северная». Источник: ГК «ЛокоТех»
В масштабах сети сотрудничество «Трансмашхолдинга» и ГК «ЛокоТех» позволило сформировать эффективную систему поставок и сервисного обслуживания локомотивов для РЖД по контрактам жизненного цикла. Сегодня по такой модели мы обслуживаем порядка 26% всего парка. По мере поступления новой техники эта доля будет расти.
Специалисты ТМХ, получая от ГК «ЛокоТех» данные об эксплуатации техники, со своей стороны также анализируют причины выхода оборудования из строя и оперативно принимают решения, направленные на устранение выявленных дефектов. В совокупности это дает синергетический эффект, который выражается в повышении надежности тягового подвижного состава и безопасности движения.
Какие еще СЛД в ушедшем году в полной мере ощутили обновление?
На обслуживание в СЛД «Карасук» поступают локомотивы серии 3ЭС5К «Ермак» – абсолютно новая модель для этого депо. В Тимашевске же осваиваются электровозы 2ЭС5С с асинхронным тяговым приводом. Это полностью российская разработка, аналог более ранней серии 2ЭС5, разработанной в сотрудничестве с французскими партнерами. Они поступили в конце 2023-го, а в прошлом году осваивали работу с ними. СЛД «Петроввальское» получают новые электровозы 2ЭС5К, что требует комплексной подготовки предприятия: дооснащения инструментами, установки новых стендов и обучения персонала.
Как новая техника влияет на изменение подходов к работе?
Для более качественной эксплуатации новой техники заводы-изготовители открывают гарантийные центры, которые становятся важным звеном в обслуживании тягового парка. В Тынде центр получил новое развитие с начала 2024 года, в Карасуке он открылся во 2-м полугодии, по мере поступления туда новых электровозов серии 3ЭС5К. Эти центры позволяют сотрудникам быстрее осваивать обслуживание новых серий, производители обучают наш персонал. Кроме того, запчасти поступают сначала в гарантийные центры, что существенно сокращает риск простоев локомотивов в ремонте.
Что делается в системе управления качеством компании?
Во-первых, мы проводим сертификацию и ресертификацию наших производственных площадок на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Система менеджмента качества». В феврале завершится ресертификация 51-го СЛД, входящего в «ЛокоТех-Сервис». Это позволяет обеспечить стандартизацию процессов, повысить эффективность работы, снизить потери и укрепить доверие заказчика.
Вместе с тем в течение 2025 года мы будем вести работу по подготовке управляющей компании «ЛокоТех» к сертификации системы менеджмента бизнеса на соответствие железнодорожному стандарту ISO 22163:2023. Это одно из требований РЖД к поставщикам и сервисным компаниям.
Во-вторых, в 2024 году мы начали реализацию дорожной карты внедрения ТОС — операционной системы «Трансмашхолдинга»(TOS, Transmashholding Operation System). Она разработана на основе подходов и принципов ТМХ, но при этом учитывает специфику сервисных и ремонтных предприятий. Дорожная карта предусматривает пять уровней развития ТОС, для каждого из которых прописаны требования к организации процессов – начиная от подготовки производства и заканчивая непрерывным совершенствованием процессов. Во II квартале 2025 года мы определим и наградим три депо и один филиал, которые добьются наибольших результатов в этой области.
Читайте также — ТМХ выпустил книгу о своей производственной системе, май, 2024
В конце 2023 года был расширен штат контролеров отдела технического контроля. Какие основные изменения произошли в связи с этим в СЛД?
Мы усилили функцию технического контроля в 36 базовых депо. В качестве пилотных были выбраны СЛД, в которых сосредоточены основные компетенции и выполняются тяжелые виды ремонта – от ТР-3 и далее. В дополнение к приемочному и операционному контролю систематизируем работу по расследованию причин возникновения сверхцикловых работ, что стало для нас новым направлением.
Какую роль играет автоматизация в повышении качества?
Автоматизация процессов действительно играет важную роль. Вместе с партнерами внедряем системы автоматизации в депо и филиалах. Например, уже автоматизированы процессы приемки локомотивов, приемки дополнительных работ, контроля проведения стендовых испытаний на дизелях, в работе много перспективных проектов.
Цифровые решения позволяют минимизировать человеческий фактор, повысить точность учета и сократить время на выполнение операций.
Какие мероприятия по качеству планируются на ближайшее время?
С декабря 2024 года ГК «ЛокоТех» начинает проводить регулярные совещания «День качества», », направленные на обеспечение соблюдения требований технической документации при проведении сервисного обслуживания и ремонта, повышение технологической дисциплины. Они будут проходить с участием представителей филиалов, депо и управляющей компании как в формате видео-конференц-связи, так и очно.
В сервисном локомотивном депо ГК «ЛокоТех». Источник: ГК «ЛокоТех»
Реорганизация системы снабжения, о которой мы говорили в самом начале, также связана с управлением качеством: с переходом центральных складов под управление компании будет значительно усилен входной контроль материалов и комплектующих. Кроме того, в 2025 году планируем обновить методологию работы с поставщиками: это включает проведение аудитов их предприятий и анализ эффективности. Мы стремимся выстроить долгосрочные партнерские отношения с надежными поставщиками, так как это напрямую влияет на стабильность производства и качество продукции.
Важным изменением для «ЛокоТех-Сервис» стало повышение на 15% часовых тарифных ставок основным и вспомогательным рабочим. В октябре увеличенную заработную плату получили почти 28 тысяч сотрудников. Что это дает компании?
Это важное решение, которое мы рассматривали как инвестицию в наших сотрудников. Квалифицированные специалисты – основа стабильной работы предприятий. Для нас это не просто «социалка» – это стратегия, направленная на укрепление коллектива, снижение оттока кадров и привлечение персонала.
При этом мы понимаем, что должно пройти время, прежде чем новые работники достигнут требуемого уровня квалификации и эффективности. Например, начинающему слесарю необходим как минимум год обучения и практики. Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям мы надеемся стабилизировать ситуацию с оттоком рабочих кадров: в ноябре он сократился в два раза в сравнении с предыдущими месяцами. В целом изменения положительно сказываются на производственных показателях, подтверждение тому – рост КГЭ.
Вы возобновили возобновление конкурсы профессионального мастерства. Какую роль они играют в системе управления персоналом?
Такие конкурсы – не просто традиция, это мощный инструмент мотивации и развития сотрудников. Он направлен на укрепление престижа рабочих специальностей, что соответствует одной из задач, поставленных Президентом России, – развитию производственного потенциала страны. Конкурс помогает выявлять лучших, обмениваться опытом и поддерживать профессиональный уровень участников.
Масштаб мероприятия этого года уникален: впервые в истории компании финальные состязания прошли по трем сериям локомотивов на трех площадках. Мы рассматриваем возможность расширить в 2025 году перечень номинаций.
Как будет развиваться кадровая политика ГК «ЛокоТех»?
Следующий год мы объявили как Год человека труда. Мы запланировали серию мероприятий, направленных на развитие системы нематериальной мотивации и повышение уровня вовлеченности. Наша цель – создать условия, в которых каждый работник почувствует свою ценность и вклад в общее дело. Год человека труда – это не просто символ. Это признание заслуг наших специалистов, важности их работы и усилий, которые они вкладывают ежедневно. Мы стремимся развивать корпоративную культуру, основанную на ценностях ГК «ЛокоТех» – надежности, развитии, партнерстве, уважении.
Интервью подготовлено пресс-службой ГК «ЛокоТех»
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK